До замужества Дарина жила с мамой и младшим братом. Материальное положение семьи оставляло желать лучшего. Единственным кормильцем была мама, но по состоянию здоровья она оставила работу и перебивалась случайными заработками. Поэтому Дарина рано начала зарабатывать, помогала младшему брату, который учился, и обеспечивала себя. Несмотря на это, на жизнь ей всегда хватало. Могла позволить себе обновки и иногда повеселиться с подругами в кафе. Все изменилось с появлением в ее жизни новых членов семьи. Девушка попала в финансовую кабалу, из которой ей было тяжело выбраться. Как поступать в такой ситуации и как избежать финансовой зависимости от мужа и его семьи — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Марины Сулейменовой.
В новой семье, в которую попала девушка, были свои порядки. Все деньги отдавали матери мужа, которая сама решала, на что их тратить. Дарина не хотела ругаться со свекровью и по первому ее требованию отдала карту, на которую ей начислялась заработная плата. Ене оказалась прижимистой. Видимо, она решила, что невестка и так «катается как сыр в масле», и выдавала ей только на проезд и обеды. Когда у келин износились ботинки, которые ей покупала еще мама, свекровь внимательно осмотрела продырявившуюся подошву и сказала: «Ну ничего, их еще можно починить. Отнеси завтра сапожнику». Дарине было обидно до слез, но она промолчала.
Еще хуже стало, когда Дарина забеременела и ушла в декрет. Декретные выплаты тут же нашли применение в семейном бюджете. Ими погасили кредит, который брали на свадьбу младшей сестры мужа. «Надо помочь, мы ведь одна семья», — сказала свекровь, и сумма полностью была израсходована.
С рождением ребенка Дарина и вовсе почувствовала себя настоящей золушкой. Про ее потребности вообще никто не думал. Стало проблемой даже попросить денег на покраску волос у мужа. «А зачем тебе? Ты же дома, никуда не ходишь, кому хочешь понравиться?» — отшучивался он. У Дарины уже явно сдавали нервы. Однажды, окончательно уставшая от домашней работы и ухода за ребенком, она расплакалась и высказала обиды мужу. Женщина ожидала, что он поймет ее и пожалеет. Но реакция оказалась вовсе не такой. Мужчина ударил ее по щеке и сказал, что она истеричка и непонятно, что ей надо.
Такие случаи, когда жены буквально вынуждены выпрашивать у мужей деньги на необходимое, далеко не редкость. Многие мужчины убеждены, что женский домашний труд — это несерьезно, ведь никто за него не платит, и обесценивают вклад женщин в семейный бюджет. Хотя, если перевести труды домохозяек на деньги (то есть посчитать, сколько за это возьмут наемные работники), то зачастую выходит, что супруга зарабатывает даже больше. Особенно сейчас, учитывая расценки на услуги нянь, поваров, прачек, уборщиц и репетиторов. Даже при самых минимальных расчетах это не менее полумиллиона в месяц.
При этом на плечах домохозяйки такое количество обязанностей, что многие женщины предпочитают трудиться на официальной работе. Да и доказать свой вклад в семью даме, сидящей дома, не так просто. Недаром среди домохозяек актуален анекдот: «Самая страшная работа — это домохозяйка. Зарплаты нет, выходных нет, работа не заканчивается, а муж с гордостью говорит: «А моя жена не работает. Дома сидит»».
Специалисты в области психологии считают, что к таким ситуациям приводит боязнь представительниц слабого пола показаться в начале отношений меркантильными, а также страх перед суевериями, что якобы такие разговоры предрекают плохой исход брака. Кроме того, зачастую имеет место неумение выстраивать личные границы.
«Изначально многие женщины боятся сказать это твое, а это мое, очертить свое пространство. Боятся отстоять свою точку зрения на покупку или продажу имущества, хотя такие решения должны быть совместными. Обычно мужчины просто ставят жен перед фактом, а женщина из-за легкомыслия, слепой веры и поклонения мужу соглашается со всем. Это принято в нашем менталитете, и женщины боятся, что, оспаривая свое право, окажутся в невыгодном положении. Они боятся обидеть мужа и, таким образом, обесценивают себя. Со временем с их мнением, действительно, перестают считаться. И в итоге в случае развода такая женщина остается в плачевной ситуации. В большинстве случаев женщина боится подать на развод и даже уйти от насилия или измены, потому что у нее нет своего жилья и ей просто некуда идти с детьми. Также давит страх, что она останется без содержания», — говорит практикующий психолог Айгуль Бижанова.
Читайте также: iPhone для любимого в кредит: Как распознать мошенника в ухажере
Дабы избежать такой ситуации, специалист рекомендует перед вступлением в брак получить юридическую консультацию по имущественным вопросам.
«В нашем менталитете вообще есть такое — жить прошлым и настоящим, а о будущем не думать. Женщины тратят личные сбережения на ипотеку, а потом в суде не могут это доказать, зато открывать личный счет и откладывать деньги на свою безопасность у нас не принято. Доходит до абсурда. Я знаю несколько реальных пар, когда девушке ставили условие: если ты выходишь замуж, то отдаешь свою карточку свекрови и не вмешиваешься в финансовые дела. И девушки соглашаются на все, а потом понятия не имеют, на что уходит их зарплата. Хорошо, если ее обеспечивают на должном уровне, а если она не может попросить купить самое элементарное? Как вы думаете, будут ли защищены ее права при разводе?» — отмечает психолог.
В суде подтверждают, что на практике сталкиваются с такими случаями. Правда, закон все же в этом случае на стороне представительниц слабого пола, если, конечно, брак официальный.
«Да, бывает, что мужчины считают жен иждивенками. Но суд, исходя из норм закона, решает, что их имущество нажито совместно, значит, является общим и подлежит разделу поровну. И здесь не зависит от того, что, скажем, в момент приобретения, женщина не работала, например, находилась в отпуске по уходу за ребенком. Это, согласно закону, уважительная причина. И доводы мужчин, что только они зарабатывали деньги, не берутся во внимание», — пояснили в Актюбинском городском суде.
Кстати, бывает, что такую позицию занимают не мужчины, а женщины. В храме правосудия поделились случаем, когда актюбинка при разводе сама подала на раздел имущества и претендовала на все, аргументируя это тем, что работает в нефтяной компании и, соответственно, доход у нее был намного выше, чем у супруга. Он в свою очередь занимался воспитанием детей и иногда предпринимательской деятельностью. За период совместного проживания, а жили они в Актау, купили несколько квартир в Актобе. Также имелось два автомобиля. На суде супруга заявила, что все принадлежит ей. Но суд, основываясь на нормах законодательства, разделил имущество пополам.