Каспийская нерпа находится на грани исчезновения, и это не громогласное заявление, а скорее, констатация печальной статистики. Ситуация усугубляется еще и тем, что данный вид тюленя является эндемиком Каспия и верхней ступенью в пищевой цепи. Проще говоря, вымрет нерпа, цепная реакция будет катастрофической, и поэтапно погибнут другие представители морской фауны. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Айлин Омарова узнала мнение специалистов о сложившейся ситуации, увы, достаточно удручающей.
Если брать данные из открытых источников, то в 1989 году в водоеме насчитывалось 400 тыс особей, к 2019 году популяция нерпы сократилась до 65 тыс. Основной причиной массового вымирания является жизнедеятельность человека: браконьеры, судоходство, загрязнение и просто варварское отношение некоторых местных жителей. Вспомнить хотя бы шокирующие случаи летом 2020 года, когда тюленей в Актау забрасывали камнями и избивали палками.
Экологи и общественники давно добивались присвоения каспийской нерпе статуса «краснокнижной». И это произошло в ноябре 2020 года наряду с подписанием международных документов по защите данного вида. Они заверяют, что работа должна продолжаться, в противном случае эффекта не будет.
«Мы пониманием, что в условиях открытого моря краснокнижный статус не спасет тюленей от браконьеров или наезда судами, но надежда на прекращение жестокого обращения в пределах мелководья и берега все же есть. Здесь, главное, достаточное информирование населения», — отметил директор НПУ «Эко-Мангистау» Кирилл Осин.
По его словам, в условиях глобальных изменений, которые переживает Каспий, отмечается изменение привычных мест лежбищ.
«Наши коллеги — исследователи из института гидробиологии и экологии отмечают, что уже несколько лет тюлени не приходят на острова и ряд других лежбищ. Причин несколько: браконьерство, брошенные сети и обмеление Каспия. Тюлени не могут добраться до лежбищ. Проблемы обмеления моря должны решаться, конечно, уже в трансграничном контексте», — добавил Кирилл Осин.
К слову, в сентябре этого года президент Касым-Жомарт Токаев предложил главе России Владимиру Путину рассмотреть возможность создания резерватов на Северном Каспии с целью сохранения мест обитания и размножения тюленей. Совместные усилия должны стать действенной мерой на пути сохранения морских животных.
Итак, статус присвоен, однако до этого уже предпринимались конкретные меры по защите уникального морского обитателя. Активны были природоохранные подразделения полиции и береговые силы КНБ, которые извлекали из браконьерских сетей и выпускали в море еще живых тюленей. Также в 2019 году свою работу начал центр изучения и реабилитации каспийского тюленя на базе Центрально-Азиатского института экологических исследований. Основатель ЦАИЭИ Асель Тасмагамбетова подробно рассказала корреспонденту NT о деятельности центра.
— Конечно, открытие центра не является панацеей в вопросе сохранения популяции тюленей, но какого реального результата можно достичь?
— Наш центр является единственным и крупным центром в Центральной Азии по изучению и реабилитации каспийского тюленя. Нашей основной миссией является сохранение уникального эндемического вида — каспийского тюленя в казахстанской части Каспийского моря. Для этого мы проводим комплексные исследования по выявлению причин сокращения популяции, работы по сохранению, подращиванию и ветеринарному сопровождению животных. С момента создания центра (август 2019 года — прим.), нашими специалистами осмотрено 35 тюленей, спасено и возвращено в природную среду обитания 12 краснокнижных животных. Сейчас у нас находятся две молоди каспийского тюленя (сиварь — детеныш каспийского тюленя после первой линьки), которые попали в рыболовные сети браконьеров и проходят реабилитацию. Таким образом, мы можем спасти тюленей и их детенышей, которые попали в беду.
— В каком состоянии и возрасте к вам попадают тюлени?
— Все 12 тюленей были детенышами в возрасте от 3 недель до 3 месяцев, слишком рано разлученными от самки. Все они поступили с различными травмами и переломами, гнойными ранами, с высокой температурой, сильным стрессом, вирусной инфекцией, нарушением кровообращения, сотрясением мозга.
— Большая часть ранений нанесена людьми или орудиями лова?
— К нам попадали тюлени, пострадавшие от рыболовных сетей, один детеныш был найден в непосредственной близости от населенного пункта, в поселке Баутино.
— Ваш центр только спасает или же ведет наблюдение в естественной среде, занимается сбором и анализом данных? Есть ли обмен с институтами других стран?
— Центр проводит научные исследования по изучению численности и состояния популяции каспийского тюленя и факторов ее сокращения, а также оказанию им помощи и реабилитации. В период с 2017 по 2020 годы центром изучения и реабилитации каспийского тюленя совместно с Центрально-Азиатским институтом экологических исследований организованы 4 международные экспедиции «Каспийский тюлень» с участием французских, российских и иранских специалистов. В ходе экспедиции проводились подсчет тюленей, и отбор проб воды, донных отложений, растений и биоматериалов (волос/шерсть, глазные и назальные мазки, фекалии).
Пробы воды и донных отложений проанализированы на содержание тяжелых металлов. Установлено, что во всех пробах воды содержится высокая концентрация ванадия, бериллия, сурьмы. Также установлено, что все образцы морской воды загрязнены несколькими органическими химическими загрязнителями в различной степени и из разных источников, в том числе связанных с нефтедобычей. Данные по аккумуляции углеводородов нефтяного ряда и тяжелых металлов в среде обитания каспийских тюленей характеризуют токсикологическую ситуацию в исследуемом регионе.
Читайте также: В Мангистау рассказали, что делать при обнаружении на побережье раненого или мертвого тюленя
Недавно наши специалисты вернулись с пятой научной экспедиции. В ней приняли участие специалисты разного профиля: экологи, вирусологи, ихтиологи, химики, ветеринары и представитель рыбинспекции региона. Ученые института на данный момент исследуют пробы объектов среды обитания тюленей и биоматериалы, полученные в ходе экспедиции. По обмену опытом мы сотрудничаем с центрами реабилитации тюленей Ирана и России (фондом друзей балтийской нерпы), научными центрами — независимым центром по исследованию и оценке в области органической химии (Кюер, Франция), институтом проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова (ИПЭЭ РАН, Москва).
— Можете ли вы назвать ситуацию с тюленями в Каспии катастрофической, перешедшей точку невозврата?
— Центр открылся в критический момент, когда каспийский тюлень находится на грани исчезновения, но его спасение еще возможно. Благодаря нашим усилиям и инициативе в ноябре 2020 года каспийский тюлень был занесен в Красную книгу Казахстана. Придание статуса и включение его в Красную книгу не решит всех проблем с сокращением популяции и гибелью тюленя. Нужны системные меры. Но будет повышенная ответственность за нанесение и причинение ущерба, гибели тюленей, будет иная ответственность за это. Поэтому для сохранения каспийского тюленя необходимы совместные и согласованные действия всех прикаспийских государств.
— Достаточно ли лежбищ и безопасности на них для эффективного размножения млекопитающих?
— Ситуация на сегодняшний день критическая. Половину своей жизни тюлень проводит в воде, половину — на суше, на лежбищах. Они имеют колоссальную важность для жизнедеятельности тюленей: во время лежки тюлени линяют, отдыхают и питаются. И, наконец, размножаются на льдах северного Каспия. Это все очень важно для популяции. По данным казахстанских ученых, на лежбище Кендерли с 2018 года тюлени практически отсутствуют. Животные потихоньку покидают свои лежбища и пытаются найти новые, в отдаленных от человека местах. В текущем году на лежбище тюленей в заливе Комсомолец на островах Дурнева подсчитали около 30 особей в море. В этих местах в прошлом году было зафиксировано около 200 тюленей. Поэтому необходимо организовать государственный природный резерват или особо охраняемые природные территорий для сохранения мест размножения тюленей на Северном Каспии.
Какой итог можно подвести? Далеко не утешительный. Особи эндемика гибнут, причем разного возраста. Одна погибшая самка — это несколько неродившихся щенят. А значит, критический удар по всему виду. В Каспийском море со стороны Дагестана в этом году обнаружили более 300 мертвых особей. Тогда результаты исследований показали, что причиной гибели стала инфекция, а вот откуда она появилась, точно сказать нельзя, но и так ясно, что без воздействия человека не обошлось. Гибнут прекрасные морские создания и в других частях Каспия.
Нарушена и система естественного использования лежбищ, а значит, и репродуктивного процесса с учетом того, что беременность у нерпы длится 11 месяцев, а кормовая база уже не столь доступна, море мелеет, имеются регулярные загрязнения водоема и, конечно, варварское вмешательство браконьеров. Все это в сумме сводит на нет потуги поборников природы и органов исполнительной власти, и без комплексного, масштабного подхода с участием всех прикаспийских стран мы навсегда потеряем каспийскую нерпу как биологический вид. Так, человечество 20-м веке безвозвратно утратило сумчатого волка, три подвида тигров (яванский, закавказский и балийский), тарпана и других уникальных животных. И все по вине человека.