«Трамвай построить — не ишака купить». О новых-старых планах будущего городского транспорта в Шымкенте и его грустном настоящем — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Игоря Лунина.
«В третьем мегаполисе идет первый этап уточнения генерального плана города. Документ был представлен для публичного обсуждения 21 июня. В течение месяца любой житель Шымкента мог ознакомиться с ним, оставить отзывы. Рабочая группа во главе с заместителем акима Максутом Исаховым ознакомила с документом акима города Мурата Айтенова и депутатов маслихата», — из пресс-релиза акимата Шымкента.
Шымкент с некоторых пор и чьей-то нелегкой руки в официальных текстах именуется не иначе как мегаполисом. Хорошо, что хотя бы со строчной буквы. Пока. Как правило, без указания страны и точки отсчета. Куда там Токио с 39 млн, Дели с 29 миллионами или Шанхаю с жалкими 22 млн жителей против нашего родного миллионника.
Статус миллионника еще по советской традиции предполагал массу «плюшек» из центрального бюджета. Алматинское нано-метро как раз из этого списка. Положена была «подземка» городу с миллионным населением. В современных реалиях жестких рамок нет. Положено то и столько, сколько администрация города сможет вытянуть из бюджета страны. Пределы фантазии чиновников не установлены. Вот она и бьет ключом.
Шымкентские власти решили не мелочиться и денег не жалеть. В новом генплане много интересного, начиная с истории множества генпланов города последних двух десятилетий. Сегодня только о транспортной составляющей. Тема эта для города вечно зеленая. Неразрешимые проблемы с общественным транспортом и уличным движением были задолго до идеи подогнать Шымкент под миллион и выделить из состава Южно-Казахстанской области. Никуда не делись они с обретением статуса города республиканского подчинения.
А не замахнуться ли нам?«В новом документе будут размещены такие транспортные сети, как ЛРТ, БРТ (легкорельсовый транспорт и автобус на специальной полосе)», — из пресс-релиза акимата Шымкента.
Последний (по времени) генплан Шымкента был утвержден в 2012 году. С 2015 по 2018 годы он актуализировался. Разработка генплана-2012 обошлась по приблизительным оценкам в 250 млн тенге. Актуализация тоже делалась не даром. И вот опять. Сумму творческих затрат в акимате пока не оглашают. Но, учитывая инфляцию и растущие жизненные запросы всех причастных, можно смело рассчитывать, что полмиллиарда осилят. Мегаполис мы или с кем?!
За пределами нашего мега мало кто знает, что первенство в продвижении такого передового и «распило-перспективного» проекта, как ЛРТ, принадлежит вовсе не предприимчивым ребятам из Астаны. Первыми, как и многое другое, план откачки денег из бюджета на проекты легкорельсового транспорта придумали в Шымкенте.
Мы 15 лет ждали своего звездного часа. И вот процесс пошел. Планы озвучены, калькуляторы заработали. Время не ждет.
«В этом направлении все работы должны быть завершены до конца года — сказал на презентации проекта генплана аким города Мурат Айтенов. — В целом мы планируем, что Шымкент станет городом, отвечающим всем требованиям современного мегаполиса. С каждым годом численность населения Шымкента увеличивается за счет демографических и миграционных факторов. Важно сократить пробки и развивать транспортные развязки».
Ровно два десятилетия назад о необходимости всего этого говорил аким Шымкента начала 90-х Амалбек Тшанов. В силу своего взрывного, из-за особенностей биографии, темперамента, более эмоционально. Об этом же с разной степенью экспрессии заявляли в свое время и все прочие акимы многострадального города.
«Шымкент. Утро. Пробка. Маршрутный автобус подрезает легковушку справа и резко идет к обочине. Визжат тормоза. В салоне автобуса человек 30-40. Но когда это останавливало наших водителей? Таких аварийных ситуаций в городе ежедневно сотни. Обычное дело. Никто давно не обращает внимания. За безопасность движения общественного транспорта отвечают местная полиция, транспортная инспекция, работодатель, отдел пассажирского транспорта акимата. Каждая инстанция может принять меры. Если случится авария, жертвы, они тоже виноваты. Откуда они берут таких водителей? Ни порядка, ни стыда...» — выражает недовольство предприниматель Болатбек Алиев.
Насчет множества пастухов Алиев не в теме. Хозяин у основных компаний-перевозчиков, судя по всему, один. И такой, что все многочисленные контролеры, как умные алабаи, спят в сторонке, не вмешиваясь в его дела.
Оставшиеся после большого погрома, устроенного городскими властями, на маршрутах транспортные компании второй год получают дотации из бюджета. Но это никак не сказалось ни на качестве подготовки водителей, ни на соблюдении графиков в вечернее время. 20.30 в Шымкенте — крайний срок работы городского транспорта. Дальше начинается время такси и пеших прогулок на свежем воздухе.
Для борьбы с этим злом, помнится, и внедрялся Тolem. За очень и очень немалые деньги. По крайней мере, так объясняли инициаторы процесса. Не прошло и пары лет, как выяснилось, что с ней что-то не так. Но у наших рулевых городского транспорта уже есть новое решение — ликвидировать кондукторов, как класс. Слава богу, не физически, без высылки в отдаленные местности страны.
«Поступает много жалоб на работу кондукторов, — рассказывает начальник управления пассажирского транспорта и автодорог Шымкента Ержан Жолдасов, — которые заставляют пассажиров платить наличными. Для исправления ситуации поставлена задача внедрить на городских маршрутах систему без кондукторов. Пассажир может оплатить проезд картой Тolem, SMS или QR-кодом».
В случае, если а) валидатор в автобусе будет, б) если он будет работать. Пока что с этим проблемы. Зато теперь за «наличку» будут штрафовать. Кого? Конечно, пассажиров. Это же из-за них tolemовская цифровая техника работает через пень колоду! К делу обещали подключить общественников и полицию. И уж в этом-то никто из отвечающих за городской транспорт в стороне не останется.
Сказочная страна!Наведут порядок железной рукой, а там уже и денежки на ЛРТ пора будет осваивать. Тем более что у заместителя акима Шымкента, курирующего проект, за плечами солидный опыт именно в этой сфере городского хозяйства.
«Проект ЛРТ мы очень долго обсуждали. Семь лет обсуждал акимат. Аким нам поставил задачу, чтобы мы выбрали такую модель, которая будет не очень дорогой и возврат не ложился бы бременем на городской бюджет. Мы с консультантами долго думали. Сейчас дан официальный старт проекту», — говорил в 2018 году Максут Исахов, будучи начальником управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы.
Цена вопроса, озвученная господином Исаховым, тогда варьировалась в пределах 346-217 млрд тенге.
Несмотря на отсутствие в Алматы легкорельсового транспорта, вопрос тогда, видимо, порешали успешно. По крайней мере, Исахов ушел в Шымкент с повышением.
Недавно аким Алматы Ерболат Досаев сообщил, что решение по развитию легкорельсового транспорта в городе будет принято до октября 2022-го. Настала очередь осваивать деньги шымкентского бюджета.
Если так пойдет и дальше, ЛРТ будет в нашей сказочной стране звучать как ругательство. Или диагноз.
Кстати, ЛРТ — всего лишь трамвай. Совершенно не обязательно на бетонных сваях, как в столице. Просто современный. Скоростной или обычный. Но банальный трамвай. Который в Алматы был. Но его зачем-то уничтожили. Хотя из описанного, наверное, ни у кого не останется сомнений — зачем. На фото — стамбульские трамваи. Исторический и современный. Для наглядности.