«Я писал каждый месяц Путину»: Попавший «в плен» россиянин о взорвавшемся судне в Бейруте

О том, как Rhosus оказался в порту Бейрута и как члены экипажа стали фактически заложниками судна, запертого в Ливане, изданию «Сибирь.Реалии» рассказал бывший капитан парохода Борис Прокошев.

Фото: AFP

По его словам, попал он на это судно где-то в 2013 году. В тот момент Борис жил в Одессе, тогда одно из агентств предложило ему работу капитаном на «Рососе». 

Как оказалось, он и ранее на нем работал, около года назад на протяжении четырех месяцев.

«Пароходик, конечно, не очень удобный, условия тяжелые, но мне куда деваться? Работа-то нужна. Судно само по себе мореходное, крепенькое. Тогда хозяева были другие, киприоты. А этот Игорь Гречушкин принимал его у них, как раз когда я уходил. Когда мне снова предложили работу на «Рососе», я подумал: хорошо, русский судовладелец. Встретился с ним, вроде нормальный. Потом приехал на пароход, он стоял в Турции, на рейде Тузлы. Смотрю, весь экипаж почему-то меняется. Мне это показалось подозрительным», — говорит Борис Прокошев.

Он расспрашивал капитана о происходящем, на что получал ответ о том, что все хорошо, однако позже ситуация прояснилась.

«Капитан оказался мерзавец, ничего мне не сказал о том, что экипаж уходит из-за невыплаты зарплат. И они все быстро слиняли. Потом мы уже узнали, что они вызывали Международный профсоюз моряков, потому что им четыре месяца не выплачивали деньги. А нам ничего не сказали, никому из экипажа! Они объяснили свое увольнение тем, что надо идти в Мозамбик, а это далеко, им не хочется. Ну а мне-то что Мозамбик? Мне чем дальше, тем лучше, больше денег заработаю», — рассказывает бывший капитан.

Моряк уточнил, какой груз им необходимо было перевозить.

«Нитрат аммония, селитра. Удобрения. Из Турции мы пошли в Грецию, в Пирей. Встали на рейд, заправились, заказали то, что нам нужно на рейс. Гречушкин все подписал. А когда дело дошло до получения заказа — продовольствие, всякие расходные материалы, он сам приехал и почти все вернул обратно поставщикам, не заплатил. Сказал, что денег нет. С Пирея он погнал нас в Бейрут, взять на палубу груз, чтобы дополнительные деньги заработать. Но груз он нашел такой, что нельзя его было ставить на палубу, на люки трюмов. Это была тяжелая дорожная техника, одну машину поставили — крышка люка прогнулась. Поставили бы вторую, они бы оказались все в трюме. Пароход-то старый!

Короче, я стал отказываться. Он на меня наезжал-наезжал, мол, укрепи как-нибудь, я уж ему и фото высылал. Но ему-то по барабану! Но мы не взяли. И он нам сказал, чтобы мы пришли на Кипр, в Ларнаку. Но пароход арестовали ливанские власти за неуплату портового сбора. Не знаю, о какой сумме шла речь. Кроме этого, команда узнала, что он не платил предыдущему экипажу судна, и забастовала: никуда мы не пойдем! В принципе, можно было уговорить экипаж дойти до Кипра, но из Бейрута нас не выпустили. Часть команды смогла покинуть Ливан, а меня, старшего механика, третьего механика и боцмана отказались выпускать. И мы там торчали 11 месяцев! Ни копейки нам не платили. И продукты он нам даже не покупал. Можно сказать, оставил нас в заведомо опасной ситуации, обрек на голод. Кормил нас порт», — говорит он.

Читайте также: Город-Феникс. Бабушка играет на пианино в разрушенной от взрыва квартире в Бейруте

К слову, Борис Прокошев  пояснил, что на тот момент он был гражданином России. Также в Украине у него был вид на жительство.

Вместе с тем бывший капитан заявил, что он обращался за помощью к российскому правительству, но это ему мало помогло.

«Я писал каждый месяц Путину. Писал, что состояние у нас хуже, чем у заключенных. Заключенный знает, когда он выйдет, а мы не знаем, когда нас выпустят! И отпустят ли вообще! Ответом была отписка: «Ваше обращение отправлено в МИД». Консульство мне сказало: «Что ты хочешь, чтобы Путин прислал спецназ, чтобы тебя тут боем освобождали?» Они могли бы нанять адвоката, подать в суд. Но ничего не сделали. В итоге мы сами продали топливо и наняли адвоката. Он подал в суд на власти Ливана, они ведь не имели права нас держать, у нас даже и контракты уже закончились. И через суд нам разрешили уехать», — рассказывает моряк.

Журналист уточнил, что по законам Ливана судно нельзя оставлять без присмотра. На что получил ответ от Бориса о том, что это не так. Дело в том, что владельцы не хотели платить кому-то за присмотр ТС, а так как они там жили, то вынужденно поддерживали его техническое состояние. 

Гречушкин в итоге вышел на связь тогда, когда им разрешили уехать. Он оплатил им дорогу до Одессы.

Также капитан добавил, что на тот момент хозяин судна уже жил на Кипре с видом на жительство.

«Сам он гражданин России, из Хабаровска. Не знаю, когда он оттуда уехал. Когда мы вернулись домой, я пытался подать на него в суд, потому что когда работодатель не выплачивает зарплату, это по российским законам уголовное преступление. Я подал иск в суд Хабаровска. Но его не приняли, сказали подавать по месту его нахождения, то есть в Кипре. Не захотели связываться», — возмущен Борис.

Также капитан рассказал, что в общей сложности Гречушкин должен ему 60 тыс долларов, стармеху — 50 тыс долларов, третьему механику — около 20, боцману — около 10. 

«Причем я знаю, что, когда он погрузил эту селитру в Батуми, ему дали миллион долларов за перевозку. Мне так сказал предыдущий капитан. И вдруг у него через месяц кончились деньги. Кстати, само судно, если его сдать в металлолом, — это 350 тыс. Он просто решил его бросить, а миллион прикарманить», — поделился мужчина.

По словам Бориса, миллион хозяину заплатили заказчики из Мозамбика. 

«Что самое интересное, я сначала-то и не волновался. Думаю, груз все равно нужен заказчикам, они его будут требовать. Выручат груз, ведь они только за перевозку миллион отдали. Но покупатели никаких шевелений не проявляли вообще!» — заявил он.

Читайте также: Мощный взрыв в Бейруте застал врасплох невесту во время свадебной фотосессии

Затем моряк рассказал, что, когда они уже убыли, груз выгрузили на склад под ответственность министерства транспорта. 

Об этом Борис узнал от ребят-моряков, которые заходили в Бейрут. А пароход в итоге года два-три назад утонул. В нем была небольшая дырка, и надо было периодически откачивать воду. А если экипажа нет, это некому делать.

На вопрос о том, есть ли шанс вернуть долги, он ответил, что это маловероятно.

«Что вы думаете о произошедшем в Бейруте?» — в заключение спросили моряка.

«Они сами виноваты. Незачем было арестовывать это судно, от него надо было скорее избавиться! Когда просили выпустить, надо было сказать: идите уже, ничего с вас не надо! А они начали требовать, чтобы им долг вернули за портовый сбор, и вот что получилось. Ну и второе: этот нитрат аммония, удобрение, они могли бы вывезти на поля и запахать. Если груз никто не спрашивает, значит, он ничейный!» — заявил он.

Напомним, вечером 4 августа мощный взрыв произошел в районе порта Бейрута. Губернатор сообщил, что  от мощного взрыва, прогремевшего в порту, пострадала примерно половина города.

В Сети появились видео с камер наблюдения домов и ТРЦ, на которых зафиксирован момент взрыва в столице Ливана. На кадрах показаны жители столицы в момент взрыва.

C первых минут трагедии в Сети очевидцы начали публиковать фото и видео момента взрыва и его последствий.

Также были опубликованы сделанные из космоса фотографии, на которых запечатлены последствия взрыва в бейрутском порту.

Премьер-министр Ливана Хассан Дияб назвал причину взрыва в порту.

На утро после трагедии в городе объявили режим ЧП, а число жертв увеличилось до 100.

В статье: