Кентау — небольшой город в Туркестанской области с населением более 99 тысяч человек. Раньше здесь кипела жизнь благодаря крупным промышленным предприятиям, но сегодня они стоят заброшенными. Безработица заставила многих покинуть город, а те, кто остался, сталкиваются с преступностью, коммунальными авариями и другими бедами. Сегодня мы расскажем о новой угрозе — засухе, которая может превратить один из самых зеленых городов юга Казахстана в выжженную пустыню. Может ли этот город действительно остаться без зелени? Разбирался наш собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин.
Кентау: город, умирающий от жажды
Где-то на просторах нашей необъятной Родины высаживаются миллионы деревьев и создаются «зеленые пояса». Но в Кентау, небольшом городе в Туркестанской области, умирают деревья, посаженные еще в середине ХХ века. Город уже несколько десятилетий лишён поливной воды. Лишь старожилы помнят времена, когда каждое городское дерево поливалось специальной системой трубопроводов, работающей за счет откачки воды из шахт.
«Все зеленые зоны города, включая дворы многоэтажек, поливались единой системой каналов, арыков и трубопроводов с водой, откачиваемой из шахт. После ликвидации комбината все это осталось бесхозным и быстро пришло в негодность. Попытки восстановить поливную инфраструктуру не увенчались успехом. Сегодня полив осуществляется с помощью нескольких автоцистерн, что при наших летних температурах малоэффективно», — рассказывает Анатолий Юлдашев, ветеран комбината «Ачполиметалл».
Воду из затопленных в 90-е горных разработок качают и сегодня, но теперь она идет по ветхому водопроводу как питьевая. Поливная система полностью ликвидирована, и ее восстановление не рассматривается.
В интервью 2023 года аким Кентау Жандос Тасов сообщил о завершении первого этапа реконструкции оросительной системы:
«Восстановление двух магистральных оросительных каналов завершено. В первый канал вода поступает из шахты самотеком, а во второй, проходящий по центру города, будет подаваться насосами из шахты Глубокая. По каналам в водохранилище пойдут 40 млн кубометров воды. Это первый этап реконструкции. На втором этапе мы будем восстанавливать арычную сеть в городе. Уже пробурено 10 скважин для понижения уровня грунтовых вод, прокладываются трубы. Сроки будут зависеть от финансирования», — докладывал год назад глава города.
Реальность далека от обещаний
Однако, восстановленные каналы заполняются бытовыми отходами и ветшают. Во время очередной реконструкции дворов арыки просто закатали в асфальт, а зелень проредили, создавая места для парковок.
Три месяца жители квартала дышали пылью и терпели все неудобства, надеясь на лучшее. Но вместо газонов появились асфальтовые поля, которые только усугубляют проблему.
«Проект понижения уровня подземных вод предусматривает строительство водозаборов и бетонирование канала. Но это может привести к проблемам с хозяйственно-питьевым водоснабжением. Проекты рождаются один замысловатее другого, а город высыхает. Восстановленная арычная система могла бы работать как кондиционер, охлаждая воздух, но эти задачи, судя по всему, не приоритетны», — говорит Бахтияр Гафуров, горный инженер.
В целом, вопрос обеспечения Кентау водой поднимался много раз. Создавались рабочие группы и комиссии, но они не оказали влияния на ход дел. Поливная вода остается дорогим и неэффективным ресурсом, а проекты водопонижения угрожают питьевому водозабору.
«У проекта водопонижения есть плюсы и минусы. Если восстановят систему полива в Кентау, то снизится нагрузка на водопроводные сети. Сейчас в городе на полив идет водопроводная вода. Дорого, неэффективно, но деваться некуда. Другой просто нет. Что касается минусов, то даже если не считать дороговизну и сложность проекта, главный — реальная угроза питьевому водозабору. Если заработают их насосы в шахте Глубокая, уровень подземной воды упадет. Миргалимсай и Глубокая в одной динамической водной воронке. Поэтому в целом к проекту у наших специалистов отношение критическое. Поставят насосы на глубину 100-125 м. Будут качать и все наши насосы осушат. Максимальный уровень подземной воды и так упал с 2021 года до 65 м. У нас 3 насоса уже без этого уже встали. Сухие. В Мыргалимсае на обеспечение Кентау работают 3 скважины. Насосы установленные в них на глубины 57, 61 и 63 м до воды не достают. Если поставят глубинные то все зависнут», — прокомментировал директор ГКП «Ашысай су» Баглан Мамадалиев.
С наступлением лета насосы регулярно выходят из строя, и поливной воды в Кентау в ближайшее время не предвидится. Город продолжает превращаться в пустыню. Пустынные пейзажи всё больше напоминают о трудностях, с которыми сталкиваются жители.