В Шымкенте девять парков общей площадью 244 гектара и 39 скверов и аллей – 37 гектаров. Сегодня в городе, кроме дендрологического, нормальных парков фактически не осталось. Только названия и небольшие островки зелени. Да и площадь дендропарка с изначальных 150 гектаров на время закладки в 70-х годах прошлого века съежилась до нынешних 117. Состояние последнего зеленого оплота Шымкента многим внушает серьезные опасения и наводит на мысль: а не готовят ли очередные правители города территорию под застройку? Ответ на вопрос искал собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин.
Это единственная зеленая зона в Шымкенте, размеры которой соответствуют представлению о парке. Даже после обрезания в 90-х, когда по периметру дендропарка возникли коттеджные поселки, он все еще занимает внушительную территорию и создает комфортный микроклимат в северной части города. Даже в пик летней жары здесь прохладно. Каждое утро сотни людей здесь занимаются спортивной ходьбой, а кто еще в состоянии — бегом.
На себе испытал целебную силу чистого воздуха коллега — директор медиахолдинга «Айгак», депутат маслихата Туркестанской области Дулат Абиш.
«Такого места больше ни в Шымкенте, ни в окрестностях нет. — говорит депутат. — Если так пойдет дальше, то и этого не будет. Со всех сторон к территории дендропарка подбираются застройщики. Место лакомое — зеленая зона. У многих руки чешутся залезть в нее, застроить высотками и продать за хорошие деньги квартиры в экологически чистом месте. Им в голову не приходит, что чистое, как раз пока «человейники» в него не врезаны».
В 90-е дендропарк уже порядочно «обгрызли». Если бы успели, весь бы поделили на частные участки и застроили. И воду отключали, и пожары устраивали. Чего только не было. Тогда шымкентские журналисты, общественность много времени и сил потратили, чтобы сохранить его для города. Уникальный дендропарк, который создавался действительно всем миром, всеми горожанами, хотя и в сильно урезанном размере, остался. Сегодня, вместо того чтобы наращивать территорию зеленого оазиса за счет прилегающих пустошей, их отдали под застройку.
Из воспоминаний основателя дендропарка Шымкента, секретаря обкома КП КазССР Асанбая Аскарова:
«К сожалению, я не успел воплотить в жизнь свой замысел по превращению большой территории в конце улицы Карла Маркса (ныне Дулати) в национальный парк. С этой зеленой северной зоны на Шымкент вместе с ветром хлынули бы потоки свежего, насыщенного озоном воздуха. Я ушел, не успев осуществить эти планы. А потом наступили другие времена, и тем, кто пришел после меня, видимо, стало не до этого проекта».
Если бы только! После Аскарова парки в Шымкенте не сажали, а исключительно вырубали. Единственное исключение — программа «Шаткал» по озеленению оврагов и пустырей, не пригодных для застройки, акима ЮКО Жансеита Туймебаева, благополучно угробленная в 2018 году.
В феврале 2021 года ГККП «Шымкентский государственный дендрологический парк им. Асанбая Аскарова» с земельным участком площадью 1 170 400 квадратных метров (кадастровый номер: 22-328-002-026) было неожиданно передано в ведение управления строительства акимата Шымкента (постановление акима Шымкента №63 от 4.02.2021).
Особо охраняемую природную территорию регионального значения (такой официальный статус земли дендропарка) усилиями депутатов и общественности удалось в 2022 году вернуть на родину — в управление природопользования и природных ресурсов. Но строителям дендропарк ведь зачем-то передавали?
Строительная компания BI Group продвигает продажи квартир в новых домах:
«ЖК Dendropark от застройщика получил свое название благодаря соседству с великолепным дендропарком Шымкента. Чистый воздух, квартиры с продуманными планировками, высокими потолками и большими окнами, впускающими солнечный свет. Уютный благоустроенный и безопасный двор, стильные холлы, современные технологии сделают жизнь в комплексе комфортной», — гласит текст на сайте компании.
Цены начинаются от 32 млн тенге за квартирку, хозяева которой смогут сочетать «удовольствие от жизни рядом с природой и динамику большого города».
А вот случайное откровение во время общения с прессой одного из руководителей одной из строительных компаний (не будем указывать пальцем):
«Дендропарка в том виде, в каком он сейчас, больше не будет. Он станет прогулочной зоной общего архитектурного ансамбля».
Похоже, что это чудесное превращение готовилось еще в начале прошлого года. И не удалось по причинам, не зависящим от инициаторов. Засидевшийся в кресле акима Шымкента герой января Мурат Айтенов — большой друг BI Group. Судьба городского ипподрома, отданного под застройку этой достойной компании, тому подтверждение. Строящийся там микрорайон в честь уничтоженного ипподрома назван «Тулпар». Ассоциации с ЖК Dendropark сами собой возникают...
Лето 2022 года дендропарк провел в условиях рукотворной засухи. Артезианские скважины на его территории давно исчерпали свой ресурс. Магистральный водопровод, идущий из города, надолго перерезал строительство очередной развязки имени акима Айтенова. Это те, в которых во время дождей озера образуются.
Вдобавок к этому дендропарк дважды горел. Точнее, дважды пожары были настолько серьезными, что пришлось задействовать силы ЧС и происшествия попали в сводки.
20 июля горела сухая трава, тогда площадь пожара составила 0,25 гектара, в тушении было задействовано 24 сотрудника и пять единиц техники ДЧС Шымкента.
«Поскольку территория дендропарка не очищена от сухой травы, ответственные лица понесут административную ответственность в соответствии с пунктом 2 статьи 410 КоАП РК», — сообщили в ДЧС.
17 августа горело уже 0,35 гектара сухой травы. Тушили ее 20 сотрудников и четыре пожарные машины. На этот раз сгорело еще и 20 деревьев. Сколько было в условиях безводия локальных возгораний, с которыми сотрудники дендропарка справились своими силами, неизвестно.
Читайте также: Вредители размножаются, бюджет уменьшается: От чего в Алматы желтеют дубы и сохнут елки
Внутри дендропарк выглядит сегодня вполне презентабельно. Если не выходить за пределы центральных аллей. Северная часть, за озером, пребывает на последней стадии запущенности. Когда здесь последний раз проводилась санитарная обрезка, выяснить не удалось.
На снимках хорошо видно, что эти деревья санитаров леса не видели лет пять-семь как минимум. Что следует за такой рукотворной запущенностью в Шымкенте, хорошо известно: потом деревья будут признаны больными и подлежащими вырубке. Так уже было в парке имени Абая. Теперь там вместо деревьев теннисный корт. Его строительство знающие люди связывают с родственниками нашего первого премьера, ныне знатного садовода Сергея Терещенко.
Есть и косвенные признаки того, что вокруг территории пока еще дендропарка идет активное движение заинтересованных господ. А такие признаки в нашей южной реальности не менее опасны, чем пожары.
Курирующий вопрос заместитель акима города Ергали Билисбеков происходящее комментировать не стал, отослав нас в управление природных ресурсов и регулирования природопользования. Там запросили письменный запрос. Получив, долго думали. Потом все-таки прислали ответ. В лучших традициях шымкентской бюрократии: здесь поняли, здесь нет, а в общем, кушайте, что даем. От личных контактов руководители управления по примеру (или команде?) куратора уклонились.
В дендропарке с весны прошлого года сменилось три директора. И это, судя по всему, не предел. Один из них, Усен Курманбай, весной этого года даже успел пригласить для консультации одного из корифеев казахстанской ботаники — доктора биологических наук, академика сельскохозяйственных и педагогических наук Казахстана, академика национальной академии Монголии, профессора Нугмана Аралбая.
«Мы с руководством дендропарка вместе ходим по высоким кабинетам Шымкента и обсуждаем его дальнейшую судьбу, — рассказал академик Аралбай, — значение, перспективы развития и так далее. Очень плодотворный разговор состоялся с акимом Шымкента. Хочу отметить, что глава города мне понравился. Конкретный, немногословный, очень корректный».
Не хочу показаться пессимистом, но может быть, аким Шымкента Айтенов был также немногословен, как его заместитель Билисбеков, потому, что знает о судьбе дендропарка что-то такое, что лучше не оглашать?
Фото автора