Вновь в медиасегменте Казахстана появился повод для бурных обсуждений — ток-шоу, в котором опять жертву насилия призывают молчать, а тех, кто оказался в браке против своей воли, поделиться личной «веселой» историей. Что об этом думают женщины, которые ратуют за гендерное равенство и борьбу с насилием и работают в этом направлении, узнавала корреспондент ИА «NewTimes.kz» Екатерина Мостовая.
Информационное поле взорвал очередной неоднозначный медиапродукт, затронувший тему насилия. Шоу, посвященное примирению и выходящее на 31 канале, пригласило в эфир девушку, которая, пережив групповое насилие в 14 лет, родила ребенка. В итоге ей фактически предложили не лишать свободы ребенка отца и помириться с обидчиком. К тому же в эфире звучали призывы не рушить судьбы остальных парней, мол, у них семьи и дети, да и аул будет опорочен. Для тех, кто пропустил это шоу, медиакритики сделали целый разбор передачи. Следом появился анонс конкурса, в котором людям предлагали рассказать их личные истории брака поневоле и получить приз. Принимают, кстати, только веселые истории.
К слову, столкнувшись с волной критики, на канале решили несколько видоизменить описание конкурса. Теперь там просто предлагают рассказать необычную историю вашей свадьбы (например, сыгранные в интересных местах, интернациональные, браки, организованные родителями, и т.д). Тем не менее, авторов проекта все же больше интересуют браки поневоле. Об этом говорят и комментарии канала (что людей интересует, сохранилась ли эта традиция в нынешнее время), и анонс сериала, по сюжету которого девушку насильно выдают замуж за незнакомого парня, а родители весело смеются после свадьбы, мол, «ничего, ночью познакомятся».
Конечно же, правозащитники, борцы с насилием, феминистки, активистки и просто неравнодушные люди возмутились такой повестке, ведь это сводит на нет все старания по развитию нулевой терпимости к насилию. И есть подозрение, что уровень доверия к телевидению в отдаленных регионах Казахстана достаточно высок, потому что местные жители отдают предпочтение не законам и правам женщин, а традициям воровства невест и «сохранению мусора в собственной избе».
Мы обратились к женщинам, которым небезразлична тема женских прав, и попросили их высказаться о передаче.
Глава фонда «НеМолчи.kz», правозащитница Дина Смаилова начала с того, что для таких шоу важно разбираться в законодательстве и быть гендерно ориентированными.
«Есть тонкая грань, когда мы не можем нарушить баланс и уйти к базарному разбирательству. Речь идет об уголовном правонарушении в отношении ребенка. И от ведущего зависит многое. Здесь абсолютная вина организаторов. Эти моменты не продуманы, реплики из зала шли отвратительные. «У него дети», «ты позоришь наш аул» — такие вещи недопустимы и должны пресекаться немедленно. Но, как я поняла, и ведущий, и редакторы поддерживали скандальность проекта — на этом, видимо, он держался», — рассуждает правозащитница.
По словам главы фонда «НеМолчи.kz», она лично побеседовала с теми, кто работает над проектом. И они сослались на то, что теперь дело вернут на рассмотрение, судя по всему, «благодаря» этому шоу. Однако у Дины Смаиловой встречный аргумент: ее фонд тоже регулярно выносит истории подопечных — жертв насилия на всеобщее обозрение, однако главная цель всегда — их защита, а не использование громкой истории ради хайпа.
«Я считаю, что девочку использовали и подставили, потому что предусмотреть были обязаны, что такие вещи произойдут. Это большое вредительство, что организаторы задали такой тон в зале и дали понять публике, что можно обсуждать эту тему и с такого ракурса: «Они же молодые парни, надо дать им шанс, пусть они поживут еще, пусть примирятся, пусть она на это пойдет». Как мы подменяем уголовный кодекс! Это же тяжкие статьи, где примирение недопустимо. В данном случае я вижу противоправные действия со стороны отца, потому что он взял на себя право каким-то образом примирить их, и я не знаю, как он сделал это, потому что законодательно это невозможно», — возмущена Дина.
Правозащитница согласна с тем, что подобный контент негативно сказывается и даже обесценивает тот пласт деятельности, которую проводят борцы с насилием, феминистки и правозащитники в попытках изменить отношение к этой острой теме. При этом она упомянула, что в передаче, в которую вовлекли имамов и общину, законы просто подменяют традиционными нормами.
«Такие передачи недопустимы, они пагубно влияют на работу таких организаций, как наша, например. Мы ведем общество к нулевой терпимости, а здесь передача дает понять обществу, что даже в случае сексуального насилия над ребенком есть варианты, как избежать уголовного наказания. …Меня лично это очень оскорбило. И я считаю, что в данном деле общественности нужно предпринять четкие действия, выдвинуть коллективный иск, возможно, мы уже инициировали, кстати. Я уже сделала обращение и скинула его в рабочую группу по закону о бытовом насилии», — говорит Дина Смаилова.
Увы, подобные передачи — не редкость для казахстанского телевидения и развлекательного сегмента. Неоднократно в инфополе появлялись шоу, передачи, вайны и прочий видеоконтент, в котором ракурс рассмотрения темы насилия был настолько изогнут, что превращал все в шутку. Подобных примеров можно найти с избытком на сайте «Новый репортер», где опытные журналисты и медиакритики регулярно делают обзоры казахстанского медиаконтента и регулярно находят там «шедевры».
О нашумевшей передаче мы поговорили и с Азизой Шужеевой — экс-главой телекомпании «Эра», общественницей и заместителем председателя Альянса женских сил Казахстана. Она не раз обращала внимание на то, как преподносятся темы насилия и защиты прав женщин в казахстанских медиа.
«Я бы хотела вернуться к началу и сказать, что на нашем современном казахстанском телевидении, в медиа вообще распространен так называемый язык вражды и в достаточно легкой форме упоминаются случаи насилия. С помощью экспертов, определенных комментаторов это насилие оправдывается, более того, преподносится в развлекательном формате плюс сопровождается осуждением жертвы со стороны экспертного сообщества или ведущих», — дает свою оценку Азиза Шужеева.
Она напомнила, что это далеко не первый случай, в качества примера упомянув случай с Омаром Жалелом, который в эфире телеканала «Казахстан» сравнивал девушек с маркерами и говорил, что единственным предназначением девушки является замужество.
Читайте также: Наказывают ли чиновников за сексистские высказывания о казахстанских женщинах?
«Это вызвало определенную волну негодования. Когда мы видим резонансные ситуации, связанные со случаями насилия, многие СМИ допускают легкие заголовки или заголовки, которые унижают достоинство жертвы. И в случае с 31 каналом — там еще объявлен конкурс на тему «брака поневоле», а значит, брака, основанного на действиях насильственного характера. Что касается ток-шоу. Героиня пережила насилие, причем в несовершеннолетнем возрасте, и теперь организаторы проекта в эфире пытаются примирить жертву с насильниками. Цель шоу противоречит уголовному кодексу Республики Казахстан.
Я не буду перечислять сейчас всех комментаторов, которые пытались примирить жертву с насильниками или сделать ее виновной (в эфире передачи — прим. NT), но факт в том, что шоу не сопровождается грамотной правовой оценкой. Нет среди экспертов грамотного юриста, адвоката, представителя суда или прокуратуры, который дал бы правильное трактование ситуации. Получается, что СМИ в данном случае пропагандирует примирение между жертвой и преступниками, то есть программа противоречит законодательству
Насчет конкурса. В соответствии с Кодексом о семье и браке, запрещено насильственное вступление в брачные отношения. Встает вопрос: почему при подготовке таких программ не была дана юридическая экспертиза и к чему этот язык вражды на телевидении приводит? Были же случаи, когда жертв бытового насилия высмеивали, есть программы, есть скетч-шоу, которые пропагандировали пренебрежительное отношение к женщинам. В результате складывается легкое отношение к насилию, как к обыденности, и создается полное ощущение того, что оно остается безнаказанным.
31 канал — для всей семьи, и здесь встает вопрос: какие семейные ценности пропагандирует это СМИ, почему допускает такое легкое отношение к насилию, к законодательству? Нормы законодательства не соблюдаются. И этот язык вражды, который присутствует в медиа, также является фактором роста бытового и сексуального насилия против женщин, несовершеннолетних. Вместо того чтобы пропагандировать нулевую терпимость к насилию, наши продюсеры, к сожалению, делают все наоборот», — подытожила Азиза Шужеева.