На святое дело идем...
Проект каскада ГЭС на особо охраняемой природной территории вынашивался группой заинтересованных лиц давно и в строгой секретности. Информация всплыла неожиданно весной этого года, когда подготовительные работы уже шли полным ходом. В том числе и охранные археологические работы в зоне затопления.
«Проведение охранных работ, — рассказал доктор исторических наук, профессор ЮКГУ Александр Подушкин, — нормальная практика, соответствующая закону. Но их проведение означает возврат к идее строительства ГЭС, обсуждавшейся еще в прошлом веке. Тогда у власти хватило ума отказаться от губительного для природного комплекса проекта, экономическая отдача от которого заведомо не перекроет ущерба экологии региона. Строить в национальном парке, где любая хозяйственная деятельность, в том числе строительная, запрещена по статусу этой территории, означает уничтожить девственную природу. Это просто преступно».
Вечно актуальная классика: «При 300% прибыли капиталист пойдет на любое преступление». И преступлением это считать не будет. Совершенно искренне: «Ничего личного. Просто бизнес». Казалось бы, администрация области должна больше переживать за ее природу. Но почему-то с энтузиазмом продвигает проект.
«В целях привлечения инвестиций в Туркестанскую область реализуются масштабные проекты. Один из них — «Каскад гидроэлектростанций на реке Угам». В результате будет сформировано 110 млн кубометров воды и на юге Туркестанской области решится проблема обеспечения около одного миллиона жителей питьевой водой».
Справочно: проектом предусмотрены две линии водовода диаметром 1400 мм и протяженностью 210 км. 12,7 км — в штольнях через горный массив. Резервуар емкостью 10-40 тыс куб. м. Семь ГЭС в русле Угама и три — на водоводе.
По проекту отбор из Угама составит 3,5 куб. м/сек. Бонусом к этому идет выработка электроэнергии. Каскад из десяти ГЭС должен суммарно выдать до 165,6 МВт. Мощность, сравнимая с Шардаринской ГЭС. Стоит ли из-за этого гробить Угам?