У гражданки Турции отбирают землю возле резиденции Назарбаева в Актау

Богатейшие земельные участки Актау являются «лакомыми» кусочками для нефтяных магнатов, иностранцев и хитрых дельцов. А уж если являешься обладателем такого богатства, то держи ухо востро. Жительница Актау Малика Юджели рассказала корреспонденту «NewTimes.kz» о том, как на протяжении уже одиннадцати лет она противостоит преступной группировке, представители которой протянули свои длинные руки во все властные структуры области. 

Фото взято с smileplanet.ru

Малика родилась в России, но школьные годы провела близ Актау в поселке Жетыбай. В 90-х годах она уехала в Турцию, вышла замуж и получила турецкое гражданство, а когда начались проблемы со здоровьем, надумала вернуться в родной климат Казахстана и обосноваться здесь насовсем.

Земля недалеко от резиденции президента

В 2005 году она навестила родные края, заодно прикинув, какой бизнес здесь можно открыть.

«У меня есть некоторый опыт в строительстве и, изучив рынок, я поняла, что в Актау почти все дома советского типа, стандартные «коробочки». А ведь люди хотят жить по-современному. Переехав в Актау, я познакомилась с женщиной по имени Айжан (имя изменено – прим. NT), владелицей земельного участка. Со связями. Мы с ней подружились, хорошо общались, она была своим человеком у акима и в земельном управлении», — рассказал Малика Юджели.

По ее словам, в те года иностранцы не имели права открывать фирмы в Казахстане. Поэтому дальняя родственница Малики оформила дарственную на ее сына Дмитрия. Фирма родственницы была открыта еще в 2003-м, но не функционировала. Так, у Малики появилось свое дело - ТОО «Зыба», учредителем которого стал ее сын, а она, как иностранная гражданка, внесла инвестиции для приобретения земли и строительства.

«В 2006 году мы купили у Айжан земельный участок в 10 гектаров, расположенный на берегу моря недалеко от резиденции президента. В течение месяца мы работали, чтобы переоформить проектное назначение, разрабатывали сам проект», — делится Малика.

Обмен ради «Актау-сити»

Она припоминает, что как раз в это время, в 2006 году, было объявлено о строительстве масштабного проекта «Актау-сити». Была большая презентация, съехались инвесторы, особую заинтересованность проявляли ОАЭ. На строительство «Актау-сити» было выделено 850 гектаров земли, туда входил и участок Малики. По ее словам, акимату необходимо было выкупить все эти 850 гектаров у владельцев, и поскольку все участки приобретались предпринимателями для дальнейшей продажи, почти все они сразу согласились на предложение администрации обменять участки на другие, находящиеся в 30 км от города.

«Владелец фермы с лошадьми не согласился на такой обмен, долго судился за свою землю. Ему предлагали мизерную компенсацию, но в итоге кто-то просто поджег его ферму. И у него не выдержало сердце. На меня акимат наседать не стал, так как я подкована в плане законодательства. Однако они пошли еще дальше», — рассказала Малика.

Коварство экс-владелицы

К ней с деловым предложением обратилась бывшая владелица участка Айжан, которая предложила Малике продать землю какому-то покупателю, которого она нашла. Женщина донимала Малику разговорами о том, что акимат все равно отберет землю и не даст денег. Но Малика не поддалась на уговоры.

«В это время я оформляла вид на жительство. Это заняло в общей сложности где-то 8 месяцев. Приходилось каждый месяц выезжать из Казахстана. Так как по закону я не могла управлять фирмой, то предложила Айжан временно исполнять обязанности директора. Как-то раз я приехала в офис, а менеджер мне говорит, что люди все время приходят и ругаются, говорят, что мы мошенники. Я встретилась с этими людьми. Оказалось, что Айжан представлялась хозяйкой фирмы, и обещала людям выбить в акимате земельные участки. Именно поэтому она и была вхожа везде! Люди давали ей задатки, она обещала в течение месяца все оформить, но, естественно, так не делала», — возмущается женщина.

Малика уволила свою коварную знакомую, думая в первую очередь о репутации фирмы. Тогда Айжан натравила на нее полицию.

«Вечером пришли двое из ДВД, забрали турецкое удостоверение, увезли в отделение. И до сих пор не отдали документ! Айжан подала заявление, якобы мы не заплатили ей за земельный участок. Соответственно, на землю тут же наложили арест. Хотя у меня есть все документы, что мы рассчитались с ней за земельный участок. Было несколько судов, она все время проигрывала. Потом Айжан захотела расторгнуть договор купли-продажи. Опять было несколько судов, и она снова проиграла их. Мы даже не успели доехать до дома, как Айжан подала в суд в третий раз, причем не только на меня, но уже и на моего сына по факту мошенничества, как будто мы землю оформили обманным путем», — отмечает собеседница.

Вечером пришли двое из ДВД, забрали турецкое удостоверение, увезли в отделение. И до сих пор не отдали документ! 

Заговор обиженных родственников

По словам предпринимательницы, Айжан подавала на нее в суд около семи или восьми раз, причем поводы были совершенно разные - от мошенничества с землей и до угроз жизни. Правда, одни лишь судебные разбирательства не удовлетворили Айжан.

«Она ходила и подговаривала людей писать на меня заявления, будто я у них деньги взяла и не вернула. «Вот она, приезжая, хочет отнять нашу землю», - вот так она всем говорила.

Мне один раз женщина позвонила, предупредила. Потом Айжан нашла себе сообщников в лице моих сводных братьев и сестер. Когда-то отец ушел от их матери к моей. Это все было пятьдесят лет назад, а они до сих пор таят обиду! Якобы я у них что-то занимала. Но на самом деле это не так. Все эти дела были прекращены, никакой доказательной базы не было, и родственники, наконец, от меня отстали», — с обидой говорит женщина.

Она ходила и подговаривала людей писать на меня заявления, будто я у них деньги взяла и не вернула. «Вот она, приезжая, хочет отнять нашу землю», — вот так она всем говорила.

Нападение

А Айжан все не унималась. Тогда Малика от отчаянья решила написать заявление в управление собственной безопасности ДВД. Они откликнулись, несколько раз вызывали ее по вечерам для бесед, объясняя это тем, что никто не должен знать о том, что они копают под Айжан и ее покровителей.

«Потом они как-то незаметно от расспросов про Айжан перешли к угрозам мне. Обещали навредить моему сыну: «Машина наедет, и никто не найдет». Только тут я стала понимать, что к чему, что на самом деле все они заодно! Предложили мне переоформить землю на неизвестного человека, а когда все «устаканится», вернуть все обратно. На следующий день, рано утром, за мной приехала машина, а за рулем незнакомый человек. Я стала с ними ругаться, отказываться. Следователь начал психовать и угрожать мне, и тогда водитель машины сказал, что не хочет в этом всем участвовать. После этого, примерно через месяц, я возвращалась поздно вечером домой, когда кто-то напал на меня сзади, ударил по голове чем-то тяжелым. На снимках было видно, что пробита голова. Заявлений я не писала, какой смысл? С тех пор у меня ужасные головные боли, осложнения. Я упала, повредила позвоночник. Мне пришлось уволиться с работы и три года лечиться», — со слезами вспоминает Малика.

«Почему эта женщина еще не сидит?»

Она рассказала и про человека из прокуратуры, который пытался ей помочь.

«Этот человек мне рассказал, как зампрокурора области на совещании как-то заявил: «Почему эта женщина (Малика Юджели – прим. NT) еще не сидит в тюрьме?». А ему отвечают, что это невозможно, ведь нет состава преступления. Но зампрокурора было все равно, он твердил: «Делайте что хотите, но посадите ее», —- вспомнила Малика.

Этот же сотрудник прокуратуры организовал для нее встречу с прокурором Мангистауской области, который выслушал Малику, но палец об палец не ударил, чтобы что-то предпринять. Генеральная прокуратура тоже молчала, давая какие-то абстрактные отписки.

В 2008 году Малика решила обратиться в администрацию президента. Через пару дней ей позвонили и пригласили в Астану, рассмотрели все документы, долго разбирались, в итоге в течение месяца в прокуратуре произошли кадровые перестановки.

Но счастье длилось не долго. Через два года те сотрудники вернулись, и все началось заново.

Запуганные инвесторы

«В 2012 году я начала делать проектную документацию для строительства коттеджного городка. Я потратила на это около года и $1,5 млн. Так как мы столько времени не работали, я все вложила в этот проект, но этого все равно не хватало. Тогда я нашла турецких партнеров, которые хотели вложить деньги в проект. Почти все документы были готовы, когда турки внезапно пошли на попятную. Оказалось, что к ним подослали из прокуратуры человека, и тот подговорил турков отказаться от сотрудничества. Партнерам сказали, что землю у меня отберут, меня посадят, а они потеряют большие деньги. Я долгое время не могла понять, почему турки нас бросили. Потом мы нашли итальянских партнеров, работали с ними полгода, заключили договор, а на следующий день они смотрели на меня так, как будто впервые видят. С подозрением. Тоже самое повторилось с русскими и немцами… Все властные структуры находятся в одной лодке. Работают как одна команда, вместе пьют и на свадьбах гуляют. Прокуратура, юстиция, ДВД, акимат, земельный комитет...», — заявляет женщина.

Все властные структуры находятся в одной лодке. Работают как одна команда, вместе пьют и на свадьбах гуляют. Прокуратура, юстиция, ДВД, акимат, земельный комитет...

Последняя капля

Пытаясь быть сильными и не отчаяться окончательно, она и сын решили провести мониторинг среди населения, чтобы выбрать пять проектов для коттеджей. Для этого в газету было подано объявление, что фирма планирует строительство городка.

«Народ повалил, приходили днем и ночью, в праздники, приезжали из регионов. А я плохо запоминаю лица, и оказалось, чиновники тоже к нам приходили. Через какое-то время мне позвонил главный архитектор акимата, вызвал на разговор. Сказал, что мы не имеем права проводить мониторинг, потому что у нас нет документов. Также он оповестил меня, что замакима распорядился срочно опубликовать в СМИ статьи о том, что наша фирма - мошенники, а его об этом попросил зампрокурора! Естественно, все люди отвернулись. Кому мне было жаловаться? В прокуратуре области меня по голосу узнают, и сразу говорят, что прокурор не принимает», — говорит Малика.

По ее словам, с 2013 года ей помогает национальная палата предпринимателей «Атамекен», но даже ее представителям не удается добиться внятных ответов на многочисленные жалобы.

«Все это время мы не могли поменять целевое назначение объекта, а без этого нельзя было начать строительство. Даже трактор загнать на участок, и разровнять землю было нельзя. И, наконец, 9 марта 2017 года было прекращено последнее уголовное дело в отношении нас, с большим трудом был снят арест с земельного участка. Но не тут-то было! На нас тут же снова подали в суд. Мой сын четыре года назад собирался продавать фирму, покупатель дал ему задаток, а потом исчез. Оказалось, что тем покупателем был сын бывшей судьи экономического суда, которую как раз осудили за мошенничество. Четыре года мы о них ничего не слышали, и теперь вот они объявились, заявив, что мы не отдаем им обратно тот задаток, который они нам заплатили, но вместо денег они хотят получить землю», — печально говорит Малика.

По ее словам, следователи УВД города три раза уже прекращали уголовные дело, а прокуратура Актау вновь и вновь возвращает дело на доследование.

Четыре года мы о них ничего не слышали, и теперь вот они объявились, заявив, что мы не отдаем им обратно тот задаток, который они нам заплатили, но вместо денег они хотят получить землю

«Последней каплей стало уведомление, которое пришло из управления земельными ресурсами Мангистауской области, согласно которому мы должны использовать земельный участок по назначению, иначе он будет изъят в январе 2018 года. Но как нам использовать земельный участок, когда он с ноября 2006 года и по настоящее время под арестом! Вы понимаете, что они не закрывают вот это последнее уголовное дело и не дают изменить назначение объекта потому, что тянут время до следующего года, когда у нас можно будет отобрать землю?» — в ярости замечает женщина.

В отчаянии 27 сентября Малика Юджели написала обращение к президенту Нурсултану Назарбаеву.

«Прошу Вас оказать содействие в преодолении препятствий в предпринимательской деятельности со стороны чиновников и помочь нам наконец-то начать предпринимательскую деятельность», — говорится в ее письме Елбасы.