За 30 лет независимости Северо-Казахстанской областью руководило девять акимов. Дольше всех у руля продержался Берик Билялов. Североказахстанцы скептически относятся к назначениям глав региона, поскольку считают их временными, незаинтересованными в развитии края. Для некоторых руководителей регион стал всего лишь трамплином для прыжка в верхние эшелоны власти, считает собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Марина Руднева.
Шли годы, менялись руководители, ситуация в стране и мире, однако в самой Северо-Казахстанской области глобальных изменений не произошло. Регион по-прежнему дотационный, по-прежнему аграрный, и, как бы не рапортовали акимы, до аграрно-индустриального региона ему еще далеко. По-прежнему остается высокой миграция. Так что последующие управленцы могут смело ставить задачу — вывести область на совершенно другой уровень и остановить отток населения.
К началу независимости во главе области стоял Святослав Медведев. В 1992 году его сменил этнический немец Владимир Гартман. В свое время персона весьма известная. Его рассматривали как кандидата на пост премьер-министра страны. В советское время карьеру он строил в агросекторе, поэтому неудивительно, что именно его поставили руководить зерносеющим регионом. Гартман считался крепким хозяйственником и руководил областью до 1997 года, несмотря на постоянные разговоры о том, что ему пора перейти в правительство. Кстати, пребывание этнического немца на посту акима области не остановило в то время массовый отток немцев в Германию.
Сменил Гартмана на посту акима области Даниал Ахметов. Вместе с ним в регион приехала его команда. Ахметова в области до сих пор вспоминают добрым словом, хотя и руководил областью он всего два года.
В 1999-м на должность акима Северо-Казахстанской области назначили Кажмурата Нагманова. До этого назначения он был акимом Восточно-Казахстанской области. В 1997 году должности лишился со скандалом. Против него завели уголовное дело по фактам нецелевого использования бюджетных средств и «незаконного строительства сруба бани», но никакого наказания он не понес. И через два года пришел акимом в СКО. Работал тихо и без эксцессов – настолько спокойно, что его толком никто и не запомнил, только разве что шутили про его шапку набекрень.
В мае 2002-го в область назначили Анатолия Смирнова, который пролетел над регионом как метеор – на посту пробыл всего полтора года. Команду с собой не привез, как делали некоторые его предшественники. Как будто и не планировал долго задерживаться в области. Однако и эти полтора года для Смирнова не были спокойными. Именно в период его работы произошел очередной скандал с возможным переименованием Петропавловска в Кызылжар. Тема, кстати, до сих пор поднимается с завидной регулярностью.
В декабре 2003-го, почти перед самым Новым годом, на пост акима области назначили Таира Мансурова. Он стал наиболее обсуждаемым, заметным и скандальным главой северного края. Его называли жестким руководителем, иногда даже самодуром, о стиле его деятельности ходили чуть ли ни легенды. Мансуров привез в Северо-Казахстанскую область свою команду и встретить на руководящей должности местного чиновника было сложно.
Только ленивый не знал о привычке нового акима опаздывать на совещания. Возможно, таким образом Мансуров специально держал в напряжении нерасторопных чиновников, и заставлял их понервничать. Говорят, недолюбливали его как раз за то, что приходилось работать.
Свою же бурную деятельность североказахстанский аким освещал в подробностях во всех СМИ. Его рабочие поездки и совещания даже не монтировали, сюжеты с главой региона занимали до 70% эфирного времени. Тогда-то и появилось в народе выражение: «утюг включаешь – а он там».
Известен Мансуров своим покровительством искусству и культуры. Именно по его распоряжению из здания областного историко-краеведческого музея выгнали всех арендаторов. Новый аким распорядился отдать все помещения исключительно для нужд музея. У некоторых местных художников по распоряжению акима области за баснословные в те годы деньги покупались картины.
По инициативе Мансурова североказахстанских ветеранов и школьников начали возить на экскурсии в столицу. В летних лагерях организовали курсы по интенсивному изучению казахского языка. И вообще при Мансурове подобрали хороший состав учителей казахского языка в школах. Для тех из них, кто добился наиболее высоких результатов в повышении эффективности и качества учебно-воспитательной работы, организовал ежемесячные гранты в размере 50% от заработной платы. На базе историко-филологического факультета Северо-Казахстанского государственного университета был создан институт языка и литературы.
В период Мансурова на площади «Достык» в Петропавловске затеяли строительство культурно-досугового центра, которому суждено было стать долгостроем почти на 15 лет. Таким же замороженным проектом оказался и печально известный «Биохим». Преемники Мансурова не смогли запустить перспективное предприятие. Удалось это только нынешнему акиму Кумару Аксакалову. Кстати, он же воплотил и проект Мансурова по застройке микрорайона «Жас оркен» на въезде в Петропавловск.
В октябре 2007 года на смену неординарному и деятельному Мансурову пришел практически «бесцветный» Серик Билялов. Он, пожалуй, единственный аким, который не имел опыта работы в правительстве и всю карьеру построил исключительно в Северо-Казахстанской области. В бытность Мансурова полгода успел поработать его заместителем по вопросам сельского хозяйства. Его образование зоотехника нередко становилось предметом для шуток. На посту акима области он обосновался до 2013 года.
Период его правления был не самым простым из-за грянувшего экономического кризиса. И выйти из ситуации красиво не получилось. В области он «просидел» 5,5 лет и за это время ему практически не удалось решить ни одну из глобальных проблем региона. Например, программу «Питьевые воды» успешно провалили. Билялов за это даже получал выговор от президента, после чего уволил акимов четырех районов. Однако проблему с водой в области эти меры не решили.
Период работы Билялова в истории области – период стагнации. Заработная плата у жителей региона была самой низкой в стране. Однако этот факт не помешал Билялову внезапно сделать достоянием гласности декларацию о своих доходах в 2009 году. Помнится, пример не стал заразительным.
В январе 2013-го Билялов ушел с поста акима Северо-Казахстанской области и в марте уже стал сенатором. На его место в регион пришел Самат Ескендиров. Проработал всего чуть больше года, но запомнился решением проблемы безработицы. При нем начали активно создавать рабочие места в регионе и на руководящие должности стали назначать кандидатуры из «простых» людей. В отставку Ескендиров ушел добровольно, написал заявление после коррупционных правонарушений своих подчиненных.
Во главе региона в мае 2014-го встал Ерик Султанов. Управленец с мощным послужным списком, на него возлагались большие надежды. Однако встряхнуть депрессивный регион у Султанова не получилось, показатели практически по всем отраслям так и остались на среднем уровне.
Справедливости ради, заслугой Султанова стала активная реконструкция и ремонт дорог в области. Тогда начали применять новые, менее затратные технологии. «Проснулось» строительство, начали появляться проекты застройки Петропавловска. При Султанове в городе построили первый Дворец спорта. Более тесными стали взаимоотношения с приграничными регионами России. Но жизнь простых североказахстанцев практически не изменилась. Чемоданное настроение только усилилось, отток населения из области возрос.
Именно эту проблему пообещал решить в первую очередь преемник Султанова – Кумар Аксакалов.
Нынешний аким области в первые годы своего руководства стал любимцем жителей региона. Очень уж простым и понятным языком общался с людьми, не прятался в кабинетах, ходил пешком на работу, по пути общался с горожанами. Что называется, свой в доску.
Кадровой революции с его приходом не случилось. Руководителей районов и управлений если и менял, то постепенно. Заставил чиновников выходить каждый квартал на прямую связь с населением – появились так называемые открытые приемы граждан, когда все руководители собирались в одном месте и отвечали на вопросы населения индивидуально. На допандемийных отчетных встречах выдерживал даже неудобные вопросы и сам призывал их задавать.
Первый скандал грянул, когда Аксакалов решил заняться озеленением города и построить площадь, для чего вырубили массу деревьев в городском парке. «Разругался» с петропавловцами аким из-за елок, которые высаживали на улицах на месте старых деревьев. «Безумное озеленение», «выжженная степь» — как только не называли люди то, что происходило в тот период на улицах Петропавловска.
По распоряжению Кумара Аксакалова начали раскрашивать в разные цвета фасады многоэтажных домов. Таким способом аким хотел внести больше красок в северный хмурый город.
В 2018-м город принимал президентов Казахстана и России. В преддверии этого события облик Петропавловска значительно изменился, приводили в порядок дороги, дома, строили новые объекты. Горожане радовались и печалились одновременно – пройдет форум приграничного сотрудничества и с ним закончатся все изменения.
Однако Аксакалову повезло: утвердили Комплексный план социально-экономического развития области. Ему удалось убедить правительство в его необходимости и в регион потекли дополнительные финансовые средства. Вот только народ продолжал «утекать» из области.
В Петропавловске как грибы стали появляться новые многоэтажки на месте ветхого частного сектора, люди стали получать жилье. Но и здесь не обошлось без скандалов. Жилье оказалось некачественным, тут и там недоделки. Мощный скандал разразился с жильем для переселенцев. Не обошлось без вмешательства президента, но в кресле Аксакалов все-таки удержался.
Читайте также: Возглавляя Дикий Запад: Как выглядит пестрое поле уральских акимов
Заслугой нынешнего акима области можно назвать привлечение инвестиций. Но и здесь не без ложки дегтя. Новые предприятия открываются, а старые гиганты машиностроения, например, только множат проблемы. Не помогли даже миллиардные инвестиции. Однако это, вряд ли, промах в работе Аксакалова. Здесь, скорее, вопросы к руководству заводов.
Еще одна головная боль акимов Северо-Казахстанской области – аэропорт Петропавловска. Ему все никак не удается оправдать свое название международной воздушной гавани. Была попытка запустить рейсы в Россию и Египет. Однако пока аэропорта хватает только на внутренние рейсы в трех направлениях, несмотря на крайне выгодное логистическое расположение и проведенную реконструкцию.
Изменилась за годы руководства Аксакалова жизнь жителей Северо-Казахстанской области? Несомненно. Вот только статистика подводит главу региона, которая утверждает, что заработные платы североказахстанцев растут. Люди же говорят, что в карманах по-прежнему не густо. Впрочем, на изменение ситуации у Аксакалова есть еще время – Комплексный план продлили еще на пять лет. Если только должность акима Северо-Казахстанской области вновь не окажется просто трамплином.