Недавно исполнился год печальному событию под названием карантин. Никогда мы еще не сталкивались с проблемой вселенского масштаба и опасностью для многих людей. Разные страны по-разному справлялись с этой заразой. И, как показывает опыт, лучше всего справились с контролем заболеваемости те, кто резко сократил общение с внешним миром, как, например, Новая Зеландия или Австралия. В экономическом аспекте успешны были те, кто пытался найти баланс между изоляцией, поддержкой экономики и своих граждан. Среди таких в лидерах ведущие державы цивилизованного мира. Казахстан, обладая огромной территорией, не самой большой скученностью и количеством населения, не самыми активными внешними связями, а также обладая солидной форой на реагирование и корректировку борьбы с эпидемией, мог достичь одних из самых лучших результатов в масштабах планеты, но, увы, не смог, пишет автор ИА «NewTimes.kz» Рустем Жансеитов.
После года карантина за всю борьбу с коронавирусной инфекцией властям Казахстана можно поставить неудовлетворительную оценку. Из чего же сложилась такая нелицеприятная отметка? Причин несколько.
При борьбе с заболеванием обычно выделяют несколько аспектов и направлений. Первое — это охрана здоровья людей и спасение заболевших. Второе — перевод экономики на кризисные рельсы с наименьшим ущербом для экономики и населения. Ни то, ни другое у нас в стране не было выполнено достойно. Серьезный кризис требовал серьезных мер реагирования. Но таковых не случилось.
Читайте также: Дом, который зарабатывает
Просто новые условия были наложены как калька на старый замшелый механизм, погрязший в непотизме, коррупции, на основе плутократии и вседозволенности олигархов. В итоге получилось хуже некуда. Ошибки следовали за ошибками. Какие-то из них были непреднамеренными, какие-то прогнозируемыми, а какие-то и злонамеренными.
В самые смутные времена начала пандемии, когда мир только накрывала первая волна, Казахстан сделал единственный правильный шаг — включил режим жесткого карантина, хотя и со значительными перегибами, но основные меры хоть как-то помогли замедлить распространение вируса.
В то же время, когда народ был напуган туманом неизвестности и не видел просвета во мраке, власти в качестве якобы мощнейшего шага, чтобы показать народу, что они будут бороться самым серьезным образом и не пожалеют для этого средств, объявили, что на «войну с ковидом» будут выделены беспрецедентные почти 12 триллионов тенге (14 миллиардов долларов США). И вот куда исчезла эта астрономическая сумма — самая большая и «загадочная загадка» нашего времени. Сумма, почти равная половине государственного долга страны, странным образом разошлась по странным направлениям и адресам.
Читайте также: Уроки ковида
До сих пор нет точного, четкого, прозрачного и открытого отчета по всем статьям расходов этой кучи денег. Выделенное на пару месяцев нищенское пособие 42 500 тенге — это капля в море, море которое испарилось неизвестно куда. А то, что известно, вызывает большие сомнения, подозрения и вопросы. Непонятные и малоэффективные больницы и закуп медтехники, несмотря на их кажущуюся величину, тоже не составляют большого процента от 14 млрд.
Повышенная оплата труда героических врачей тоже не такая уж огромная сумма. Так куда, как, каким образом, на что, почему, кто разрешил, кто согласовал, кто освоил и каким образом и куча-куча других вопросов сейчас висят в воздухе и требуют внятного ответа.
Особое внимание и возмущение вызывает работа санитарно-эпидемиологических служб и других ведомств, ответственных за карантинные меры. Прежде всего, из-за их непоследовательности, непродуманности, отсутствия стратегического подхода и эффективного менеджмента.
Почему после первой волны, когда ежедневное количество зараженных было более-менее под контролем, открыли внешние границы и сразу после этого пошла вторая волна? Неужели трудно было понять, что последует за открытием слабо контролируемых границ?
Именно после этого в страну натащили уже более агрессивные штаммы коронавируса и усугубили ситуацию. Неужели было трудно просто продлить закрытие границ еще на несколько месяцев? Тем более что почти весь мир сократил перемещения граждан между странами. Те, кто принял решение об открытии границ, несут если не прямую, то косвенную ответственность за новые случаи заражений и смертей в стране. И это уже не шутки. И до сих пор, когда мир еще на карантине, постоянно увеличиваются пассажиропотоки Казахстана с различными странами, и чаще всего по туристическим направлениям.
И уже далеко не секрет, что часто именно туристы привозят новую заразу. Один зараженный, даже сам того не подозревая, запросто ставит под угрозу инфицирования сотни пассажиров в самолете и даже в аэропорту. Что случится, если кто-то не съездит на море? А такая беспечность и самонадеянность, а где-то и просто эгоизм могут спровоцировать новые смерти. И такие простые истины далеко не все понимают.
Кстати, такое еще происходит из-за слабой и неэффективной разъяснительной работы Минздрава, недоверия народа к властям. Люди быстрее поверят какому угодно источнику, а не официальному. А это уже большая проблема.
Отдельно можно упомянуть весьма тенденциозную и предвзятую работу так называемых мониторинговых групп. С их непонятными полномочиями, странной избирательностью рейдов, странным составом этих групп. Там тоже много вопросов, которые нуждаются в прояснении и реформировании. Так что зрите в корень — меняйте систему и подходы в управлении государством.
В последние недели вместо снижения и значительного прогресса в борьбе с ковидом мы получили новую волну заболевания, что опять подтверждает неправильность работы, отсутствие серьезных прогнозов и расчетов ситуации. Все пущено на самотек, и этот метод явно не помогает. Даже вакцинирование не помогает. Хотя при таких вялых темпах всех нуждающихся будут вакцинировать, наверное, еще несколько лет. Опять резина и неэффективные способы работы. Так что нужны серьезные изменения и новые методы работы и управления как в сфере здравоохранения, так и во всем государстве. Пока старая система не исчезнет, ничего не изменится.