пятница, 26 апреля 2024 г.
icon
444.22
icon
476.38
icon
4.82
Алматы:
icon
8oC
Астана:
icon
12oC
1xadv
×

МСХ РК: Цены на казахстанские продукты растут обоснованно

Во всем мире обеспечение продовольственной безопасности занимает очень важное место в экономике государства. Как обстоят дела у отечественного сельхозпроизводителя и как государство защитит аграрный сектор со вступлением ВТО корреспондент ИА «NewTimes.kz» решил узнать в министерстве сельского хозяйства РК.

Согласно данным Комитета по статистике РК цены на продовольственные товары в декабре 2015 года выросли на 10,9%. Если повышение цен на импортные продукты объясняется курсовым скачком, то почему растут цены на товары отечественного сельхозпроизводства?

— Стоит отметить, что рост цен на продовольственные товары является обоснованным, в связи с функционированием Казахстана в условиях открытых границ со странами-членами ЕАЭС. Присутствует так называемый «эффект сообщающихся сосудов», который заключается в том, что сдерживание цен в Казахстане, при их росте в Российской Федерации, приведет к оттоку товаров на соседний рынок. Предприниматели будут продавать свою продукцию туда, где выше цена на их продукцию.

Кроме того, отмечаем, что наблюдаемый в последнее время рост цен является следствием повышения цен на составляющие себестоимости (коммунальные услуги, горюче-смазочные материалы, сырье и т.д.), а также неконтролируемых торговых наценок.

Так, по данным КС МНЭ РК, в декабре 2015 года цены производителей на макаронные изделия составляли – 100 тенге/кг, тогда как в рознице они стоили – 213 тенге/кг (разница 113%); сметана – соответственно 497 и 835 тенге/кг (68%); кефир – 158 и 245 тенге/литр (55%); молоко обработанное – 139 и 211 тенге/литр (52%) и др.

Каким образом государство поддерживает сельхозтоваропроизводителей, чтобы те не повышали цены на свою продукцию?

— Основной целью Программы «Агробизнес-2020» является создание условий для повышения конкурентоспособности субъектов АПК. Для этих целей, в рамках Программы государством оказывается всесторонняя поддержка бизнесу в виде льготного кредитования, льготного налогообложения и субсидий (субсидирование ресурсов и работ в растениеводстве и животноводстве, финансовое оздоровление, снижение процентной ставки по кредитам и лизингу, субсидирование расходов на гарантирование и страхование займов, инвестиционное субсидирование, субсидирование затрат перерабатывающих предприятий на закуп сырья).

Указанные меры направлены на повышение производительности, соответственно позволяют снизить и себестоимость готовой продукции. При этом данные меры не направлены на сдерживание цен.

Со вступлением в ВТО, сможет ли Казахстан защитить своих сельхозпроизводителей? Если да, то с помощью каких механизмов?

— Одним из важных аспектов в рамках переговоров по вступлению Казахстана в ВТО являлись переговоры по доступу на рынок, в том числе сельскохозяйственных товаров.

Так, в целях защиты отечественных товаропроизводителей при вступлении в ВТО казахстанской стороне удалось отстоять максимально высокий уровень защиты внутреннего рынка от импорта.

Необходимо отметить, что уровень таможенных пошлин в отношении каждого вида товаров определялся исходя из отечественного потенциала по производству, имеющихся программ по развитию, с учетом заинтересованности казахстанских потребителей в поставках товаров, непроизводимых, либо производимых в недостаточных количествах, а также структуры импорта.

Вместе с тем, Казахстану удалось отстоять возможность оказывать государственную поддержку сельскому хозяйству в рамках так называемой «желтой» корзины (то есть мер государственной поддержки, оказывающих влияние на рыночную цену) в размере 8,5% от валовой стоимости сельскохозяйственной продукции.

Данный объем позволит Правительству Казахстана оказывать поддержку аграрной отрасли на ежегодной основе в рамках реализации Программы «Агробизнес-2020». Более того, при будущем росте валовой продукции сельского хозяйства, также будет увеличиваться размер разрешенных к применению государственных дотаций сельскому хозяйству.

Кроме того, в рамках ВТО Казахстан может предоставлять субсидии в рамках «зеленой» корзины без ограничений, тем самым поддерживая отечественных производителей.

Данные меры государственной поддержки, позволят поддержать сельхозтоваропроизводителей и каких-либо ограничений по субсидированию отрасли не будет.

Помимо этого, в рамках ВТО предусматривается применение механизмов позволяющих защитить отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции, в частности применение антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер.

Так, антидемпинговые меры могут быть применены в случае установления факта демпинга и определение того, что демпинг наносит материальный ущерб государству (применяются в виде антидемпинговой пошлины или в виде ценовых обязательств импортера, которые обязуются продавать товар не ниже обусловленной суммы).

Компенсационные меры могут быть применены в случае, если при производстве импортируемого товара, его производитель получал от своего государства специфическую субсидию (применяются в виде компенсационных пошлин, взимаемых сверх импортной таможенной пошлины).

Специальные защитные меры могут быть применены в случае резкого роста импорта (применяются в виде специальной пошлины, взимаемой сверх импортной таможенной пошлины или квоты, ограничивающий фактический объем импорта).

Каковы ежегодные объемы производства мяса (говядина), муки, хлеба, риса, сахара, молока, и каковы объемы ежегодного потребления этих продукций в РК?

— Объемы производства говядины в 2014 году, по сравнению с 2013 годом увеличился на 21,4 тыс. тонн и составил 404,8 тыс. тонн. Объем внутреннего потребления данного продукта так же показали рост в 2014 года. Так по сравнению с 2013 годом объем потребления увеличился на 12,6 тыс. тонн и составил 419,2 тыс. тонн.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0