Осень – время очередного призыва в Казахстане. С 1 сентября по декабрь областные, городские и районные призывные комиссии ожидают около 18 тыс новобранцев в возрасте от 18 до 27 лет. Оповещают призывников путем рассылки SMS-сообщений, а также повестками на домашний и служебный адреса, лично в руки или по месту работы (учебы) руководителю организации призывника под роспись. Однако не всегда призыв в армию проходит цивилизованно. Были случаи, когда люди в форме буквально поджидали молодых людей у стен учебных заведений. На кого до сих пор продолжаются облавы и почему так происходит, разбирался собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Данияр Садвакасов.
Когда я отправился в аграрно-индустриальный колледж Атбасара (АИК), было тихо. Учащиеся в преддверии нового учебного года собирались в фойе для расселения в общежитии, а рядом их ждали родители с сумками.
«Наши учащиеся экзамены сдают досрочно, за два месяца. Когда они проходят медкомиссию, работники объединенного отдела по делам обороны Атбасарского и Жаксынского районов проводят беседу о том, в какой области они будут служить, в каких войсках и так далее. Получается, после того как они напишут заявление в отделе по делам обороны по достижении 18 лет о том, что согласны служить в армии, об этом извещают их родителей. Мы на основании заявления принимаем досрочные экзамены. Хотя два года назад мы учащихся отправляли в академический отпуск. И после того как ребята приходили из армии, они восстанавливались, сдавали ГОСы и получали диплом», — рассказывает заместитель директора по воспитательной работе колледжа АИК Татьяна Толкумбекова.
«Сын учился на программиста. Диплом он не получил, я сама забрала. Практику и дипломную работу сдать досрочно он успел. В армию захотел сам. Я не против, конечно, тем более все равно в армию нужно сходить. Сейчас сынок служит в Павлодаре. Мы были на присяге, все нормально. Каждую неделю в воскресенье с ним созваниваемся», — поделилась родительница Айман Кулахметова.
В Минобороне ситуацию с выдачей дипломов родителям прокомментировали так: «Призыв на срочную службу граждан, не завершивших обучение на очных отделениях высших учебных и среднеспециальных (технических) заведений, не осуществляется. Также в последующем управления (отделы) по делам обороны ежегодно до 1 октября запрашивают из соответствующих организаций образования справки, подтверждающие продолжение призывниками обучения. Указанные справки подшиваются в личное дело призывника. Ежегодно в армию призывается около 35 тыс граждан призывного возраста».
«В апреле моему сыну исполнилось 18 лет, 5 июня его забрали в армию. Он досрочно сдал экзамены, практику, диплом. Потом диплом я сама забрала. Мы вообще не планировали армию, у нас даже разговора не было, что сын в армию пойдет, думали, что он сразу поступит в университет и продолжит обучение. А тут он звонит, это было в середине мая, и спрашивает, как мы смотрим на то, если он пойдет в армию. Мы знаем, что армия неизбежна, но раз сын так решил, то не стали делать отсрочку», — говорит Надежда Симченко.
По словам директора филиала «Еркіндық қанатты» в Петропавловске Евгения Соловьева, в первую очередь, «охота» на призывников происходит из-за недобора военнослужащих. Второй момент кроется в том, что нет других способов искать людей по повестке. Призывники могут скрываться или сменить место жительства. В-третьих, работникам военкомата удобно забирать призывников из колледжей.
«Проблему «охоты» призывников можно рассматривать с двух сторон — моральная и правовая. Если говорить с правовой точки зрения, то существует статья 30 закона о воинской службе и статусе военнослужащих, где граждане, подлежащие призыву на воинскую службу, должны явиться по повестке в местные исполнительные органы военного управления. С точки зрения правовой, у нас нет НПА, к сожалению, которые запрещают именно отлавливать студентов. Я считаю, что это очень большая проблема, потому что с моральной точки зрения это недопустимо. Когда студенты приезжают в учебное заведение, они видят, что стоят сотрудники военкомата и ждут, когда студенты сдадут экзамен. А это моральное давление», — выражает свое мнение правозащитник.
В министерстве обороны заверили, что термин «дедовщина» в армии, которой боятся многие призывники и их родители, — изжитое явление. Сейчас солдаты служат только один год, а сама служба в частях построена по принципу одного призыва, то есть пока не отслужат одни, другие не прибывают. Кроме того, в период прибытия в войска призывники распределяются по разным подразделениям, чтобы они не пересекались между собой. А в целях мониторинга морально-психологического состояния личного состава проводятся индивидуально-воспитательная работа, социологические и анонимные опросы, и для обеспечения контроля за военнослужащими применяются системы «Жауынгерлік дос», «Напарник», «Пирамида». В казармах функционируют камеры видеонаблюдения, размещены телефоны доверия, налажена обратная связь между солдатами и их родителями.
«Если в стране введут контрактную службу вместо срочной, я считаю, это будет хорошей возможностью. Во-первых, в армию идет тот, кто хочет, а не тот, кого заставляют. Во-вторых, есть возможность подзаработать. В-третьих, поднимается престиж самой армии и еще множество других плюсов. Почему этого не делает государство? Я думаю, что наверняка есть ряд экономических причин», — резюмировал он.
К слову, в следующем году ОФ «Еркіндық қанатты» планирует информационную кампанию с лекциями и тренингами для родителей и самих призывников вместе со сборником необходимых механизмов на различные ситуации, связанные со службой в армии.