среда, 1 мая 2024 г.
icon
441.44
icon
473.09
icon
4.75
Алматы:
icon
14oC
Астана:
icon
2oC
1xadv
×

Экономические возможности и последствия вступления Казахстана в ВТО

Последнее десятилетие характеризовалось стремительным развитием межгосударственных торговых отношений. Организацией, регулирующей правила ведения торговли между странами, в настоящее время является Всемирная торговая организация (ВТО). За годы существования Организация приобрела серьез­ное влияние и стала главным институтом мировой экономической системы.

Соблюдение правил ВТО все в большей степени становится необходимым условием для выхода на мировой рынок. Эти правила все больше унифицируются на глобальном уровне и устанавливаются, в значительной степени, мощными группами влияния в межправительственных организациях, а не самими суверенными странами, хотя применяются эти правила, в основном, именно на национальном уровне. Членство Казахстана в ВТО не является самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать задачам экономического развития страны, содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции Республики Казахстан в мировую экономику и торговлю. Исходя из этого, участие Казахстана в ВТО возможно лишь при том, что: условия членства обеспечат более благоприятные, чем в настоящее время, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки; позволят устранить их дискриминацию на этих рынках, приведут к безусловному наделению Казахстана всеми правами, которыми обладают другие члены ВТО.

При всем понимании того, что получение членского билета в этом престижном торговом клубе для Казахстана - событие такое же неотвратимое, но спешка в этом деле может обернуться только против нас самих. К тому же, как заявил Президент РК Нурсултан Назарбаев по данному вопросу, для нас предпочтительнее пропустить вперед в эту организацию соседнюю Россию, по «территории которой казахстан­ские товары могут продвигаться на рынки Европы».

Интеграция, ВТО, глобализация - имеют две оборотные стороны. С одной - это перспективы развития экономики страны и рынка, а с другой имеет свои нюансы, требующих особых затрат и внимания. Поневоле приходишь к мнению - «у каждого действия, есть противодействие », минусы. Они есть и все же, учитывая все плюсы вхождения и дальнейшего развития, соглашаешься с мнением большинства приверженцев ВТО и региональной интеграции. ВТО призывает к без ограниченной свободной торговле, при этом ставя жесткие требования контроля качества, что в свою очередь означает повышение уровня качества продукции и снижения ее цены.

В настоящее время для Казахстана является весьма актуальным вопрос именно качества экономического роста, так как республика может повышать экономическое благосостояние своих граждан и через наращивание объемов добычи и экспорта сырьевых ресурсов. Вместе с тем, такая модель не позволит классифицировать экономику республики как развитую, а экономический рост нельзя будет назвать устойчивым - основанном на росте конкурентоспособности.

Проанализируем экономические преимущества вступления РК в ВТО и возможности их использова­ния. Основные положительные моменты вступления Казахстана в ВТО будут заключаться в следующем:

Во-первых, помимо того, что Казахстан будет признан страной с открытой рыночной экономикой, интегрированной в мировое хозяйство и мировые структуры, содействующие ее развитию, он автоматически получает в отношениях со всеми странами-членами организации режим наибольшего благоприят­ствования.

Во-вторых, в связи с большой вовлеченностью республики в мировой экспорт нефти, нефтепродуктов, природного газа, электроэнергии и угля для Казахстана большое значение в ВТО будет иметь условие ведения торговли между участниками ВТО на недискриминационной основе. Вступление в ВТО даст Казахстану ряд преимуществ в области лицензирования экспорта, стандартов, применения антидемпинго­вых и компенсационных пошлин и в целом будет способствовать росту внешнеэкономической активно­сти государства .

В-третьих, от расширения вследствие более эффективной конкуренции на рынке ассортимента и качества товаров и услуг, снижения их цены должны выиграть казахстанские потребители. Снижение цен будет касаться не только готовых импортных товаров и услуг, но и отечественных, в производстве которых используются импортные компоненты. Вместе с тем произойдут соответствующие изменения в объемах и структуре потребления, которое будет приближаться к стандартам развитых стран. Повышение платежеспособного спроса положительно будет сказываться на росте производства, свидетельствовать об улучшении социально-экономического положения населения.

В-четвертых, для производителей потенциальные выгоды будут связаны с получением облегченного доступа к мировым рынкам товаров, услуг, капиталов, международно-признанных прав для защиты национальных экономических интересов на этих рынках. Произойдет снижение коммерческих рисков - за счет установления более стабильного режима торговли, а также уменьшения транспортных затрат -вследствие гарантирования свободы транзита товаров по территории стран-членов ВТО. Все это, в общем, будет содействовать снижению себестоимости казахстанской продукции.

В-пятых, создание цивилизованных условий конкуренции и прозрачного правового поля будет стимулировать общее ускорение структурных реформ и даст толчок для создания конкурентоспособной экономики. Этому будет способствовать приведение национального законодательства (в частности, в сфере налогообложения, таможенного регулирования, стандартизации и сертификации, регулирования сферы услуг, конкурентной политики, охраны интеллектуальной собственности) в соответствие с нормами и правилами ВТО.

В-шестых, перспективы инвестиционного климата в связи с вступлением Казахстана в ВТО будут положительными. Приток иностранных инвестиций в экономику страны увеличится в силу таких факто­ров, как общее улучшение имиджа страны, открытости экономики Казахстана, улучшения законодатель­ной базы, повышение прозрачности инвестиционных процедур, облегчение доступа на внутренний рынок зарубежных финансовых институтов, развитие фондового рынка. Инвестиционные потоки, несомненно, приведут к развитию отечественного производства, послужат мощным источником обновления производства и экономического роста страны, способствуют модернизации промышленного производства, росту экспорта, привлечению новых технологий и росту рабочих мест, повышению уровня квалификации местных специалистов.

В-седьмых, ускоренное развитие получат отрасли, выпускающие конечную продукцию с высоким уровнем наукоемкости и добавленной стоимости, высокой и средней технологичностью. Рост производства такой продукции может поддерживаться только выходом Казахстана на внешний рынок, который компенсирует «узость» внутреннего рынка и ограниченность внутреннего спроса. В результате расширения присутствия передовых технологий, товаров, услуг и инвестиций на внутреннем рынке, внедрения международных стандартов качества будут созданы благоприятные условия для повышения качества и конкурентоспособности национальной продукции.

В-восьмых, членство в ВТО обеспечит Казахстану выход в унифицированное международное право­вое пространство, которое создаст всем экспортерам и импортерам стабильные и предсказуемые условия деятельности. Казахстан может реально рассчитывать на получение права участия в разработке норм, регулирующих мировую торговлю, руководствуясь национальными интересами. Кроме того, появится возможность доступа к оперативной информации во внешнеэкономической политике и намерениям правительств стран-участниц ВТО, что позволит вырабатывать более эффективную торговую и экономическую политику. Членство в ВТО выгодно развитым странам, рынком сбыта их продукции становится весь мир. Страны с более низким уровнем развития сталкиваются с серьезными проблемами, главная из которых - необходимость защитить национальный рынок и национальное товарное производство от натиска импортных товаров и услуг.

Какие же существуют возможные негативные последствия для Казахстана при условии вступле­ния в ВТО?

Дальнейшая либерализация торговли постепенно усилит влияние мировой конъюнктуры на экономику Казахстана, обусловит повышение экономических рисков в периоды глобальной экономической нестабильности. Эти риски могут компенсироваться положительным влиянием мировой конъюнктуры в периоды ее благоприятного развития - учитывая то, что либерализация и включение в глобальные процессы автоматически не приводят к исправлению структурных недостатков менее развитых стран. Отрицательное влияние мировой конъюнктуры способно иногда существенно уменьшить преимущества от либерализации доступа к рынкам.

Концентрация на потенциальных долгосрочных преимуществах членства в ВТО может повлечь недооценку последствий начального периода. Следовательно, могут своевременно не быть предусмотрены действия правительства при неблагоприятных условиях (что вполне возможно, особенно при неправильном подходе к формулировке условий и неадекватном отстаивании национальных интересов в процессе присоединения). Вполне возможны временные осложнения в сфере государственного регулиро­вания экономического развития, вызванные необходимостью: (а) перехода на новые международные согласованные условия государственного регулирования экономики и (б) отказа от использования тради­ционных рычагов экономической политики, а именно - возможности применять льготы к налогообложению, пошлине и другим платежам, списывать задолженность предприятий перед государством, использо­вать государственные закупки в качестве инструмента стимулирования отечественного производства, контролировать и регулировать финансовые потоки, выдвигать к иностранным инвесторам требования по поводу источников приобретения ими комплектующих местного производства и направлений сбыта товаров.

И хотя в более долгосрочном плане все эти сдвиги можно рассматривать как положительный фактор, в краткосрочном это может вызвать проблемы для секторов, пользующихся значительными государственными субсидиями. Некоторые осложнения могут возникнуть и для производителей, которые подпадают под действие системы государственных закупок, осуществляемых в настоящее время в отсутствие открытой конкуренции.

Одним из наиболее существенных отрицательных факторов, действие которых активизируется при вступлении в ВТО, является то, что отдельные отечественные производители могут оказаться не готовы­ми к жесткой международной конкуренции. Казахстан имеет сегодня невысокий, по международным критериям, потенциал конкурентоспособности. Вместе с тем нет твердых оснований считать подобное отрицательное влияние всеохватывающим. Влияние присоединения к ВТО будет для различных отраслей экономики разным. Но, по оценкам отечественных экспертов, это отрицательно влияние с течением времени будет уменьшаться. С проблемами конкуренции столкнется и сектор услуг. От претендентов на вступление в ВТО сегодня требуется ужесточение подхода к формированию обязательств в секторах услуг - это касается как объема обязательств, так и ограничений в применении переходных положений относительно их внедрения. Однако следует отметить, что большинство секторов услуг в принципе менее уязвимы к факторам международной конкуренции, нежели отрасли, связанные с производством товаров. Ведь местные поставщики услуг имеют преимущества перед иностранными благодаря лучшему понима­нию местного потребителя, местных традиций, законодательного и административного регулирования, налаженным общественным связям, отсутствию языкового барьера. По многим секторам сферы услуг, которые еще только формируются и нуждаются в поддержке и защите для своего становления, Казахстан не сможет принять никаких обязательств. В случае их либерализации, без определения их дальнейшего развития, существует угроза потери этих рынков услуг. Более того, если торговый баланс в Казахстане положительный, то баланс услуг платежного баланса РК на протяжении ряда лет отрицательный, по причине оттока доходов иностранных поставщиков услуг. По мнению ряда экспертов, глобализация (а, ВТО, несомненно, является одним из эффективных ее инструментов) превращает конкуренцию из средства оздоровления слабых в средство их уничтожения, поскольку лишает неразвитые страны не просто доходов - самой возможности развития. Опыт показывает, что вступление в ВТО открывает внутренний рынок этих стран, прежде всего товарам, закрывая его, таким образом, для инвестиций (именно этим и объясняется факт замедления развития стран после вступления их в эту организацию). Безусловно, Казахстан подходит по всем параметрам в занятии равного места среди наиболее значительных государств, желающих вступить в ВТО. Незамеченным остается тот факт, что Казахстану сдвинуться с «мертвой точки», и в состояние пройти процесс превращения в полноправного участника международных экономических отношений, но все же еще потребуется значительных усилий. Трудности на пути достижения цели доказывает его способность преодолений этих трудностей. Большое значение имеет международная поддержка процесса интеграции Казахстана в многосторонней системе международной торговле за счет улучшений условий доступа казахстанской продукции на западные рынки. При этом правительство полностью берет ответственность за реализацию реформы внешнеторговой сфере .

Присоединение к ВТО является неотъемлемым шагом на пути интеграции в мировое сообщество в качестве полноправного участника многосторонней торговой системы и вывода законодательства респуб­лики на современный международный уровень. ВТО Казахстану не только правила торговли и благопри­ятную среду, но и возможности. Как отдельная страна Казахстан будет развивать свой экспорт, прави­тельство будет способствовать использованию ресурсов и повышению экспорта. Казахстан обладает всем необходимым для того, чтобы в XXI веке войти в число лидеров мирового развития. Гигантские природ­ные ресурсы, научный потенциал, квалифицированная рабочая сила - все это может сделать Казахстан конкурентоспособным в глобальной экономике.

Вступление Казахстана в ВТО: проблемы, последствия и перспективы

Кенжегали Сагадиев, доктор экономических наук, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, Президент Университета международного бизнеса

Казахстан все более втягивается в орбиту глобализации - мы строим открытое демократичесоке общество, формируем либеральную экономическую систему, устанавливаем обширные связи со многими государствами мира. Как удачно выразился один из наших интеллектуалов, глобализация уже имеет “экономическое тело”, а его кровеносные, жизнеобеспечивающие сосуды – международная торговля. Именно она придает динамику мировой экономике, вызывает к жизни и волей-неволей тянет за собой все другие аспекты глобализации. Так, за последние полвека объем мировой торговли промышленной продукцией вырос в 17 раз (!), в то время как сам объем мирового производства увеличился лишь в 6 раз. Торговля стала важнейшим фактором экономического роста, как развитых так и развивающихся стран. И это ее влияние на развитие экономики все нарастает. За последнее десятилетие темпы ежегодного роста мировой торговли достигли 6,5%, тогда как совокупный ВНП возрос лишь на 2,0%.

Весь этот динамизм мировой торговли и ее растущее влияние на развитие мировой экономики возникли не спонтанно, а на основе постепенной и последовательной выработки согласованных на международном уровне правил, способствующих свободному перемещению товаров, капиталов и услуг. В 1947 году между 23 государствами мира было заключено Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ), которое выработало совокупность правил, регулирующих торговлю товарами. В последующие годы эти правила совершенствовались и дополнялись, росло и количество стран, присоединившихся к ГАТТ. В 1990 году ГАТТ уже насчитывал 90 стран-членов. В 1995 году, после серии длительных переговоров, была создана Всемирная торговая организация (ВТО) – как преемница ГАТТ и как международный институт, деятельность которого подчинена идеям либерализации и справедливого порядка в мировой торговле.

Одновременно были приняты и вступили в силу Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Сейчас ВТО объединяет 145 стран-членов, и еще около трех десятков государств объявили о своем намерении войти в ее состав. Таким образом, сформирована и все больше набирает силу не просто многосторонняя, а поистине планетарная торговая система, которая институционализирована во многих аспектах и содержит обязательные для всех стран-членов ВТО нормы и правила. Можно утверждать, что в рамках ВТО практически весь мир объединяется под общей либеральной экономической крышей, подчинившись единым для всех принципам деятельности.

Казахстан объявил о своем решении войти в члены ВТО, что, безусловно, является оправданным шагом. Стремление нашей страны, строящей открытое общество и открытую экономику, стать в подлинном смысле этого слова полноправным членом мирового сообщества, можно только приветствовать. Это будет знаковым событием для всех нас, ибо по степени своей значимости оно равноценно переходу к рыночной экономике. Да и выигрыш очевиден - отечественные товары получат доступ на рынки других стран без какой-либо дискриминации, произойдет дополнительный приток инвестиций, и не только в сырьевой сектор, но и в другие отрасли экономики.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что все эти выгоды и преимущества не приходят автоматически. Все зависит от того, когда, на каких условиях и с какой степенью готовности войти в этот международный институт. Далеко не случайно, что многие страны длительное время и тщательно готовятся к членству в ВТО. К примеру, Китай, в успешном развитии экономики которого сегодня никто не сомневается, готовился к этому акту более 15 лет, став членом организации только в 2001 году. Не случайно и то, что те страны, которые не придали процессу подготовки серьезного значения и поспешили со вступлением в ВТО, не только не получили каких-либо выгод, но и столкнулись с серьезными трудностями. К ним можно отнести Киргизию, Молдову, Грузию. Опыт вступления этих стран в ВТО в целом можно считать негативным, ибо он не дал того экономического роста, на который они рассчитывали. Киргизия открыла свои границы для всех товаров и ожидала, что придут и значительные инвестиции. А они не только не увеличились, а, наоборот, сократились. Если объем прямых иностранных инвестиций в 1997 году составил в этой стране US$96 млн., то в 2000 году он сократился до US$39 млн. Не улучшаются экономические показатели и в Грузии. В Молдове, после ее вступления в ВТО, возникли серьезные проблемы в ряде жизненно важных отраслей, в таких, как сельскохозяйственное машиностроение, табачная и винодельческая индустрия, а иностранные инвестиции в 2000 году сократились на 8,0%.

Этими примерами я вовсе не хочу отвергать саму идею членства Казахстана в ВТО. Однако здоровый пессимизм и взвешенность должны быть главными императивами в выборе алгоритма вступления в эту организацию. Да, мы опережаем вышеназванные страны СНГ по темпам экономического развития и эффективности реформ. Да, США и Европа признали Казахстан страной с рыночной экономикой. Надо отдать должное продуманности стратегии президента, целенаправленным действиям правительства. И все же в вопросе вступления в члены ВТО не должно быть какой-либо спешки и кампанейщины.

Сроки вступления диктуются прежде всего готовностью самой страны извлечь выгоды от участия в либерализации международной торговли. К настоящему моменту ресурсная, законодательная, институциональная, человеческая и информационная база в Казахстане не позволяет сказать, что мы получим те выгоды, на которые рассчитываем. Точнее, выгоды вхождения Казахстана в ВТО носят более отдаленный, долгосрочный характер, и поэтому не так очевидны, в то время как потери скажутся быстро и весьма болезненно на всей отечественной экономике. К негативным факторам можно отнести: заметный спад производства в ряде отраслей; ощутимые финансовые потери в виде уменьшения поступлений в бюджет от таможенных пошлин; ослабление устойчивости финансово-банковской системы вследствие ее низкой капитализации; угрозу национальной и продовольственной безопасности вследствие потери контроля над отдельными рынками, оказавшимися в руках иностранных компаний; рост безработицы и наплыв дешевых зарубежных продуктов питания.

В настоящее время в республике недостаточно конкурентоспособного, с точки зрения мировой торговли, производства. По общепринятым меркам, отрасль считается конкурентоспособной, если на нее приходится не менее 3,25% мирового экспорта. Доля нашей страны в мировом экспорте по группам товаров распределялась в 2000 году следующим образом: сельскохозяйственные продукты – 0,18%, переработанные продукты – 0,02%, химикаты - 0,01%, базовое машиностроение - 0,22%, минералы – 0,49%. При таких низких показателях выигрыш от участия в мировой торговле, естественно, будет незначительным. Поэтому, если нацелиться на выгодное для себя участие в такой торговле, надо думать об экспортоориентированном производстве.

Вследствие узости внутреннего рынка необходимость создания казахстанских экспортоориентированных производств признается давно. Часто мы ссылаемся на опыт Сингапура, Таиланда, Малайзии и других стран, чьи экспортоориентированные стратегии вывели их товары на внешний рынок, обеспечив этим странам устойчивый экономический рост. Китай, несмотря на огромный внутренний рынок, с самого начала отдал приоритет развитию отраслей и предприятий, производящих товары для экспорта. Мы же, кроме признания этого факта, пока мало чего добились. За годы реформ численность работающих в казахстанской промышленности сократилась в 2 раза, уровень износа основных фондов достиг 60%, объем инвестиций в отрасли явно недостаточен. А ведь успешность вступления Казахстана в ВТО в первую очередь зависит от уровня развития отечественной промышленности.

Другой, очень важный вопрос, - это меры по защите собственного товаропроизводителя и внутреннего рынка. Речь не о том, чтобы как-то защитить все отрасли нашей экономики. В условиях либерализации торговли по правилам ВТО ряд наших отраслей и производств с низкой конкурентоспособностью производимых ими товаров или перестанет существовать, или будет перепрофилирован. И хотя это отчасти поможет нам быстрее преодолеть тяжелое наследие многозатратной советской экономики, в то же время, если не принять защитных мер, ряд жизненно важных для нашей экономики отраслей будет просто задавлен иностранной конкуренцией. Это сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, машиностроение, производство строительных материалов и другие отрасли.

Сейчас доля импорта по ряду продовольственных товаров составляет от 40 до 60% от общего объема их ежегодного потребления. И это при ныне действующем, более или менее удовлетворительном уровне тарифной защиты. А ведь одним из условий вступления в ВТО является существенное снижение уровня импортных тарифов. Каково будет тогда самочувствие отечественных продовольственных отраслей? Не получится ли так, что наплыв импортных товаров приведет к их банкротству? Один лишь пример. Сегодня доля импорта в кондитерской промышленности составляет 54,2%. Из 160 казахстанских предприятий работают только 4 - остальные либо стоят, либо частично перепрофилированы. Объем импортируемой из Украины карамели за последние два года вырос в 15 раз, а печенья только за один год – в 40 раз! Доля российского шоколада на нашем внутреннем рынке достигла 46%, а печенья - 45%. Скажем, завтра войдут в действие правила ВТО, более либеральные, с низким уровнем тарифной защиты. На наш рынок придет конкурентоспособная продукция и из других стран. Что тогда? Полностью закрывать собственные кондитерские предприятия? И не только кондитерские, но и другие предприятия пищевой и легкой промышленности, которые находятся сегодня в аналогичных условиях.

Ряд стран на стадии переговоров по вступлению в ВТО тщательно обговаривает эти защитные меры, а некоторые до вступления в нее существенно повышают импортные тарифы для того, чтобы постепенно, в течение переходного периода снижать их до приемлемого уровня. К примеру, Россия в целях защиты собственного рынка в 2001-2002 годах резко подняла импортные тарифы на сельскохозяйственные продукты и продовольственные товары. А как решается этот вопрос в Казахстане? К сожалению, у нас нет об этом информации, а ведь эта проблема должна быть одной из основных на переговорах.

Теперь о сельском хозяйстве, поскольку это одна из самых сложных сфер международной торговли. Вопреки провозглашенным принципам, политика протекционизма, проводимая развитыми странами при защите собственных рынков, по-прежнему остается их любимым коньком. К примеру, США увеличили помощь своему аграрному сектору с US$7,2 млрд. в 1996 году до US$22,9 млрд. в 2000 году. ЕС также является ярым сторонником протекционизма в отношении своих сельхозпроизводителей. Так, осенью 2002 года комиссией Евросоюза принято решение о выделении 40 млрд. евро (US$39 млрд.) в год на прямые субсидии европейским фермерам. В странах ЕС доля субсидий составляет в среднем 40% дохода крестьян от реализации сельхозпродукции. В то же время в ряде стран, таких, как Польша, Швейцария и других, в целях защиты внутреннего рынка импортная пошлина на сельхозпродукцию достигает 500-650%.

Все это заставляет нас серьезно подойти к выработке мер по государственной поддержке аграрного сектора и защите внутреннего рынка сельхозпродукции. Мы приняли трехлетнюю программу возрождения села, и это серьезный шаг вперед. Более 40 миллиардов тенге ежегодно могут существенно поправить положение дел в нашем сельском хозяйстве. И все же, учитывая, что материально-техническая база этой отрасли весьма запущенна, размеры выделяемых государством средств необходимо наращивать. В расчете на единицу себестоимости сельхозпродукции размер выделяемых аграрному сектору государственных субсидий составляет около 8% (в Европе эта поддержка раз в 5 больше). Поэтому в ходе подготовки к вступлению в ВТО нам надо обговаривать гораздо больший объем государственной поддержки сельскому хозяйству, чем мы можем сейчас это себе позволить. К примеру, объем ежегодных субсидий сельскому хозяйству России в настоящее время составляет около US$1 млрд., в ходе же переговоров она настаивает на US$16 млрд. И такая позиция мне представляется справедливой, поскольку коренная модернизация сельского хозяйства этой страны потребует огромных затрат из-за ее отсталости по сравнению с развитыми странами. Устаревшие технологии, неблагоприятные климатические условия, низкая рентабельность отечественного сельского хозяйства также будут вынуждать нас оказывать ему государственную поддержку во все возрастающих объемах. И этот факт, думается, должен быть предметом весьма серьезных переговоров с ВТО.

По имеющейся информации, Казахстан в ходе переговоров не ставит вопроса об экспортной субсидии на сельскохозяйственную продукцию, ссылаясь на то, что в экспортной практике она, как таковая, у нас ранее не применялась. Вряд ли такая постановка проблемы экономически целесообразна. Прежде всего Казахстан - это внутриконтинентальная страна с огромной территорией, находящейся на значительном удалении от рынков сбыта. В результате транспортная составляющая в себестоимости казахстанской продукции достигает в среднем 20-25%, в то время как в Европе и странах, близких к морским коммуникациям, она составляет не более 10%.

Таким образом только из-за высоких транспортных издержек снижается конкурентоспособность некоторых видов казахстанской продукции. В то же время при наших возможностях мы могли бы стать крупным экспортером зерна и мяса не только в близлежащие, но и страны дальнего зарубежья. Однако при этом траспортные затраты, связанные с реализацией сельхозпродукции на внешнем рынке, государство в виде экспортных субсидий должно взять на себя. Решая проблемы сбыта, такая мера способствовала бы росту товарности и возрождению сельской экономики. Кстати, стимулирование экспорта сельхозпродуктов путем предоставления субсидий со стороны государства достаточно широко применяется многими развитыми странами.

В целом нам необходимо серьезно проанализировать все возможные последствия вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. Нужно привлечь к этой работе ученых и специалистов, как это уже сделано в России. Надо проинформировать население о ходе и результатах переговорного процесса по ВТО. О тех проблемах, с которыми мы сталкиваемся или столкнемся. Ведь правила ВТО будут непосредственно влиять на каждого из нас: потребителя и производителя, экспортера и импортера. И чем больше будет знать общественность о требованиях ВТО, тем больше будет у нее возможностей готовиться к ним. Китай, к примеру, обстоятельно ознакомил 2000 руководителей своих провинций с правилами ВТО, а те в свою очередь проделали такую же работу в масштабе своего региона. В Казахстане в этом плане не делается ничего. Поэтому было бы целесообразным открыть в республике центры по обучению бизнесменов и предпринимателей работе в условиях ВТО. Пришла также пора начать подготовку специалистов по международной торговле высшей квалификации, которых сегодня нам так не хватает.

Словом, нам нельзя наступать дважды на одни и те же грабли. Первый раз это было связано с шоковой терапией, со стремительным изменением всей нашей экономической системы. Тогда нас к этому вынуждали многочисленные объективные и субъективные факторы. Сейчас иные условия. Поэтому мы должны тщательно проанализировать все “за” и “против” вступления в ВТО, предпринять ряд превентивных защитных мер, аргументированно отстаивать наши позиции в ходе переговоров. Наше вхождение во Всемирную торговую организацию должно принести как можно меньше потерь, а главное - сыграть позитивную роль в обеспечении устойчивого экономического роста.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0

В статье: