Когда нет собственного жилья, альтернативой для решения жилищного вопроса остается аренда. Даже А.С. Пушкин, не имея собственной крыши, всю сознательную жизнь снимал квартиру. Потребность в аренде жилья и по сей день остается актуальной. Но насколько защищены участники подобной сделки сейчас? О вечном споре между арендодателем и арендатором расскажет аналитик в сфере недвижимости, колумнист ИА «NewTimes.kz» Ботагоз Макишева.
Про съемную квартиру писал и Достоевский в своем «Преступлении и наказании» 155 лет тому назад. То бишь арендные отношения между людьми стары как мир. Но даже с приходом цивилизации проблемы рынка арендного жилья все еще остаются нерешенными. Так, например, в Казахстане до сих пор отсутствует закон, который мог бы урегулировать подобные сделки. Поэтому данная сфера отечественного рынка недвижимости считается очень «грязной».
Когда планету накрыла пандемия, первыми стали убегать арендаторы со съемных квартир. Квартиранты не смогли платить за аренду, хозяева остались без возможности содержать жилище. На этом фоне плата за аренду упала ниже плинтуса, и квартиры начали пустовать.
Даже некоторые собственники вынуждены были продать свою недвижимость ввиду нерентабельности данного бизнеса. Но с послаблением карантинных мер и приходом нового учебного года арендодатели решили компенсировать былую потерю и подняли арендную плату почти на 30%. Особенно арендный ажиотаж очень сильно ударил по студентам.
«Когда приехали на учебу, столица очень холодно нас встретила. Не из-за погодных условий — нам негде было жить. Арендная плата очень сильно подорожала. Чтобы снять однокомнатную квартиру, нам приходилось объединяться. Но хозяева не хотели принимать студентов в стольких количествах. А кто принял, еще сильнее завысил аренду. Состояние квартиры ужасное. Тараканы, изношенная мебель, грязь, которую не отмыть. За такую сумму хотя бы условия создали бы. Обучение в универе тоже не на полную мощность. Часть онлайн, часть офлайн. Не пойму, зачем позвали студентов из-за 2-3 часов обучения в день. Оставили бы онлайн. Теперь, чтобы покрыть аренду, нам приходится работать. Такое ощущение, как будто мы не за знанием, а за заработком приехали», — негодует студент второго курса Айдар.
Со студентами согласится и работающая молодежь, которая из онлайн-режима вернулась в офисы.
«Раньше за 100 тыс тенге можно было снять квартиру в центре левого берега, ближе к работе. Сейчас за такую сумму трудно найти даже на окраине. Еще придумали понятие «депозит». Накрутка сверх месячной оплаты. То есть ты в двойном размере должна заплатить, прежде чем заедешь. Все подорожало, а зарплата как была, так и осталась маленькой. Откуда у простых людей такие деньги?! Зарплаты еле хватает, тут еще и в долги лезть из-за депозита. Понимаю, если бы стоящая квартира с шикарным ремонтом была. Извините за выражение, за «сарай» хотят оплату как за дворец. Чтобы удачно снять квартиру, ты должна быть замужем, но без детей, еще с высокооплачиваемой и постоянной работой. А то и выселят без предупреждения», — поделилась мнением молодой специалист столицы Айжан Турсынова.
У арендодателей своя правда. Содержать квартиру в арендном бизнесе не так уж легко, как и найти хорошего квартиранта. Из-за безответственности некоторых арендаторов приходится прибегать к жестким мерам. Сдача квартиры — дополнительный доход для многих астанчан. Но иногда доход превращается в большой убыток.
«Будучи молодой семьей, по госпрограмме получили двухкомнатную квартиру на левом берегу. Прожили там почти восемь лет. Обжили, сделали хороший ремонт. Потом переехали за город, в частный дом и, чтобы покрыть ипотеку за квартиру, решили ее сдать. По неопытности, наверное, кастинг для квартирантов не проводил, а сдал первым, кто позвонил. Были две девушки, с виду опрятные, хорошо одетые. По их словам, стабильно зарабатывают. Сказали, будут жить только вдвоем, содержать квартиру в чистоте, без вредных привычек. Я старался не надоедать частым визитом для проверки. Отправляли оплату онлайн. Тут бывший сосед пожаловался на частый шум из нашей квартиры. Мне было стыдно навещать квартирантов. Думаю, пошумели один раз, с кем не бывает. Тут уже сосед начал нервничать, что из-за шума ночью просыпаются дети и наша квартира стала как проходной двор. Я и наведался без предупреждения и был в ужасе. Первой встретил дверь, пробитую кулаком. Дальше еще хуже. На кухне немытая гора посуды, бегают тараканы. Живет не две, а толпа девушек, к ним пришли в гости их парни. На кухне сиреневый туман от дыма сигарет. Все пьяные, будто бордель устроили. И это в вечернее время. За каких-то два месяца так запустить квартиру. Пришлось выселить и сделать ремонт. Все, что заработал, потратил на ремонт, даже пошел в убыток», — рассказал о сложностях арендного бизнеса арендодатель Рустам Маканов.
После неприятного опыта Рустам стал брать депозит с арендаторов.
«Если вдруг при выезде квартирантов обнаружится порча имущества, буду удерживать из этого депозита нужную сумму для восстановления. Так хоть будет гарантия, что квартиранты не убегут, не возместив ущерб. Но если за период съема нет никаких нареканий, то полностью возвращаю сумму. Мне чужие деньги не нужны, мне нужна гарантия человеческого отношения к моему имуществу», — говорит Рустам.
Как уже опытный арендодатель, он посоветовал сдавать квартиры через проверенные агентства.
Читайте также: Риелтор – популярная профессия или еще один вид мошенничества?
Когда заключается договор аренды и проводится опись имущества сдаваемой квартиры, арендаторы с большей ответственностью подходят к вопросу найма.
«Многие хозяева и сами арендаторы пытаются в обход риелторам договориться напрямую, чтобы сэкономить на услугах. Потом читаешь в новостях, что чью-то квартиру обчистили квартиранты. Или суточную квартиру кому-то сдали на месяц и т.д. В сфере недвижимости очень много мошенничества. Поэтому в вопросе безопасности не стоит экономить. Каждый раз находиться посреди двух огней — задача не из легких. У каждой стороны сделки есть свой характер. Уметь удовлетворять требования арендатора и арендодателя и есть профессионализм риелтора. Поэтому, когда платите за его услугу вы, в первую очередь платите за свое спокойствие и безопасность», — говорит соруководитель агентства недвижимости «Baspana Group» Жулдыз Алиева.
Как рассказывает директор агентства недвижимости в Аланье наш соотечественник Куаныш Ихсанов, культура аренды жилья в Турции совсем отличается от казахстанской, как и само общество. Права арендаторов защищаются местным законом, права арендодателей тоже не ущемляются.
«В Турции если арендатор остался без работы и не в состоянии оплачивать жилье, арендодатель не вправе его выгонять из квартиры до завершения договора аренды. Когда прошел год, в судебном порядке за счет социальных пособий арендатора частями возмещается понесенный убыток хозяина квартиры. Поэтому во время пандемии никто не остался на улице. То есть все сделки касательно недвижимости контролируются специальным законом и осуществляются в присутствии конторы. Если иностранец заключает договор аренды от 6 месяцев до года, ему автоматом выдается вид на жительство», — поделился Куаныш.
Он также рассказал, какую квартиру можно снять за казахстанские 150 тыс тенге в Турции и что в эту сумму входит.
Читайте также: Почему казахстанцы предпочитают жить в Турции
«За 3 тыс турецких лир, или 150 тыс казахских тенге, в Аланье можно снять квартиру 1+1 (двушка-студия – прим. автора) на берегу моря. Причем в эту сумму входят все блага жилого комплекса — от тренажерного зала до бассейна во дворе. Квартира с современным ремонтом и полностью обставлена. Турки уважают своих арендаторов, так как они для них источник дохода. Поэтому пытаются создать лучшие условия для них», — поделился Куаныш.
В Южной Корее дела обстоят иначе. Чтобы снять квартиру, помимо месячной оплаты, арендатор должен внести залог, который равен как минимум шестимесячной сумме аренды. А тараканы для корейцев — обыденное явление, они спокойно могут сосуществовать с ними как в столице, так и в сельской глубинкие
«По закону корейцы нелегалам не сдают квартиры и не смогут, так как вся коммунальная сеть подключается после предоставления документов (ID-карта — прим. автора) арендатора — газ, вода и т.д. Счет за комуслугу будет приходить сразу на имя арендатора. Она равна почти половине месячной стоимости аренды. Корейские квартиры сдаются без мебели, только кухонный гарнитур и плита. Остальное арендатор добирает сам. Но при выезде из квартиры он должен все это вынести обратно, потому что вынос мусора в Корее — дорогая услуга. Без определенной квитанции при покупке мебели ее утилизация в будущем может обойтись хозяину в круглую сумму. Поэтому большие ортопедические матрасы, микроволновки, магнитофоны, даже телевизоры выносят на улицу, чтобы желающие могли забрать бесплатно. Есть социальные магазины, которые подбирают такие подкидыши и перепродают рабочим нелегалам вроде нас», — рассказывает про жизнь в Корее наш соотечественник Нуридден.
Как видите, везде хорошо, где нас нет. Вернемся в Казахстан, в столице почти 80% арендуемых квартир сдается нелегально, больше половины — под «честное слово», без договора. Оттого и появляются недовольные игроки арендного бизнеса. Подводя итог сей басни, хочется сказать следующее: желаешь удачно сдать квартиру, сделай ремонт и обустрой как для себя. Хочешь снять элитную квартиру в престижном районе, умей раскошеливаться на этом уровне. Не нравится, всегда есть выбор вернуться обратно…