Почти неделю назад, когда вся страна отмечала Рождество Христово — праздник милосердия, на одной из атырауских улицах произошел вопиющий случай. Привязав собаку к автомобилю, местные жители протащили ее по проезжей части. Вчера аналогичный случай произошел и в Алматинской области. Водитель закрепил поводок за верхний багажник и заставил четвероногого друга бежать за машиной. Учитывая участившиеся факты насилия над животными, корреспондент ИА «NewTimes.kz» решила связаться с представителями зоозащитных организаций, чтобы узнать, как уберечь питомцев от человеческой агрессии и что делать, если стал свидетелем такого инцидента.
Строки из песни поэтессы Ю. Мориц — «Собака бывает кусачей только от жизни собачей» характеризует всю ту ситуацию, происходящую по отношению к животным в стране. Что только не делают казахстанцы с четвероногими — бьют, сбрасывают с многоэтажек, издеваются. Не успели мы забыть вопиющий случай с тем, как житель Атырау душил собаку дверцей от холодильника, как другие атыраусцы тоже «проявили» себя, проволочив животное по асфальту. В первом случае на мужчину завели уголовное дело, он раскаялся. Относительно других извергов пока ничего не известно. Не исключено, что они также принесут публичное извинение и все. Максимум, им выпишут штраф.
А была ли жестокость?
О том, что нынешнее законодательство, направленное на защиту животных, как минимум неидеальное, и трактуется не должным образом, говорят представители профильных организаций. По словам президента Казахстанского общественного фонда защиты животных «KARE-Забота» (KARE) Юлии Коваленко, нынешнюю 316 статью уголовного Кодекса, а точнее понятие «жестокое обращение с животными» каждый сотрудник правоохранительных органов понимает по-своему.
«Недавно произошел случай, когда собаку отравили. Сотрудники полиции уверены, что в этом факте не наблюдается жестокость, животное ведь не мучилось. Мы спорили и доказывали, что, наоборот, несчастная страдала. Допустим, собаку протащили, как в Атырау. У нее царапины, шок. Для нас это явно жестокое обращение, но под 316 статью она не попадает. Максимум под статью КоАП «Хулиганство». Отсутствие четкости в формулировке приводит к спорным моментам, поэтому в проекте закона об ответственном обращении с животными, мы, как одни из разработчиков документа, даем расширенное определение о том, что же подразумевает собой жестокое отношение», — говорит Юлия Коваленко.
Согласно новой формулировке, жестокое обращение с животными — отношение, сопряженное причинением страданий, которое привело или может привести к гибели. Сюда же включено и истязание четвероногого, в том числе холодом, голодом, жаждой и многое другое.
«Считаем, что нужно сделать градацию и продублировать статью «Жестокое обращение с животными» и в административный кодекс с увеличением суммы штрафа», — добавляет собеседница.
Чтобы по карману больно стало
Штрафные санкции, как отмечает эксперт, идеально продуманы в европейских странах. Там нужно платить огромные суммы за то, что кошка или собака не стерилизованы, за то, что человек выбросил питомца на улицу и другие деяния против животного.
«Животные, которые оказались на улице, в большинстве своем бывшие домашние питомцы. В тех странах, где ситуация с бездомными братьями младшими взята под контроль, а таких государств, к слову, немного, четвероногие чувствуют себя относительно хорошо. Там обязательна их регистрация, к примеру, посредством чипа. За ними закреплен уникальный номер, который размещается в специальной базе. Допустим, если собака находится на улице, то представители той же службы отлова, просканировав чип, определяют, кому она принадлежит, и привлекают к ответственности владельца. Кроме того, европейцы более ответственно относятся к стерилизации и кастрации своих кошек и собак», — подчеркивает эксперт.
Как эта ситуация обстоит у нас, в Казахстане? Последние четыре года подряд один из первых зоозащитных фондов KARE реализовывали проект по стерилизации, кастрации животных в Алматы. Это, наверное, первый опыт, когда государство покрывало все расходы на эти процедуры и алматинцы могли на бесплатной основе провести их для своих питомцев.
«Как оказалось, не все захотели стерилизовать свою собаку, кошку. В итоге, что мы получили? По истечении времени нам прислали массу обращений с просьбой забрать приплод в приюты», — констатирует президент фонда.
Одних извинений недостаточно
«Для решения проблемы с насилием над животными нужно ужесточать наказание для извергов. Возьмем случай в том же Атырау. Что нам даст извинения живодера? Что для него тот мизерный штраф, который он получит? Хорошо если человек осознает свою вину, а если нет, то, возможно, не избежать рецидива. Вообще, 99% преступлений против четвероногих заканчиваются тем, что правонарушитель просто приносит публичное извинение, или дела списывают в архив ввиду отсутствия доказательств. Свидетелей данных фактов всегда просим делать фото и (или) видео съемку инцидента и писать заявления в полицию. К слову, бывают случаи, когда в правоохранительные органы вместо очевидцев обращаемся мы, но с теми данными, которые нам предоставлены ими», — говорит собеседница.
Больше всего обращений в их фонд, как отмечает Юлия Коваленко, зафиксировано в прошлом году. Возможно, это сказалась пандемия.
«Тогда, как вы помните, всем пришлось нелегко. Социально-экономическая нестабильность сказалась и на отношениях человека с животным миром. Люди выплескивали агрессию на слабых и беззащитных. Большинство дел так и ушло в архив из-за отсутствия доказательной базы. В месяц в среднем поступало 150-200 обращений, а иногда количество достигало 500. Из года в год увеличивается число заявок с формулировкой «заберите собак/кошек». Такая статистика говорит о том, что животных становится очень много», — информирует эксперт.
Самое ужасное, что бывают случаи, когда хозяин сам привозит питомца в организацию отлова, а когда ему говорят, что через несколько дней животное убьют, просто пожимает плечами, мол — «что я сделаю?».
«Знаете, в чем большая проблема казахстанцев? В отсутствии понимания, что те же кошки и собаки, — живые существа. Это очевидность следует прививать со школьной скамьи, например, на уроках доброты. Взрослые должны стать образцом для подражания детям. На сегодняшний день у нас нет жесткого наказания за вред, причиненный питомцам, но надеюсь, с июня этого года ситуация изменится», — резюмирует собеседница.
В том, что для минимизации, искоренения насилия над животными нужно решать вопрос в комплексе, начиная с политики государства в отношении обращения с питомцами и заканчивая воспитанием общества с детского возраста, уверена и руководитель ОЮЛ Ассоциация по защите животных «Inucobo», юрист Лилия Сарсенова.
«Мы наряду с другими зоозащитниками обратились с инициативой законопроекта «Об ответственном обращении с животными», который стоит на рассмотрение на июнь 2021 года. Была проведена огромная работа, так как она влечет за собой изменение действующего законодательства, так называемого «сопутствующего закона». А это более 300 нормативно-правовых актов. Мы хотим, чтобы ответственность за жестокое обращение с животными была и в уголовном и административном кодексе одновременно. Это практика многих стран. Во-вторых, нужно внедрить ответственность во всех сферах: при перевозке, в ветеринарных клиниках, при содержании диких в неволе», — говорит женщина.
Как добавляет собеседница, новый закон защитил бы животных от жестокого обращения и людей от безответственности владельцев.
«Во многих цивилизованных странах самый высокий штраф платят за выброс животных. У нас же это делают безнаказанно, бывает, что оставляют щенков, котят при переезде. По сути, такое явление является перекладыванием бремени содержания на государство. Теперь оно должно заниматься отловом и содержанием, а как осуществляется отлов животных у нас в стране — это отдельный болезненный вопрос», — заверяет Лилия Сарсенова.
Сейчас еще очень рано говорить о том, что законопроект действительно изменит ситуацию. Остается только ждать и верить, поскольку произвол по отношению к животным, уже давно пора прекращать и пусть даже через ужесточение наказания.