Вся жизнь, как когда-то сказал Шекспир, театр. С ним сложно не согласиться и даже хочется добавить театр абсурда, ну, или один большой процесс купли-продажи. Сегодня в Казахстане трудно найти объекты, которые бы не подлежали реализации. С молотка уходит все: квартиры, дома, земельные участки, построенные и еще невозведенные здания, медицинские центры. Даже аэропорты, которые относятся к стратегическим объектам, переходят в руки частников. О том, как гражданские авиаперевозки Казахстана, оказываются в коммерческой плоскости, читайте в материале ИА «NewTimes.kz».
В начале года редакция ИА «NewTimes.kz» публиковала материал о том, в Казахстане планируют продать четыре аэропорта — в Шымкенте, Павлодаре, Актобе и Атырау. Дата торгов — 2021-2024 годы. К общему списку объектов, которые хотят реализовать, внесены устькаменогорская, костанайская, семейская воздушные гавани. Все они, если верить данным, опубликованным на электронной торговой площадке, проходят предпродажную подготовку.
Фото: facebook.com
Глядя на один только рисунок, можно предположить, что у других реализуемых объектов шансов на аналогичное возрождение минимум. Если, конечно, их не выкупят иностранные партнеры. Но даже в таком случае нужно прояснить важный момент: каков риск национальной безопасности, если у руля правления воздушной пристани — чужеземцы?
«Гражданским кодексом Казахстана определено, что стратегические объекты могут находиться в государственной и частной собственности в соответствии с законодательными актами Казахстана. Согласно статье «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации», в случае угрозы национальной безопасности, выражающейся в использовании аэропорта, являющегося стратегическим объектом, вопреки интересам страны, жизни и здоровью людей, уполномоченный орган в сфере гражданской авиации по согласованию с правительством страны вводит временное управление в отношении эксплуатанта аэропорта, допущенного к обслуживанию международных полетов», — поспешили успокоить в профильном комитете.
Читайте также: Аэропорт столицы закроют на ремонт в 2022 году. Рейсы примут Караганда и Кокшетау
Между тем, по словам независимого технического эксперта РФ Юрия Антипова, продажа аэропортов в частные руки при стабильных рыночных отношениях — нормальная практика.
«Я считаю, это хорошо. Будет конкуренция, а значит, и качество в технической части и плане обслуживания. Но повторю, это при нормальных рыночных законах. А при госсобственности нет конкуренции, как нет и ответственных за возможные ЧП. Максимум — накажут «стрелочника» и заменят его. Когда нет конкуренции, всегда идет стагнация и безудержное повышение цен на услуги. А если к нормальным рыночным отношениям еще для владельцев аэропортов добавить административную и уголовную ответственность за ЧП, то тогда и нерадивые покупатели сто раз подумают, стоит ли покупать объект, за который в случае серьезного происшествия придется сесть. И тогда покупка аэропортов будет происходить исключительно порядочными бизнесменами, а не рвачами»», — добавил Юрий Антипов.
Отметим, что в республике действуют 20 аэропортов. 12 из них находятся в государственной собственности. Это те, что расположены в Нур-Султане, Атырау, Актобе, Кокшетау, Павлодаре, Усть-Каменогорске, Семее, Костанае, Талдыкоргане, Кызылорде, Шымкенте, Петропавловске. Шесть аэропортов — в частной собственности (Алматы, Караганды, Тараз, Уральск, Балхаш, Жезказган) и два — в доверительном управлении (Актау, Туркестан).