суббота, 23 ноября 2024 г.
icon
498.34
icon
519.72
icon
4.85
Алматы:
icon
2oC
Астана:
icon
-5oC
×

Жасулан Кужеков, публицист: «Казкосмос» мог предупредить потоп в Карагандинской области?»

Господа депутаты! Не очень приятно говорить после Дня космонавтики о грустном, но поскольку председатель национального аэрокосмического комитета Талгат Мусабаев испытывает крайнюю неприязнь к журналистам, то с какой стати они должны любить его? Поэтому мы просто обязаны рассказать о сомнительного рода космических достижениях Казахстана, которыми Мусабаев вдоволь накормил вас на прошлой неделе в стенах парламента.

Итак, в мажилисе Талгат Амангельдиевич вам сказал, что единственным препятствием для подписания акта приемки последнего спутника дистанционного зондирования Земли, изготовленных европейской аэрокосмической корпорацией EADS, является двойное обложение НДС, но на мой скромный взгляд, настоящие проблемы заключаются в другом.

Мне сверху видно всё…

Начнем с того, что, отвечая на вопрос депутата Серика Сейдуманова о причине выбора Франции в качестве основного производителя спутников дистанционного зондирования, Герой России Талгат Мусабаев заявил, что в мире есть только две страны, которые имеют технологии изготовления этих спутников двойного назначения. Отчасти это правда, поскольку еще до недавнего времени именно США обладали монополией на производство цветных снимков суб-метрового разрешения. Однако сейчас не только эти две страны могут изготавливать такого рода спутники, и их как минимум уже 14. К тому же, уже более 30 стран и частных компаний являются собственниками примерно 200 космических аппаратов подобного назначения. И если не считать ведущие космические страны, среди которых я особо отметил бы стремительный рост потенциала Китая, то такие страны как Индия, Израиль, Япония, Южная Корея, Иран, Белоруссия, Венесуэла, Туркмения, Азербайджан, Пакистан, Турция, ЮАР, Эмираты и другие страны имеют практический опыт использования этих космических аппаратов. Да что уж там говорить о них, если еще в декабре 2012 года даже Северная Корея запустила аналогичный спутник, правда низкого разрешения, но собственной ракетой-носителем с собственного космодрома!

На вопрос депутата Айгуль Соловьевой о том, является ли изготовленный для Казахстана спутник высокого разрешения KazEOSat-1 «современным», председатель агентства эмоционально ответил, что его качество настолько высокое, «что идут заказы от зарубежных государств» и «после обработки можно получить снимки разрешением 70-60 сантиметров».

Так вот, госпожа Соловьева, спешу вам сообщить, что на сегодня можно свободно приобрести снимки даже в 40-сантиметровом разрешении от компаний GeoEye и DigitalGlobe. Причем последняя компания буквально на днях объявила, что начинает продажи снимков с космического аппарата WorldView-3 с беспрецедентным разрешением — 30 см, что позволяет рассмотреть даже крышки канализационных люков. Но и это еще не все. Более года также было объявлено, что компания Skybox Imaging намерена запустить 13 малых спутников с оптико-электронной аппаратурой, которая помимо суб-метровой фотосъемки, способна снимать 90-секундные HD-видеоролики любой точки земли три раза в день в режиме он-лайн.

Первые видеокадры уже появились на рынке в 2014 году, а тот факт, что в июне прошлого года Skybox Imaging была приобретена IT-монстром Google, говорит о том, что видео из космоса очень скоро станут доступными в цене не только для стран и частных организаций, но и для некоторых граждан.

Куда «ушли» 1,5 миллиарда долларов?

На мой взгляд, самым трезвомыслящим из депутатов был господин Турсунбек Омурзаков, который спросил об эффективности расходования полутора миллиардов долларов выделенных за последние 10 лет под космические проекты Талгата Мусабаева. При этом его осведомленность заключалась не только в цифрах расходов, на которую и клюнули журналисты, а в напоминании председателю аэрокосмического агентства о замороженном на "Сары-Шагане" проекте «Ишим», долгострое «Байтереке», о скоропостижно угасшем и уведенном на орбиту захоронения спутнике-ретрансляторе «Казсат-1».

Отвечая Омурзакову только на денежную сторону вопроса, второй космонавт Казахстана ответил, что по соотношению цена-качество наши аппараты лучше других, и привел в пример эмиратские спутники, которые по его словам, обошлись шейхам в один миллиард долларов. Увы, я не могу оспорить г-на Мусабаева по цене, поскольку контракт между арабами и южнокорейской компанией Satrec является коммерческой тайной, и я ни смог найти в Интернете достоверного подтверждения стоимости спутников, но не могу согласиться с его словами, что «арабы покупают спутники, как автомобиль – не вникая в технические детали» и сравнил их с «наездниками».

Специально для господина Мусабаева и депутатам мажилиса сообщаю, что, во-первых, арабы, помимо спутников, построили станцию управления и приема изображений аналогичный нашему центру в Астане. Во-вторых, никакие они не наездники, поскольку уже при разработке своего второго спутника DubaiSat-2 некоторые работы на 100% были выполнены арабскими специалистами из национального института наук и технологий. Более того, в 2017 году, когда будет запущен третий спутник, национальное содержание будет еще выше.

Но Аллах с ними, с арабами, давайте вернемся к нашим космическим делам, которые не выглядят так блестяще, как его малюет председатель аэрокосмического агентства. По моим подсчетам, из пяти запущенных космических аппаратов мы эффективно используем потраченные деньги и появившиеся технические ресурсы от силы процентов на пятьдесят. Начнем по порядку.

Спутник «Казсат-1», построенный россиянами, накрылся быстро - не выработав даже половины своего ресурса. Есть также информация, что Казахстан не получил полного возмещения по страховке этого спутника.

Второй телекоммуникационный спутник «Казсат-2», к счастью, функционирует нормально, да вот незадача – мы никак не можем загрузить его 16 рабочих транспондеров для телерадиовещания, Интернета и мобильной связи, и последние открытые данные говорят, что они используются примерно на 70%.

Куда непонятнее ситуация с еще более мощным спутником «Казсат-3», принятым в эксплуатацию лишь четыре месяца назад и - по слухам - не без претензий к французской стороне по поводу телекоммуникационного оборудования. И здесь по имеющейся скудной информации, 28 транспондеров загружены лишь процентов на 13-15. Ну, как после этого можно оценить практичность владельца «Феррари», который катается только на второй скорости и зачем ему тогда спортивный автомобиль?

Более того, некоторые посвященные говорят о том, что проблемы связаны ни столько с отсутствием заказчиков для аренды наших мощностей на геостационарной орбите, сколько с тем, что при их полной нагрузке возникают электромагнитные помехи для соседних спутников. Это обстоятельство вообще ставит вопросы с полной нагрузкой и окупаемостью наших спутников в будущем.

Вопрос на засыпку для Мусабаева

К счастью, европейский концерн EADS построил нам спутник дистанционного зондирования КазЕоСат-1, и в начале мая прошлого года на стол президенту наверняка лег снимок левого берега Астаны. Талгат Мусабаев сообщил в мажилисе, что на сегодня госорганы страны сформировали пакет заказов на 10 миллиардов тенге на приобретение снимков высокого разрешения за государственный счет, однако ни слова не сказал о заявках от других стран и иностранных организаций, кроме заказов от самой Франции на 60 миллионов неназванной валюты на ближайшие пять лет. А это жизненно важно для окупаемости проекта, поскольку для нужд страны достаточно и 20 процентов от мощностей этого спутника, способного за сутки фотографировать 220 тысяч квадратных километров.

Но в мажилисе прозвучал один коварный вопрос, на который Талгат Мусабаев решил не отвечать или сделал вид, что его не расслышал. Речь идет о малопонятной ситуации с нашим последним спутником «КазЕоСат-2», который был собран в лаборатории английского университета Сюррей, компанией SurreySatelliteTechnologyLimited для снимков среднего разрешения. По имеющимся данным, прототипом нашего последнего космического аппарата стал аналогичный ДЗЗ-спутник NigeriaSat-2.

Хочу сказать нашим депутатам, что удачно запустить ракету-носитель – это еще полдела. Россияне после выведения спутника на рабочую орбиту настраивают свои «шарманки» примерно полгода, а вот импортные спутники после выведения обычно сдаются клиенту через три, максимум через четыре месяца. Так вот, один факт того, что конверсионная ракета «Днепр» взлетела из военно-ракетной базы чуть восточнее города Орска 20 июня 2014 года говорил о том, что еще полгода назад Казахстан должен был принять в строй малый спутник среднего разрешения, который способен в сутки сделать обзор 1 млн квадратных километров. Увы, 13 ноября прошлого года российское издание «Вестник Глонасса», ссылаясь на заместителя председателя «Казкосмоса» Мейрбека Молдабекова, сообщило, что у Казахстана появились «вопросы во время испытания и понадобились дополнительные».

Последние же новости говорят о том, что «Казкосмос» намерен принять его в эксплуатацию лишь во втором квартале текущего года, но это лишь верхушка айсберга данной проблемы. Дело в том, что один из депутатов мажилиса проговорился, что с последним спутником имеются проблемы с маховиками. Я вам расшифрую смысл этого страшного для нас слова.

Двигатели-маховики (КУДМ) используются на космических аппаратах для высокоточной стабилизации и позволяют удерживать аппарат в неподвижном состоянии относительно поверхности Земли. Не работающий комплекс маховиков – это все равно, что попытаться сделать фотографию на полном бегу: поверьте мне, у вас ничего толком не получится, и картинка будет сильно смазанной. Увы, данная проблема похоронила раньше времени и спутник «Монитор-Э», «Электро-Л» и наш первый «Казсат-1».

«Казкосмос» мог предотвратить потоп?

И, заканчивая тему «Талгат Мусабаев в парламенте», хочу сделать комментарий по поводу его слов, что «если покупать спутниковые снимки за границей, то это будет стоить страшно дорогих денег». Уважаемые депутаты, я могу только посочувствовать вашей доверчивости и сообщить, что это чушь полнейшая и недопустимая, на мой взгляд. Например, компания «Совзонд» до 24 февраля этого года предлагала со скидкой снимки со спутника WorldView-3 с потрясающим разрешением в 40 см, которого мы никогда не добьемся с нашими спутниками, да по цене в 29 долларов за 1 кв. км. А вообще, на рынке есть предложения, правда, низкого разрешения, но по цене 1 доллар за квадратный километр, но их мы обсуждать не будем, чтобы совсем не шокировать наше щедрое правительство и парламент.

Плавно сворачивая свой монолог, я хотел бы высказать серьезное недоумение, связанное с выбранной стратегией «Казкосмоса». Дело в том, что одиночные спутники дистанционного зондирования Земли просто физически не могут быстро в течение дня поставлять владельцу фотоснимки одной и той же точки на поверхности планеты. Первые спутники, например LandSat-7, повторную съемку заданного района производил с периодичностью один раз в 16 суток, позднее эти сроки сократились до 2-3 суток. Поэтому в последнее десятилетие самый главный тренд в мировом космическом зондировании Земли заключается в объединении возможностей многоспутниковых группировок разных стран, что позволяет как уменьшить стоимость снимков, так и резко нарастить их оперативность. Например, ряд стран, объединившись в альянс DisasterMonitoringConstellation, смогли довести скорость съемок конкретной точки с космоса до одного снимка в день, причем снимать можно одновременно с нескольких позиций, что очень важно при прогнозировании природных катаклизмов. Кстати, и стоимость запуска малых спутников на порядки ниже обычных, поскольку одной ракетой тяжелого класса, например, «Союз», можно запускать одним махом десятки таких малых космических аппаратов.

Но если даже мы решили пойти своим особым путем, то многоспектральная аппаратура на борту «КазЕосат-1» позволяет не только определять уровень талых вод, но даже температуру поверхности земли, чтобы рассчитать скорость таяния снегов. Но я не очень-то уверен, что акиматы Карагандинской или Акмолинской областей своевременно получили «предупреждение с небес» об угрозе подтопления населенных пунктов. А вот арабы, которых Талгат Мусабаев походя назвал «наездниками», запустив первый DubaiSat в 2009 году, уже в 2010 году активно участвовали в прогнозировании и мониторинге страшного затопления в Пакистане и землетрясения в Японии. Интересно, кого теперь называть «наездником» и нафига нам такой космос, если даже свои люди не были предупреждены своевременно?

И, завершая свой первый, и, надеюсь, не последний выпуск видеоблога «Правый берег», я хотел бы напомнить нашим наивным депутатам, что совсем недавно вы взяли в разработку законопроект о внесении изменений в соглашение между Казахстаном и Россией о создании на Байконуре космического ракетного комплекса «Байтерек». У меня к вам маленькая просьба: сообщите мне за неделю до обсуждения этого документа, и я подготовлю для вас специальный и очень увлекательный выпуск и по этому проекту.

Там вообще настоящая «Санта-Барбара».

Дай бог нам дожить и до этого дня!

Видеоблог Жасулана Кужекова "Правый берег" смотрите ЗДЕСЬ.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0