«Последний шанс»: О жизни трудных подростков из спецшколы в Серебрянске

«Маленькие детки – маленькие бедки…» – это как раз про них, трудных подростков, попавших в стены спецучреждения, за ворота которого им по решению суда не выйти без сопровождения преподавателя или воспитателя. Они каждый день живут по режиму, с горечью вспоминая прошлое и с надеждой смотря в будущее. Эту надежду им дарят люди, которые им даже не родные, но за время пребывания в спецшколе-интернате ставшие по-настоящему близкими. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Виктория Петрова побывала в специальной школе-интернате в Серебрянске для детей с девиантным поведением.

Фото автора

«Все дети хорошие», – уверены в этом постулате педагоги и воспитатели КГУ «Областная специальная школа-интернат для детей с девиантным поведением» УО ВКО в Серебрянске. И, наверное, потому за 20 лет работы (25 апреля спецшкола празднует 20-летний юбилей со дня открытия – прим.) здесь достигли неплохого результата в коррекции поведения подростков. Тут трудных детей возвращают от прогулов школы, наркотиков и условной «уголовки» к нормальной жизни.

По словам директора Кабдуллы Чукмайтова, который руководит учреждением со дня основания, дети поступают запущенными в плане воспитания и образования: многие из них не умеют ни читать, ни писать (при том, что тут воспитываются дети в возрасте от 11 до 18 лет – прим.).

Стоит пояснить, что девиантное – это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм. Как отмечают специалисты-психологи, чаще это поведение является реакцией детей на трудные жизненные обстоятельства. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

В Серебрянской спецшколе, по словам педагогов, находятся именно дети, попавшие в сложные жизненные ситуации. У всех разные истории, но в целом одна общая проблема – отсутствие внимания со стороны близких и сверстников.

«Наша задача – восстановить их знания в образовании хотя бы на среднем уровне, – говорит Кабдулла Чукмайтов. – Восстановить все пробелы, чтобы они, придя в школу и поступая в колледж, имели багаж знаний. И воспитать за тот период, что они находятся в нашей школе, чтобы дети осознали свои действия, которые совершили до того, как к нам попали. Мы стараемся выработать в них усидчивость, чтобы они хоть немного поняли, как они будут дальше жить, когда выйдут за стены школы. И, конечно, результаты очень хорошие. Почти 90% детей встают на правильный путь. Мальчики служат в армии, есть те, кто продолжает службу по контракту, девочки поступают в колледжи и дальше продолжают обучение. Мы отслеживаем, где потом наши воспитанники работают, чем занимаются».

По словам Кабдуллы Касымбековича, главное, почти все выпускники добиваются в жизни неплохих результатов: у них есть свое жилье, машины, кто-то обзаводится семьями, кто-то строит успешный бизнес, есть те, кто получил высшее образование. В целом дети вырастают и становятся хорошими специалистами.

«У нас есть возможность проследить за их судьбами, – отмечает директор спецшколы. – Они и сами нередко пишут нам и звонят, хвастаются своими достижениями, делятся хорошими новостями. Нам очень приятно! Мы о них рассказываем нынешним воспитанникам для стимула к достижениям. А главное, что у них, детей из асоциальных, неблагополучных семей, складываются свои полноценные семьи. Это очень хороший результат! Мы не теряем связи с первыми выпускниками – им по 35-36 лет, они рассказывают, какими стали, и мы гордимся. Ведь в этом определенная доля заслуги наших педагогов. У нас ведь работают самые лучшие учителя, педагоги высшей категории. За 20 лет мы достигли совершенства в воспитательном процессе».

Основная цель, как отмечает Кабдулла Чукмайтов, чтобы ребенок адаптировался в обществе, нашел себя и вел порядочный образ жизни.

Как рассказала заместитель директора по учебной работе Ольга Егорина, сегодня здесь находится 26 воспитанников. В 2014 году доходило до 141 человека при расчете мест на 120. С тех пор гораздо мягче стала ювенальная юстиция.

Мы поднимаемся на второй этаж, в это время идут уроки. В одном из классов сидит всего одна ученица – девятиклассница. Имени мы называть по этическим причинам не будем и город, из которого она прибыла, тоже. Для нее одной историк Алена Семенюк проводит урок.

«Они приходят без навыков в учебе в принципе, – говорит учитель истории. – А откуда, если большинство школу не посещало совсем? Их зовешь к карте, а они и карты-то в жизни не видели, и как работать с ней не знают. Невозможно за короткий период (дети находятся в стенах учреждения от одного месяца до года – прим.) дать им все знания. Но базу, чтобы они поняли, что учеба – это нетрудно и даже интересно, мы даем».

Пока ребята сидели на уроках, мы прошли по комнатам на отдельных этажах для мальчиков и девочек. Всюду чистота и порядок. Кровати аккуратно заправлены, стены украшены собственноручно нарисованными картинами, вышивкой, квиллингом. Почти у каждого есть своя доска почета, куда дети крепят грамоты. Им правда есть чем гордиться. Они очень творческие и разносторонне развитые. Только раскрылось это здесь…

«В школах 25 и больше ребят в классе, учитель физически не может  уделить внимание тем, которые в силу семейных обстоятельств этого требуют, – выступает в защиту коллег общеобразовательных школ Алена Евгеньевна. – Мне есть с чем сравнить, я до этого работала в лицее и обычной школе. Здесь же с каждым успеваешь поработать индивидуально, каждого раскрыть. И ребята понимают, что они вовсе не глупые и у них есть способности к учебе».

Во время экскурсии по этажам вижу красиво оформленные стены, кадки с растениями, декорированные огромными бутонами хризантем, маков и прочих цветов – все это дело рук воспитанников. Это их работы на занятиях по технологии.

В голове не укладывается, что эти ребята преступили закон. Но так и есть. Например, 16-летний Артем (имя изменено – прим.) не раз привлекался за нарушение закона. Условное уголовное наказание – два года за нанесение тяжких телесных повреждений. А до этого были угон, кража, разбой… Благодаря амнистии условный срок с парня сняли. Однако суд отправил его исправляться в спецшколу в Серебрянск. Судья при этом, по словам мальчика, отметил, что это его последний шанс встать на истинный путь.

«Тут хорошо. Я здесь о многом подумал и все осознал, – рассуждает Артем. – Меня отправили на год. Осталось пару месяцев, и я вернусь домой, к маме и сестренкам. Я старший в семье. Выучусь, хочу стать сварщиком. Буду работать и много зарабатывать».

Стоит отметить, это уже вторая спецшкола, в которой Артем исправляется. Надеемся, что на сей раз у него все получится.

«Не всегда у них получается, выйдя отсюда, начать жить правильно, – рассказывает педагог-воспитатель Ольга Чистякова. – Плохая компания, в которую попал Артем, состоит в основном из ребят старше него. У Артема хорошие лидерские задатки. Он с характером. И когда он вернулся из первой спецшколы, они его нашли… И вернули. Такие компании просто так не отпускают. Да, были там и наркотики, и разбой, и кража, и, наконец, они избили человека до тяжелых травм. Мы учим их здесь справляться с агрессией, решать проблемы и споры цивилизованно, а не размахивая кулаками. Учим управлять эмоциями, выплескивать их в творческом процессе. Они пытаются писать стихи…»

Иногда рифмы полны боли и показывают склонность детей к суициду. Тогда включаются воспитатели, психологи.

«Я говорю ребенку: «Посмотри, какие горы, какое солнце светит! Как красиво кругом! Напиши про это. Не так все плохо, если вокруг бьет ключом жизнь!» – делится принципами работы Ольга Николаевна. – Вообще, существует множество методик работы с такими детьми. Когда у них случаются конфликты, я сажу их кругом, мы зажигаем свечу, которую пускаем из рук в руки, и они говорят, что хотели бы сжечь в пламени этой свечи. Так они освобождаются от негативных эмоций, учатся слышать друг друга и понимать. Они осознают, что им нечего делить, ведь у них одинаковые, по сути, проблемы. Это сплачивает ребят».

В период пандемии педагоги-воспитатели практически жили в стенах учреждения, пребывая здесь 24/7 сменами по две недели. Учителя в это время вели предметы в режиме онлайн. И, будучи в таких условиях, дети радовались тому, что им уделяется столько внимания.

«Всякое приходилось видеть, – рассказывает Ольга Чистякова. – Истерики, слезы, гасили конфликты, выводили на откровения. Единственное – мы никогда не затрагиваем тему родителей. Это очень больная тема… Сейчас возобновили дни отрытых дверей для родителей. Они по возможности приезжают. Кто-то старается и исправляется ради своих детей. А есть ребята, которых даже у ворот никто не встречает, когда они от нас выпускаются».

Идем в кабинет психолога Айнур Серикпаевой, здесь интересно: посреди комнаты стоит светлый бассейн, наполненный белыми шариками. Как говорит Айнур Толегеновна, это для релакса, чтобы у ребенка был благоприятный настрой на беседу.

«Тут мы разговариваем, забираясь внутрь иногда даже вдвоем, – отмечает психолог. – Здесь они могут максимально дать волю чувствам, выговориться».

– Получается ли за тот короткий период, что они здесь находятся, проработать все их проблемы и внутренние конфликты?

– За месяц, конечно. Есть здесь и те, кому и года мало – с ними еще работать и работать, ведь это дети, которые пережили тяжелые жизненные ситуации различного характера. Мы тут пытаемся помочь по мере сил и возможностей. И радуемся, когда это получается.

Также есть библиотека. Она маленькая, но в ней есть все нужное по учебной программе. Не так давно объявили о сборе книг – не хватает литературы на казахском языке. Классику ребята читать не любят. Увлекаются фантастикой и фэнтези, читают современные романы и журналы.

Не хватает спецшколе зала для занятий по физкультуре, не помешали бы лаборатории по химии и физике. Если для последних помещения имеются, то для физзала необходимо строить отдельный корпус. О проблеме, по словам замдиректора по воспитательной работе Саркыт Давлетовой, в руководстве района Алтай знают, но пока она не решена.

Между тем у ребят есть на территории стадион, где они тоже занимаются физкультурой, когда позволяют погодные условия. Они работают на пришкольном участке, где сами сажают и выращивают овощи. А летом дети отдыхают в летнем лагере на берегу Бухтарминского водохранилища. Устраивают им досуг и во время учебы – экскурсии в местный музей и на Бухтарминскую ГЭС. Ходят дети и в походы, но все, что касается выхода за периметр, только в сопровождении педагогов и воспитателей.

«Мы как одна семья, – отзывается о коллективе и воспитанниках директор спецшколы Кабдулла Чукмайтов. – У нас официоза нет. Старшие младшим помогают, младшие – страшим. Все учителя и педагоги свою работу знают. Чистота и порядок везде, уют. Мы создаем для них уют и учим создавать его самим, учим делать добро, быть достойными людьми».

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от @specshcool_serebransk

 

Стоит отметить, что пока это неплохо получается, ведь от посещения учреждения сложилось только приятное впечатление, как и от общения с детьми и педагогами. Хочется надеяться, что судьба этих ребят сложится хорошо, они станут теми, кем мечтают стать, и больше не будут нарушать закон, не вернутся в стены спецшколы, ведь есть и такие примеры.

«Нас попрекают сверху тем, что ребята, которые к нам вернулись, – это наша недоработка, но мы считаем, нашей вины нет, – не согласна с  мнением руководства в сфере образования Саркыт Давлетова. – Просто они возвращаются вновь в среду, где они неугодны. Отношение к ним там не меняется. Естественно, они хотят вернуться туда, где им уделяли максимум внимания и заботы».

Социум во многом виноват в том, что эти дети оказались в стенах спецучреждения. Это наше равнодушие, нежелание протянуть руку помощи, издевательства сверстников, непонимание взрослых. От 11 до 18 лет у подростков формируется представление об окружающем мире, которое вовсе не соответствует тому, которое складывалось до 10 лет. Дети становятся колючими, потому что мир холодный и недоброжелательный. И, как ни прискорбно, виновато в этом окружение. Века сменяются, а проблема отцов и детей вечна.

Фото автора и из архива КГУ «Областная специальная школа-интернат для детей с девиантным поведением» Серебрянска