В конце прошлого года в СМИ бурно обсуждалась продажа заброшенного костанайского аэропорта вместе с землей. На сегодняшний день не удалось узнать, купил ли его кто-нибудь. Зато, как выяснила корреспондент ИА «NewTimes.kz», это не единственная воздушная гавань, которую хотят реализовать, как говорится, с молотка. По данным сайта www.gosreestr.kz, в 2021-2025 годы в Казахстане планируется выставить на торги четыре аналогичных объекта, три из которых — международные.
В этом году, согласно данным, находящимся в госреестре, планируют продать АО «Аэропорт Павлодар» и «Аэропорт Шымкент». Торги намечены на декабрь.
Первый объект образован в результате реорганизации акционерных обществ «Иртыш-Авиа» и «Ульба» в 1999 году, а второй — открыт в 1932-ом. К слову, три года назад шымкентская воздушная гавань передана из республиканской собственности в коммунальную. Более того, четыре месяца назад его уже выставляли на торги за 5,2 миллиарда тенге, но статус отменили еще до начала аукциона.
В СМИ писали, что мажилисмен Аманжан Жамалов заявил: «государственные органы зачастую передают в частную собственность стратегические объекты без должного отбора участников». Тогда же госслужащий предложил продлить сроки приема заявок на тендер. Вот, видимо, процесс по продаже продлили до декабря 2021 года.
Между тем в акимате третьего города-милионника отмечали, что решение о продаже объекта было принято еще в 2015 году, согласно подписанному правительстве постановлению.
«Почему его решили продать? В других мегаполисах аэропорты относятся к самоокупаемым объектам. Шымкентский аэропорт пока находится на балансе города. Через два года наступит время, когда нужно будет отремонтировать взлетно-посадочную полосу, это свыше 10 миллиардов тенге, нужно построить ангары, приобрести трапы, автобусы, специальные для аэропортов, они стоят миллионы долларов. Это все завтра будет нагрузкой для городского бюджета. Такие объекты должны сами себя обеспечивать. Если вы посмотрите конкурсные требования (аукцион), то указана не только цена аэропорта — 5,2 миллиарда тенге, которые поступят в бюджет, но там еще говорится, что нужно вложить в развитие объекта около шести миллиардов тенге в течение 10 лет», — цитировались слова акима города на сайте baigenews.kz.
Для аэропортов Актобе и Атырау, что являются международными, срок торгов определили на декабрь 2025 года.
Отметим, что реализация объектов коммунальной собственности проводится в рамках очередного Комплексного плана приватизации. Процесс передачи имущества (государственного или коммунального) в частные руки, как говорили представители власти несколько лет назад, поможет наладить экономику страны, передать сектор в конкурентную среду. По крайней мере, когда продавали активы Алматинского аэропорта, ссылались как раз-таки на то, что частник улучшит работу воздушной гавани, но прошло девять месяцев с момента выкупа турецкими инвесторами стратегического объекта в южной столице Казахстана, а воз и ныне там. На сегодняшний день там не видно глобальных изменений. Не получится ли, что все четыре аэропорта, которые хотят реализовать до 2025 года включительно, грубо говоря, « не улетят в трубу». Где гарантия, что их попросту не загубят, а даже, если оставят работать, их модернизация не отразится на увеличении стоимости билетов?
Добавим, что помимо небесных причалов, через торги планируют реализовать активы предприятий как: ТОО «Тұлпар-Тальго», АО «Казахтелеком», «QAZAQ AIR», «Инвестиционный фонд Казахстана», «Национальная компания «Қазақстан темір жолы», «НК «Актауский международный морской торговый порт» и других. Дата запланированных аукционов — декабрь 2025 года.