Легендарный балет П.И. Чайковского «Спящая красавица» с участием звезд мирового балета символично состоялся в Казахском национальном театре оперы и балета им. Абая накануне долгожданного весеннего праздника — Международного женского дня. Вместе с казахстанскими артистами на сцене выступили заслуженный артист России, премьер Мариинского театра, приглашенный премьер Баварского театра в Мюнхене Владимир Шкляров и заслуженная артистка России, прима-балерина Кремлевского театра России Екатерина Первушина. После спектакля с мировыми звездами балета за кулисами пообщалась собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко.
Владимир Шкляров и Екатерина Первушина были особенно рады встрече с нашими зрителями, ведь сегодня они, как и многие другие их коллеги, стали заложниками санкций против России. Многие зарубежные театры разрывают с ними контракты, и их выступления не увидят тысячи любителей прекрасного.
Блестящие выступление Екатерины и Владимира не оставили равнодушными наших зрителей, которые аплодировали им стоя и долго не хотели отпускать артистов со сцены.
«Спящая красавица» уже третье столетие подряд украшает репертуар лучших балетных трупп. Жемчужина мирового классического искусства впервые засияла на сцене императорского Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1890 году. Шедевр Чайковского впечатляет силой эмоционального воздействия, художественными находками и разнообразием красок. Великолепный музыкальный рисунок балета соткан из противопоставления добра и зла — феи Сирени и феи Карабос.
Интерес к «Спящей красавице» не стихает уже более ста лет, и этот балет ставят на многих сценах мира. И, что немаловажно, за основу всегда берут блистательную хореографию Мариуса Петипа. Без этого балета невозможно представить себе современный академический театр. Существует множество версий этого балета. И тот, что идет на сцене ведущего театра Казахстана, сегодня считается классическим образцом.
«В Мариинском театре репертуар расписан на две недели вперед, — говорит Владимир Шкляров. — И очень проблематично выпадать из-за репертуара. Но, к счастью, открылось небольшое окно, и мне удалось выехать для выступления в Алматы. Я впервые в вашем городе, в Казахстане, но надеюсь, что не в последний. У вас потрясающая погода, настоящая весна, которую мы ждем-не дождемся в нашем холодном Петербурге. Мое пребывание здесь я мог бы охарактеризовать как «душа поет». Я в полном восторге от Алматы, театра, артистов и от местных жителей. Всегда приятно, когда зритель оценивает твою работу такими аплодисментами после спектакля, как это было сегодня».
«Балет понятен зрителям всех стран, не важно, какого ты вероисповедания, какой ты ориентации, — продолжает Владимир. — Искусство делает людей добрее, делает людей людьми. Сегодня у нас отменяется много гастролей, рушатся планы. Но нужно быть сильнее обстоятельств. В любом возрасте нужно верить в сказку, в чудо. Никогда не стоит терять веру в светлое будущее, нужно верить в добро, доверять людям. Я здесь оказался абсолютно без денег, у меня не работает ни одна платежная карточка, денежные переводы. Но в Алматы меня радушно встретили люди, которых я совершенно не знаю. И элементарно меня накормили. Это очень трогает, и, признаюсь, с таким отношением я сталкиваюсь не так часто. Может быть, и зрители, которые сегодня пришли на спектакль, благодаря нашему спектаклю забыли о своих тревогах, о тех новостях, которые нас потрясают каждые 20 минут».
Партия принца Дезире — одна из самых больших в репертуаре Владимира Шклярова. В редакции Габриэлы Комлевой он выходит в этом образе на сцене Мариинки с 19 лет. К слову, известный балетмейстер ставила этот спектакль и в Алматы.
«Я готовил партию Дезире под руководством педагога Мариинки Сергея Михайловича Бережного, — говорит Владимир Шкляров. — Это настоящий эталон принца, который танцевал свои лучшие спектакли с другой легендой балета — Ириной Александровной Колпаковой. Эта пара — пример для подражания. Мы с коллегами вновь и вновь просматриваем записи с их спектаклями. И сегодня танцуем свои партии по-петербуржски стильно только благодаря тому, что сохранились шедевры этих мэтров».
«Чем старше и опытнее становишься, тем больше зависим на сцене от партнеров, — признался Владимир. — И когда случается химия между артистами, спектакль сразу попадает в топ любимых и высоких по уровню исполнения. Из последних могу выделить наш творческий союз с Натальей Осиповой. Мы вместе танцевали в Лондоне «Манон» на сцене Royal Opera House. Там у нас случилась сумасшедшая химия, и мне очень хотелось бы повторить и вернуть эти мгновения. Подобное волшебство случилось и сейчас, во время моего выступления с Катей Первушиной».
«У вас подрастают талантливые танцоры, которые хотят двигаться вперед. И почему бы не дать артистам балета ряд мастер-классов. Надеюсь, что моя энергетика, опыт и советы помогут поднять их исполнительский уровень и они станут новыми звездами балета. Когда-то и у меня были кумиры. Это Рудольф Нуриев и Михаил Барышников. Очень жаль, что не довелось с ними поговорить и задать какие-то вопросы. Согласитесь, всегда есть о чем поговорить с людьми, которые не похожи на остальных. Когда я пришел в Мариинский театр, моим кумиром стал Игорь Зеленский. Я был поклонником Николя Ле Риша, который потрясающ во всех своих ролях, но особенно восхитителен в балете «Девушка и смерть».
Артист отметил, что сначала неосознанно подражал этим великим людям, за что его ругали педагоги. Но с возрастом желание кому-то подражать стирается и рождается свой собственный стиль.
Образ Авроры особенно близок Екатерине Первушиной.
«Когда я впервые солировала в Самарском театре оперы и балета, Габриэла Комлева приехала к нам из Мариинского театра, чтобы поставить «Спящую красавицу». Габриэла Трофимовна вложила в меня и других молодых артистов свой неповторимый стиль и филигранную манеру исполнения. И сейчас, по истечении многих лет, для меня «Спящая красавица» остается безумно красивым и торжественным спектаклем, который я очень люблю. Неоценимый опыт — танцевать с Владимиром Шкляровым. Он безумно талантливый артист, очень внимательный к мелочам партнер и к тому же просто хороший человек.
«И, как это ни странно, нам хватило этих двух встреч, чтобы успешно выступить на алматинской сцене. А когда артисты танцуют легко и свободно, эта энергия передается и зрителям. Моя первая Аврора была очень наивной, непосредственной девочкой, даже когда она облачается в свадебный наряд. Сейчас моя героиня другая. Все, что есть в танце, берет начало в нашей душе. Сегодня мною достигнута глубина образа, осмыслены позы, взгляды, движения рук. В этой сказке, к сожалению, присутствуют не только счастье, но и переживания, которые зрителям нужно показать в танце. И насколько правдоподобно это удастся, зависит от твоего партнера. Есть артисты, которые хорошо и качественно выполняют свою работу, но в них нет души, тепла. Нет ничего важнее теплого взгляда твоего партнера, деликатно поданной руки, куда бы захотелось с особым трепетом положить хрустальную туфельку. Владимир как раз из таких», — поделилась Екатерина Первушина.
«Мы переживали и переживаем непростые времена, связанные с пандемией. Особенно непросто приходилось нашему коллективу, ведь наш Кремлевский балет находится на территории резиденции президента России и на нас лежит большая ответственность. Сейчас, когда наступили послабления с пандемией, безумно приятно чаще выходить на родную сцену, но также невозможно и жить без гастролей. Это для артистов ни с чем не сравнимый заряд энергии. Мы каждый год с театром летаем в Китай, Саудовскую Аравию, но сейчас эти поездки, к сожалению, сорваны. Я по частному приглашению должна была лететь в Грецию, Италию. Но, увы, все отменились. И это очень печально, потому что хочется верить, что искусство и спорт вне политики. Я надеюсь, что здравый смысл у тех, кто устраивает обструкцию российскому искусству, все же возобладает. Ведь страдают не только артисты, но и зрители. Мои друзья из области искусства, которые давно работают в Европе, Америке, Англии, сейчас переживают не лучшие времена. Их вопрос санкций касается если не напрямую, то косвенно. Я даже боюсь их спрашивать, какие у них творческие планы, чтобы не задеть за живое».
«Стоит попробовать себя в педагогической деятельности, — говорит Екатерина. — Но мне хочется работать не с детьми, а с молодыми артистами непосредственно в театре. У меня уже была попытка получить высшее образование, но я не сумела совмещать учебу с работой и гастролями. Получение знаний требует усердия и внимания, поэтому пока боюсь загадывать. Но есть и другие планы на будущее. Дело в том, что я дизайнер своих украшений. Диадему для Авроры сделала своими руками. Пока это моя отдушина, но есть мечта открыть большую мастерскую, где буду создавать костюмы и украшения для спектаклей».
Артистка отметила, что у балерин и так короткий век, поэтому потерять работу сейчас ей бы не хотелось. Екатерина Первушина поблагодарила друзей и коллег в Казахстане, которые приглашают и поддерживают российских артистов.
«Возможность приехать к вам — безумная радость. Этот день я обязательно отмечу в своем календаре как один из самых счастливых», — заключила она.