«Непростой переход»: Как на самом деле делают операции по смене пола в РК

Казахстанские соцсети вновь всколыхнула новость о том, что в стране будут бесплатно менять пол всем желающим. Информацию поспешили опровергнуть, мол, такие операции не входят в объем бесплатной медицинской помощи и, вообще, довольно редки. Тем не менее, совершить трансгендерный переход в Казахстане все-таки возможно. Журналист ИА «NewTimes.kz» разобралась, насколько сложно людям, находящимся не в «своем» теле. 

Фото: medkontrol.pro

На удивление всем негодующим пользователям соцсетей, операции по смене пола в нашей стране далеко не редкость. Приказ, в котором прописаны правила медицинского освидетельствования и проведения смены пола, был подписан министром здравоохранения Алексеем Цоем в прошлом году. 

Тем не менее, хирургическую коррекцию пола в Казахстане практикуют уже не первый год. Так, коллега нынешнего министра, Жаксылык Доскалиев, еще в 2003 году издал приказ, расписывающий медицинские нормативы операции по смене пола в РК. С этого же года при республиканском центре психиатрии и наркологии начала работать специальная комиссия, которая решала дальнейшую судьбу трансгендеров. 

По данным Минздрава, за 10 лет в Казахстане провели всего три операции по смене пола. Это с 2006 по 2016 годы. Но о том, сколько людей совершило трансгендерный переход в частных медицинских  учреждениях, чиновникам ничего неизвестно. Также не учитываются данные о казахстанцах, специально выезжающих за рубеж с одной-единственной целью — получить новое тело. То, каким их изначально не одарила природа.

Конечно, отношение к трансгендерам со стороны государства нельзя назвать радужным. В кодексе «О здоровье народа и системе здравоохранения», принятом в 2009 году, их сухо называют «лицами с расстройствами половой идентификации». И право на смену пола, согласно статье 88-й, имеют далеко на все граждане. 

Во-первых, операции по смене пола подлежат только дееспособные лица, достигшие 21 года. Это не могут сделать лица с психическими, поведенческими расстройствами и заболеваниями (ППР). 

Во-вторых, подобное медицинское вмешательство не проводится бесплатно. Операция по смене не входит в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. И стоит недешево даже с учетом того, что  большинство трансгендерных людей предпочитает не связываться с генитальными операциями. Гораздо чаще это маммопластика, мастэктомия и лапароскопия. 

Поэтому людям с финансовыми трудностями совершить переход совсем непросто. Да и сама процедура по смене пола состоит из гормональной заместительной терапии (первый этап) и хирургической коррекции пола (второй этап). Это требует серьезных денежных вложений, а сама операция крайне травматична и опасна для здоровья. 

Поэтому к хирургическому вмешательству прибегают далеко не все трансгендеры. Чаще всего этим людям не хватает банального признания со стороны общества. Им просто нужно соответствовать своей самоидентификации внешне и выполнять соответствующую социальную роль. 

Стоит ли говорить о том, что государство и казахстанское общество пока еще не готовы обеспечивать этими правами ЛГБТИК-сообщество? Долгие годы трансгендерам отказывали в оформлении новых документов после смены пола. Эту несправедливость впервые удалось побороть жителю Петропавловска только в 2017 году. Добиваться нового имени ему, а точнее уже ей, пришлось через суд. 

Перед оформлением документов трансгендер прошел долгий путь: двухлетний прием гормонов, орхиэктомия (удаление яичек) и удаление кадыка. Однако после смены внешности ее проблемы не закончились. Женщина не могла получать услуги в госучреждениях, банках или уехать за границу. Фото мужчины в паспорте и миловидная девушка в жизни вызывали диссонанс. 

Увы, из-за того что новоявленная казахстанка не сделала финальную операцию на гениталии, местный РАГС отказал ей в выдаче документов на женское имя. Тогда женщина-трансгендер подала заявление в суд №2 Петропавловска. И ее требования были удовлетворены по закону. 

Судья, удовлетворившая иск, заявила, что к явлению трансгендерности нужно относиться с пониманием, так как оно не имеет никакого отношения к психическим заболеваниям и гомосексуализму, не лечится и не поддается перевоспитанию:

«Это несовпадение между гендерной идентичностью (внутренним чувством половой принадлежности) и биологическим полом. А смена пола в стране официально разрешена. Такие люди должны иметь возможность беспрепятственного получения документов и адаптации в обществе». 

Конечно, решившихся на смену пола в регионах намного меньше, чем в той же столице или Алматы. К примеру, с 2017 года новые удостоверения в связи со сменой пола получило более десятка алматинцев. 

Хирургическая коррекция пола — далеко не простая процедура, как ее представляют многие комментаторы в Казнете. И проводят ее не всем подряд. 

«Операции по изменению морфологического пола осуществляются по заявлению лица в плановом порядке, поэтапно, после прохождения необходимых обследований, получения разрешения комиссии и гормональной терапии», — подчеркивают в пресс-службе Минздрава.

А если проще, то, для того чтобы сменить пол в Казахстане, придется обратиться с письменным заявлением в организацию, где оказывают медицинскую помощь в области психического здоровья. То есть вас ждет психиатрическая экспертиза для выявления психических и поведенческих расстройств.

Затем человека отправляют с заявлением о смене пола в поликлинику по месту жительства для прохождения медицинского осмотра.

После медосмотра врач-психиатр направляет на медицинское освидетельствование комиссии, утверждаемой руководителем медицинской организации. В ее состав входят следующие специалисты:

  • три врача-психиатра, один из которых должен иметь специальные знания в области сексопатологии;
  • уролог;
  • гинеколог;
  • терапевт;
  • эндокринолог;
  • психолог.

Комиссия, возглавляемая председателем из числа врачей-психиатров, рассматривает вопросы о возможности проведения гормональной заместительной терапии, хирургической коррекции пола и дополнительных обследований.

Причинами для отказа в смене пола могут стать: подтвержденный диагноз ППР, наличие генетических и хромосомных аномалий, соматические особенности, которые могут выступать осложнениями в процессе смены пола и стать угрозой для жизни и здоровья человека, отрицательные результаты первого этапа — гормональной заместительной терапии.

Проведение смены пола осуществляется только после положительного решения комиссии: заключение оформляется секретарем в трех экземплярах и подписывается всеми членами комиссии. А срок действия заключения перед первым и вторым этапом смены пола может составлять до шести месяцев.

Поэтому говорить о том, что после принятия нового кодекса о здоровье операции по смене пола будут делать всем подряд, в корне неверно. Для самих трансгендеров в Казахстане это почти всегда долгий, унизительный и совсем не дешевый процесс.