Тайны и загадки казахстанского рынка ГСМ

Туркестанскую область и примкнувший к ней Шымкент опять лихорадит: дефицит бензина и дизельного топлива, очереди на АЗС и обещания правительства поднять цены сделали жизнь нескучной. Местные власти активно борются с кризисом как умеют. О ситуации с автомобильным топливом на юге страны поведал собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин.

Фото автора

Жителям всей нашей необъятной страны так же «весело», и в этом у нас полный біз біргеміз. Это несколько успокаивает, но оптимизма не прибавляет.

Принципиально нового топливный кризис-2023 ничего не принес. Схема дефицит ГСМ — кризис — повышение цен отработана нашими нефтекоролями и газобаями до автоматизма и за последние три десятка лет сбоев не давала. Операция, как всегда, приурочена к весенним полевым работам и сезонному росту грузоперевозок под лозунгом «Куда же они денутся!». Объяснения «ответственных» по отрасли и властей на местах тоже новизной не поражают. От последних в этой сфере вообще ничего не зависит. Последние несколько лет в старый надежный сценарий добавили внезапное исчезновение с АЗС газа. Для убедительности, наверное.

Не нова и версия «во всем виноваты соседи и гости». Узбеки и кыргызы всю казахскую солярку «съели». А вывозят ее вредные иностранцы-дальнобойщики. Аж целыми баками и канистрами. Данных, подтверждающих это, не приводится никаких. Да и зачем? Правительству положено на слово верить. Не в первый раз же! Пора бы привыкнуть. Тем более что стратегическую линию роста цен на ГСМ сначала до российского уровня, далее до бесконечности последовательно проводит уже не первый состав правительства.

Особенно убедительно рассказы о соседских происках звучат на фоне бодрых рапортов о работе отечественных НПЗ.

«Шымкентский нефтеперерабатывающий завод завершил планово-профилактические работы раньше срока на сутки и приступил к выпуску продукции для внутреннего рынка 7 апреля, — сообщила пресс-служба предприятия. — В апреле предприятие планирует выработать более 110 тыс тонн дизельного топлива и направить его основную часть в южные регионы, которые сильно нуждаются в моторном топливе».

По оценке аналитиков и поставщиков из нефтяного сектора, почти месячный плановый простой завода мог в какой-то мере повлиять на сложившийся в некоторых регионах страны дефицит топлива. Интересно у наших аналитиков получается: простой плановый, ежегодный, а почему-то влияет! Простои НПЗ на профилактику планируются, а обеспечение регионов ГСМ к весенним полевым работам, которые у нас начинаются с большой временной дистанцией с юга на север страны, планировать не надо?

Суточная переработка нефти на предприятии составляет 17,7 тыс тонн. За неделю работы ШНПЗ отгрузил на внутренний рынок более 1500 тонн дизельного топлива. Но эти объемы на сложивший дефицит почему-то никак не повлияли. Отечественный рынок ГСМ полон тайн и загадок…

На сегодня только Шымкентский НПЗ выдает в сутки 6200 тонн бензина, 5600 тонн дизельного топлива, 1150 тонн авиатоплива, 820 тонн сжиженного газа. И где все это? Ответа нет. Если не считать «смешилки» про вывоз за рубеж.

«Казахстан своим дешевым топливом фактически субсидирует экономики других стран в ущерб собственным национальным интересам», — сказал как припечатал Болат Акчулаков в должности министра энергетики РК (ныне — советник президента РК).

Тогда же главный по топливу обозначил запланированный МЭ рост цен на ГСМ: бензин Аи-92, Аи-93 со 182-187 до 205 (+11%), ДТ до 295 тенге за литр (+20%). И будет всем счастье! На сколько процентов после этого взлетят цены на продовольствие и товары первой необходимости, и так второй год бьющие все отечественные рекорды, Минэнерго не волнует. Не его сфера.

Сразу после программного выступления господина Акчулакова на посту министра сменил другой господин — Алмасадам Саткалиев. Принципиальная позиция ведомства изменений не претерпела.

С петицией на имя президента страны обратился экс-кандидат в депутаты мажилиса РК Ануар Хасанаев:

«Повышение цен на бензин и дизельное топливо запустит цепную реакцию, из-за чего подорожают и продукты питания и логистика. Мы, народ Казахстана, требуем не повышать стоимость топлива!»

Действующий депутат мажилиса Болатбек Алиев, в миру — владелец транспортной компании международных перевозок, предложил использовать зарубежные наработки в борьбе с вывозом ГСМ.

«В Турции, когда заезжаешь к ним с полными баками горючего, сразу на границе на объем солярки вне нормы (есть лимит) заставляют в упрощенном порядке пройти таможенную очистку, и это не обсуждается. Вот так просто и результативно защитили внутренний рынок. Почему бы нам не сделать то же самое на границе с Узбекистаном, который не является членом ЕАЭС? Точно так же можно поступать при пересечении границы из Казахстана в Россию и Кыргызстан. Да, между нашими странами нет границы, но там работают мобильные группы, в состав которых входят сотрудники департаментов государственных доходов, как на той, так и на нашей стороне. Вот им и вменить администрирование, наделив правом взимать разовый платеж.
Если при полном баке транзитникам придется оплачивать 90% горючего по той цене, которая будет даже выше, чем в России или Кыргызстане, то желание заправляться под завязку при выезде из страны отпадет само по себе», — предлагает депутат.

Проснулось даже агентство по защите и развитию конкуренции РК. Оно нанесло точечный удар по розничной продаже. Выше уровнем на памяти ныне живущих поколений эта контора никогда подняться не рисковала. Пресс-служба АЗ РК распространила информацию о решительных мерах, принятых ведомством для защиты и развития.

«Государственные органы ежедневно мониторят отпуск нефтепродуктов на АЗС и базах хранения. А территориальные органы антимонопольного ведомства изучают случаи ограничения продажи ГСМ. Предпринимательский кодекс запрещает согласованные действия участников рынка и действия доминирующих компаний по необоснованному отказу в реализации товара. Независимо от планируемого повышения цен субъекты предпринимательства при наличии ГСМ обязаны своевременно реализовывать по установленным ценам», — сообщили в ведомстве.

Владельцам АЗС напомнили, что нарушение норм конкурентного законодательства карается штрафом до 5% от дохода компании. Сознательных граждан призвали стучать о нарушениях по телефонам доверия в территориальные подразделения комитета по регулированию естественных монополий министерства национальной экономики.
Свои три тиынки внесло и МВД. На границах областей по приказу министра заработали дорожные посты «Рубеж».

В Туркестанской области их три: «Конысбаев» (на Ташкент), «Сауран» (на Кызылорду) и «Шакпак баба» (на Тараз).

Усиленные группы досмотра из сотрудников полиции и транспортной инспекции выискивают в остановленных транзитных большегрузах дополнительные баки с соляркой. До канистр в легковушках пока не дошло. Но лиха беда начало. Заявленная цель бурной деятельности — выявление и пресечение незаконного вывоза горючего из области и профилактическая работа с водителями.

За первые два дня рейда выявлено целых три случая сверхнормативной перевозки дизельного топлива. Дополнительные баки должны регистрироваться с соответствующей отметкой в техпаспорте автомобиля. Если нет — штраф. На посту «Сауран» в этой сомнительной по КПД работе было занято более десятка сотрудников двух ведомств под общим руководством полицейского полковника.

Дальше всех пошла обновленная и вдохновленная выборами фракция партии «Ақ жол» в мажилисе. Депутаты смело обратились с открытым письмом прямо к премьер-министру РК Алихану Смаилову с требованием раскрыть условия соглашений о разделе продукции с нашими дорогими (во всех смыслах) иностранными партнерами по разработке недр и где-то даже инвесторами. Это уже второе обращение за год. Господа акжоловцы слишком буквально восприняли внесение в новую редакцию Конституции нормы «Земля и ее недра… другие природные ресурсы принадлежат народу».

На прошлогодний запрос правительство отказалось раскрывать информацию об этих контрактах, ссылаясь на возможное нежелание инвесторов. Что тут можно добавить.