Шымкент тонет девять месяцев в году. Залитые водой улицы и дворы — зрелище для горожан уже привычное. Почему такое происходит на засушливом юге? Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин об истории вопроса.
Летом в Шымкенте все машины серые. Поверх летней жары город накрывает плотный слой пыли. Она скрипит на зубах, стремительно окрашивает в коричневые тона рубашки и пушистым ковром устилает полированные бока столь любимых южанами черных джипов. Проникает сквозь оконные рамы и надежно внедряется в ковры, книги и мебель. Во дворах многоэтажек резвящаяся детвора поднимает ее до верхних этажей. В существующей городской среде спасения от пыли нет. Не спасают газоны и клумбы на центральных улицах. За пределами поливаемой зоны — пыльные обочины и сухие бетонные русла арыков …
Мы настолько привыкли к тому, что они сухие, что впору напомнить, что такое арык.
Из «Википедии»: «Ары́к (каз. — арық, узбек. — ariq) — гидротехническое сооружение в виде оросительного канала в Средней Азии и Казахстане, а также в Закавказье. Арыки часто строятся в пределах населенных пунктов для орошения деревьев в летние периоды, когда количество осадков минимально».
Для коренного жителя Центральной Азии арык — это не просто канавка, по которой из пункта А в пункт Б течет водичка. Арык для нас символ жизни, стабильности. И, если хотите, вечности. Ведь вода течет, не останавливаясь ни на минуту. Веками. Арыки, в которых мы, не задумываясь, охлаждали раскаленные на летнем асфальте ноги или споласкивали разгоряченное полуденным зноем лицо, вполне могли видеть еще гоплитов Александра Македонского или грозных воинов Шынгысхана. Если, конечно, у воды есть генетическая память.
Еще сравнительно недавно у чудом сохранившихся кое-где арыков стихийно возникали мини-автомойки. Как-то гости из не очень дальнего забугорья попросили показать им, как выглядят «ваши знаменитые арыки». Пришлось изрядно попотеть, вспоминая, где же они у нас еще остались. Выручила, как ни парадоксально, машина. Попирая все экологические нормы, я мыл ее в городских арыках. Поэтому показать настоящий шымкентский арык, хоть и на дальней окраине, гостям удалось. Правда, пришлось, заодно и объяснять, почему у наших арыков такое количество «купающихся» машин. Помыть четырехколесного друга на таких «автомойках» не гнушались тогда и владельцы джипов. А мальчишки-мойщики, помните? Это ж песня! Дешево, быстро, с шуточками-прибауточками на всех языках нашего города. Это вам не современная мойка самообслуживания, сам вид которой нагоняет тоску.
С тех пор многое изменилось. Шымкент изрядно «окрутел». Мальчишки-мойщики выросли и заняли места продавцов на базарах. Во всяком случае историй, что кто-то из них намыл чужих машин на собственную автоматизированную мойку, я не слышал. Вместе с ними исчезли и последние городские арыки, дававшие нам прохладу в суровое южное лето.
«Государства центральноазиатских стран и местные власти поддерживают строительство арыков, следят за сохранностью самих сооружений и воды в них. Для контроля за арыками в городах и селах назначают «арычных старейшин». Это снова из «Википедии». И вроде уже не о нас. Местные власти, правда, любят порассуждать о возрождении ирригационной сети города. И даже выделяют деньги на точечный ремонт каналов. Но вот о системе в целом только размышляют. А город между тем то плывет от осенне-весенних подтоплений, то задыхается в летней пыли. И привычное местному обиходу слово «мираб» скоро станет анахронизмом.
Как-то судьба свела с представителем этой почетнейшей в Азии профессии. Из своих 90 лет Хашим-ака не меньше семидесяти проработал мирабом. Эта полуофициальная должность хранителя воды благополучно пережила все общественные формации и политические режимы и стала исчезать в нашем городе только в ходе строительства капитализма.
Мираб — хранитель воды, человек, смотрящий за ирригационной системой аула или города , поддерживающий ее в исправном состоянии. Он же следил за тем, чтобы в период полива вода расходовалась экономно, и доставалась всем — сильным и слабым, богатым и бедным. То есть еще и хранитель общинной справедливости. Поскольку вода в нашем регионе — даже не источник, а условие жизни и человека, и поселка, и города, и государства.
«Мираб — это не просто человек, следящий за состоянием арыков и распределением воды, — рассказал Хашим-ака. — Это, прежде всего, человек, пользующийся в своем квартале, общине большим авторитетом. Это справедливый человек, к которому односельчане обращались за консультацией, как теперь говорят, в самых разных жизненных ситуациях».
Слушать аксакала, погрузив избавленные от обуви ноги в прохладу арыка в зеленом пригороде Шымкента, одно удовольствие. В тени плакучей ивы, с пиалой зеленого чая в руках, других напитков Хашим-ака летом не признает, раскинувшийся в нескольких километрах раскаленный город кажется нереальным. А когда-то мирабы были и в Шымкенте. И были арыки. Визитной карточкой нашего города был не рев автомобильных моторов, а нежное журчание сотен больших и маленьких водных потоков, сливавшихся в общую симфонию города.
Лет 7-8 назад арычная система была частично восстановлена только в Абайском районе Шымкента. Некогда самый зеленый район города буйством красок давно не радует. Редкие островки зелени во дворах многоэтажек поддерживаются только энтузиазмом местных жителей. И финансируются из их скромных доходов. На дворе капитализм. И полив каждого кустика под окном заставляет бешено крутиться водомеры. За месяц у тех, кто по старинке старается поддерживать зеленую зону вокруг дома, накручивает несколько тысяч «лишних» тенге.
У Галины Герасимовой на небольшом пятачке земли под окнами чего только нет. Даже елочки поместились.
«Раньше мы все свои приоконные хозяйства поливали из арыков, — рассказывает Галина. — Дети наши в этих арыках купались. Вода чистая, из Кошкар-ата. А потом арыки кончились. Где-то их просто разрушили, где-то прямо на арыках дома построили. И наши дворы высохли. Платить за полив водопроводной водой не всем по карману. Так и кончился наш зеленый район».
В 2010 году была восстановлена первая ветка водовода от Кошкар ата до Кара су. Давно забытый звук — журчание воды, бегущей по наклонному лотку, оживил дворы.
«Мы понимаем, что это почти в буквальном смысле капля в море, — сказал тогда инициатор этого дела депутат городского маслихата Нургазы Бухарбаев, — но важно начать. Уверен, что нашу инициативу подхватят все, кому дорог наш зеленый Шымкент. Шымкенту нужно восстанавливать всю ирригационную инфраструктуру. На это нужны большие деньги, а главное, комплексный подход. Серьезные проектные работы. Вот где сфера для проявления социальной ответственности бизнеса. Это же всем нам нужно. Всем, кто живет в этом городе».
«Отремонтировать, пустить воду, этого мало, — говорит Хашим ака. — Арык — штука сложная. Пока не будет в Шымкенте постоянного ухода за всей системой, нормальной воды в городе не будет. Без хозяйского присмотра и новые арыки замусорят, перегородят, как кому хочется, завалят. И снова все начнется сначала. Мирабы нужны. Без них никуда».
Избавить город от пыли, восстановить статус самого зеленого города Казахстана, сделать жизнь в Шымкенте комфортной можно, только выстроив заново всю ирригационную систему. Это при современной технике вполне возможно и давно необходимо. Нужна комплексная программа развития городского водного хозяйства, нужно создавать эксплуатационные службы, целую структуру для строительства, эксплуатации и ремонта. Это избавит город от подтоплений весной-осенью и обеспечит нам свежий воздух и прохладу летом.