Ливни в трех районах Туркестанской области затопили более полусотни дворов. Пострадали постройки, погиб скот. Идут работы по ликвидации последствий разгула стихии. Почему юг страны регулярно топит, выяснял собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин.
Более 2 тысяч актаусцев провели 24 апреля на берегу Каспия обряд вызова дождя. Граждане истово молились, но что-то пошло не так. То ли, призывая дождь на свои головы, жители Западного Казахстана забыли в экстазе указать точные географические координаты, то ли адресат молитвы что-то напутал, что бывает даже с высшими существами. Вызванный молитвой ливень обрушился на Южный Казахстан и наделал много бед. Южане его не звали и не ожидали.
Ливневые дожди накрыли Казыгуртский и Сарыагашский районы. В Кентау к потокам воды прибавился шквальный ветер. 500 человек было эвакуировано из зоны затопления на юге области. Обошлось без человеческих жертв — оперативно сработали местные акиматы и подразделения МЧС.
«В спасательной операции было задействовано более 100 сотрудников ДЧС и местных исполнительных органов, более 60 волонтеров из соседних районов, 15 единиц техники и 13 мотопомп, — рассказал начальник ДЧС Туркестанской области полковник Нургали Жунусов. — Проведена откачка воды и очистка канав. По предварительным подсчетам установлено, что пострадали 53 двора, 19 домов, 1 тойхана и 16 хозяйственных построек. Погибло по предварительным подсчетам более 370 голов скота».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Серьезнее всех пострадал Казыгуртский район. Вода затопила здесь семь сельских округов.
«Больше всего разрушений в селах Какпак, Сарапхана, Шанак. В 11 населенных пунктах района водой повреждены 41 дом, 44 хозпостройки. Погибло 312 овец и коз», — рассказал аким района Арман Абдуллаев.
Вечером того же дня шквальный ветер и ливень накрыли город Кентау на севере области. Снесло крыши с двух жилых многоэтажек и одного частного дома, двух школ и почему-то городского отдела полиции.
По улицам носило рекламные щиты и мусор, ветер повалил деревья и фонарные столбы. Созданный ночью штаб по ликвидации последствий урагана возглавил аким города Рашид Аюпов. Жителей попросили без крайней необходимости не покидать дома. Да горожане и сами не горели желанием выходить на улицы, где бушевала стихия.
«Ветер обрушил пять электроопор, — рассказал на следующий день Аюпов. — Около 10% территории города ночью осталось без электричества. К утру ремонтным бригадам удалось полностью восстановить электроснабжение. Повреждено пять автомашин. Начата работа по оценке ущерба. К счастью, человеческих жертв нет. В ликвидации последствий стихийного бедствия ночью участвовало около 50 человек, на следующий день — 60, пять единиц техники. К исходу дня территория города была полностью очищена от 200 поваленных деревьев. Стволы распилили и раздали желающим».
В эти же дни топило Шымкент, что стало для города уже привычным. Даже после небольшого дождика улицы здесь превращаются в каналы, а подвалы новостроек — в бесплатные бассейны. Между тем деньги на ремонт и восстановление водоотводной системы города периодически выделяются, и немалые. В 2014 году была предпринята даже попытка научного осмысления проблемы, обошедшаяся бюджету в 10 млн тенге. Их освоили на создании гидрологического паспорта Шымкента. Планов тогда было громадье.
«Изучение ситуации и выработка предложений по восстановлению ирригационной системы Шымкента — это первый этап большой работы, — прокомментировал тогда решение городских властей заместитель акима Шымкента Бейсенбек Жанбосынов. — Сроки очень сжатые. К августу нам нужно уже получить предварительные результаты по самым паводкоопасным зонам города, чтобы к началу сезона дождей выделить необходимые силы и средства и свести к минимуму последствия подтоплений. Далее предстоит поиск технических решений, проектирование отдельных узлов и всего комплекса ирригационной системы Шымкента. Задача — всерьез и надолго обезопасить город от затоплений».
Как используют гидрологический паспорт-2014, даже старожилы в акимате города не упомнят. Давно дело было. Разговоры о необходимости восстановления и модернизации водоотводных систем городов и сел области периодически вспыхивают и быстро гаснут. Проходит сезон дождей, земля просыхает, и власти отвлекаются на более актуальные по времени года дела.
По личному поручению президента страны для ликвидации последствий затопления городов и сел Туркестанской области создана специальная рабочая комиссия под председательством акима области. Последствия разгула стихии ликвидировали быстро, поминая добрым тихим словом актаусцев — заклинателей дождя. Теперь предстоит подсчитать потери. А с этим всегда возникают сложности. Во время взрывов в Арыси умудренный опытом Умирзак Шукеев приказал немедленно заактировать все повреждения зданий. И то нашлись желающие погреть руки на общей беде и под шумок провести за казенный счет капитальный ремонт своих домов. То же самое было в Жетысае после наводнения 2020 года.
«Ущерб от осадков должен быть объективно просчитан, — сказал Шукеев. — Поручаю управлению сельского хозяйства принять соответствующее решение и выполнить свои обязанности в рамках закона. Это вопрос местного, районного, уровня, и он под пристальным вниманием».
Аким области пообещал выделить деньги из резервного фонда для компенсации за погибший скот, помочь в восстановлении жилых домов и хозпостроек в установленном законом порядке и размерах.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Жители города Ленгера, что в 30 километрах западнее Шымкента, обратились с открытым письмом к властям области:
«Жители ул. Интернациональной 6-го микрорайона в Ленгере нуждаются в водоотводе. Дождевая и талая вода, образуя огромную лужу, практически не высыхает в течение 2-3 недель. Машины не могут проехать, а что уж говорить о пешеходах. Вода — у порога нескольких домов. Это происходит из года в год на протяжении пяти лет. Опасность возникает от воды, попадающей в грунт и не имеющей возможности ухода, что активно разрушает конструкцию жилищ. Водомеры 12 домов остались под грязью и гниют. Сырость постепенно проникает в дом, нарушая отделку и негативно влияя на здоровье жителей. Вследствие этого дома могут осесть, а то и вовсе завалиться в один момент. С этим явлением нужно обязательно бороться, необходимо сделать водосточную трубу или лоток. Нам надоело собирать пустые отписки от чиновников! Требуем исправить ситуацию в кратчайший срок».
Официальные лица, комментируя очередной потоп на подведомственной территории, старательно обходят вопрос о причинах регулярных наводнений, наносящих большой ущерб городам и селам области. Обильные осадки в наших местах не редкость. Никакой погодной аномалии в том, что случилось 24 апреля, нет. Есть аномалия техническая и административная. Застраиваемые как попало, по меняющимся чуть ли не каждый год «генпланам» населенные пункты области обречены каждый раз страдать от наводнений.
Полное отсутствие ирригационных систем, даже в формате прошлого века, делает такие катастрофы неизбежными. Очевидцы жетысайского наводнения 2020 года рассказывали, сколько тонн мусора было вычерпано из сохранившихся еще кое-где отводных каналов. А его ведь не инопланетяне туда сбросили и не заезжие злыдни.
Так что в какой-то мере причина потопов — наплевательское отношение к среде обитания самих жителей. Остальное на совести властей, за 30 лет сумевших повсюду разрушить ирригационные системы, но так и не удосужившихся их восстановить.