«Жуковка» — самоназванный район на правом берегу столицы, известный своим криминальным прошлым. Со временем его условные границы менялись, но сегодня этот район охватывает квадрат между улицами Кенесары, Альмукана Сембинова и Евгения Брусиловского. Узнать «Жуковку» легко по парку журналистов, аллее писателей и средней школе №16. Несмотря на то что район давно изменился, до сих пор существует мнение, что «Жуковка» была некогда преступным уголком столицы. Как она сейчас выглядит — в репортаже корреспондента ИА «NewTimes.kz» Владиславы Гришиной.
Печально известную «Жуковку» начали сносить еще в 2014 году, когда она была частью района Алматы. Под снос попало более 10 домов, среди которых были и бараки, возведенные около 70 лет назад как временное жилье для первоцелинников. Однако временное жилье превратилось в постоянное, и деревянные туалеты во дворе стали привычным зрелищем не только для старожилов. В домах на «Жуковке» не было практически никаких удобств: воду приходилось набирать из колонки, туалет был общий и находился на улице, а об асфальтированных дорогах и уличном освещении местные жители могли только мечтать.
Со временем на месте старых бараков, общежитий и снесенных частных домов в «Жуковке» выросли современные жилые комплексы, а общественные пространства обрели новую жизнь. Район кардинально преобразился, и теперь его трудно узнать даже тем, кто был здесь всего шесть лет назад.
Комфортабельный квадрат с благоустроенными домами начинается с магазина «Домашний» на пересечении проспекта Абая и улицы Жұбанова.
По дороге мы встретили бездомного кота.
Пока одни жители высказывают свои немногочисленные жалобы, а другие хвалят новое жилье, среди современных новостроек и жилых комплексов невольно привлекают внимание ветхие, покосившиеся постройки. Да, такие дома в «Жуковке» до сих пор существуют, хотя и скрыты за фасадами новых зданий. Если пройти мимо гаражей и не побояться грязи после дождя, можно наткнуться на дом с огородом, расположенный буквально у подножия современной новостройки.
Жильцы яркой двухэтажки старательно ухаживают за подъездами и поддерживают свои огороды. Но, скорее всего, дом снесут: современным жилым комплексам не слишком приятно соседствовать с ретрозданием, которое выбивается из общего облика района.
Когда-то в этом районе в барачном доме можно было купить трехкомнатную квартиру всего за 25 миллионов тенге.
Ближе к дороге одиноко возвышается старый четырехэтажный дом, построенный еще в 1966 году.
С дома осыпается облицовка, а балконы держатся буквально на честном слове.
Тимур Болатов, побывавший здесь в гостях, остался под тягостным впечатлением от состояния здания.
«Акимат или правительство, кто меня слышит! Снесите это здание и постройте нормальный дом для людей! Этот дом буквально разваливается. Мне искренне жаль тех, кто там живет. Не могу понять, как в столице может быть столько ветхих домов и целых районов, когда выделяются огромные средства на обслуживание города?!» — обратился он к властям.
Стоит отметить, что на район действительно выделяют значительные средства, что видно по благоустройству. В частности, на улице Адольфа Янушкевича сейчас идет ремонт, и после дождя здесь лучше не гулять из-за грязи и строительных работ.
Алевтина Прилипухина, коренная жительница Астаны, говорит: «Я пережила Акмолинск, Целиноград, Акмолу, Астану, Нур-Султан и снова вернулась в Астану».
«Раньше я жила на Линейной, 4 (ныне — Гете), напротив старого вокзала. Нас снесли, дали однокомнатную квартиру на улице Люксембург. А потом муж получил двухкомнатную, и мы сюда переехали», — поделилась пожилая женщина.
Алевтина Дмитриевна поселилась на «Жуковке» еще в 1976 году. Она очень любит свой город и, как подобает коренной жительнице, знает его историю вдоль и поперек.
«Я знаю, что весь левый берег стоит на Есиле, ведь русло реки теперь совсем другое. На месте Байтерека когда-то были дачи ветеранов. А дорогу к нему проложили прямо по нашим дачам. Там, где сейчас стоит комплекс Highvill возле «Пирамиды», раньше был лягушатник. Дети там учились плавать, в том числе моя дочка и племянники.
А вот здесь, — указала она на девятиэтажный дом, — стояли два общежития, которые снесли. Там такой бардак творился. А эти частные дома теперь не знают, снесут их или нет. Говорят, квартиры в этом ЖК уже распределены по программе».
На месте аварийных «малосемеек» №12 и 12/1 обустраивают девятиэтажный жилой комплекс, сейчас к нему подводят инженерные сети, поэтому и разворошили дорогу.
Именно здесь существуют еще не переименованные переулки Чайковского, Циолковского, Луи Пастера, Минский, Севастопольский, Одесский и Волгоградский.
Здесь совсем не слышно автомобильного шума, кажется, что это вовсе не Астана — настолько уютно и непривычно.
Когда старые дома и их обитатели уходят в историю, только деревья — живые свидетели минувших времен. Однако и они не всегда остаются в безопасности. Власти нередко уничтожают природу без видимой логики: сначала спиливают многолетнее дерево, а затем на его месте высаживают хрупкий саженец, который не может сравниться с величием ушедшего гиганта.
Например, вдоль улицы Кенесары, ранее известной как Карла Маркса, когда-то росли высокие ряды кленов, вязов и тополей. Эти деревья заслоняли собой двухэтажные дома, и после их сноса казалось, что здесь простирается настоящий лес.
Выросшие в ряд деревья могли послужить готовым сквером.
Однако застройщик решил иначе. В 2021 году компания Elorda Damu снесла десятки взрослых, величественных деревьев, подготавливая место для строительной площадки. Вскоре на месте старых двухэтажных домов выросли два восьмиэтажных здания, а для детей и взрослых обустроили новый парк.
От чего бежали, к тому и вернулись. Теперь оставшиеся деревья можно пересчитать по пальцам и тени, которая когда-то дарила прохладу, практически не осталось.
Как вспоминает местный житель Константин Теличко, по всей «Жуковке» благоустраивали абсолютно голые парки и скверы, а деревья, которым более 50 лет, вырубали за 2-3 дня.
«Замечено, что в дворах новых жилых комплексов деревьев нет. А за теми, которые сажают в скверах, не ухаживают и они не приживаются. Например, построенный сквер с первой собачьей площадкой торжественно открыли в моем дворе, между ЖК «Эгалите» и «Китайской стеной», в 2018 году. Ни одно посаженное дерево не прижилось», — с сожалением говорит старожил.
Елена Товмаш, жительница «Жуковки», помнит сквер на Кенесары и как любила в нем гулять с детьми.
«Слезы просто наворачиваются на глаза. Гуляли с детьми среди деревьев, это было непередаваемое чувство радости и вдохновения. У нас в городе уже птиц не осталось из-за таких необоснованных решений чиновников, строительных компаний относительно сохранения старых деревьев», — солидарна с соседом женщина.
ЖК «Хан Тенгри» построили на месте частного сектора, поэтому во дворе дома осталось единственное дерево, как уцелевший артефакт Целинограда, а то и Акмолинска.
Сегодня журналист NT не застала даже пенька. Парковку увеличили в размерах, дерево пришлось спилить.
Кроме голубей, тоскливо сидевших на навесе, на аллее писателей немноголюдно.
— Здесь раньше тоже частный сектор был. Мы очень обрадовались, когда пустырь превратили в аллею, а не построили высотки. Нам действительно не хватало такого места, где можно вечером посидеть на свежем воздухе, покатать детей на качелях, — поделилась жительница близлежащего дома Айгерим.
— А вы где живете?
— В этих трехэтажках. Мы уже давно здесь купили квартиры и считаемся местными, — с улыбкой ответила женщина. — Район, как видите, у нас особенный. Для нас он родной и уютный, потому что мы привыкли к нему. Но не хочется, чтобы у приезжих возникали отрицательные эмоции или чтобы люди судили по стереотипам: раз «Жуковка», значит, все плохо. Было важно разбавить всю эту картину со старыми домами и частным сектором парками и скверами.
— Вы застали криминальные ситуации в районе?
— Не скажу, что застала. Да, здесь люди любили выпить, но не сходили с ума и не создавали серьезных неудобств. Мне никто не мешал и не угрожал, — ответила горожанка.
Журналист «NewTimes.kz» встретила на аллее мужчину, который шел со стороны малоэтажных домов.
— Я родился в Астане и живу здесь с 1951 года, а в этом районе — с 1988 года, — ответил он в спешке, представившись Константином Леонидовичем.
— Действительно ли был криминал на «Жуковке» и что вы помните как коренной житель? Говорят, в свое время «Жуковка», Лесозавод, «Чугунка», Силикатный и Кирпичный считались самыми неспокойными и неблагополучными районами.
— Да, такое было, как и везде. Но это не криминал, а просто пацаны собирались и били друг другу морды. И больше ничего, — ответил Константин Леонидович, похлопал журналиста по плечу и ушел по своим делам.
Мы заметили, что не все местные жители готовы раскрыть тайны своего района. Возможно, это и смущает наших героев. Но даже если у Жуковки когда-то была не самая лучшая репутация, времена изменились. Сегодня этот район практически не отличается от других в Астане. Рядом с новостройками соседствуют старые, еще целиноградские дома, придавая месту особый контраст и историю.
В Жуковке есть все необходимое для комфортной жизни: несколько школ, крупные магазины для людей и животных, аптеки, ателье, типографии и различные секции для детей. Прогуливаясь по ухоженным дворам и встречая приветливых людей, трудно поверить, что когда-то этот район считался неблагополучным. Жуковка меняется, и это видно даже по ее обновленному облику.
Фото ИА «NewTimes.kz»