Девушка в купальнике из мусорных пакетов: Как жительница Усть-Каменогорска борется за экологию

О Людмиле Евженковой летом 2021 года узнал весь Казахстан. Она целый час в купальнике из мусорных пакетов и надписью на теле «Я/МЫ планета Земля» молча простояла на перекрестке дорог, ведущих на базы отдыха Бухтарминского водохранилища в ВКО. Этот перфоманс девушка придумала совершенно спонтанно, чтобы привлечь внимание к проблеме вывоза ТБО и чтобы в районе баз отдыха наконец появились специальные обслуживаемые контейнеры для складирования отходов.

На сегодня Людмила проводит лекции для молодежи, на которых рассказывает о разных полезных экопривычках. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Виктория Петрова посетила одну из них и убедилась, что девушка в этой среде практически эксперт, ведь недаром уже семь лет занимается эковолонтерством.

Фото из личного архива Людмилы Евженковой

В прошлом Людмила журналист. Чтобы привлечь единомышленников, она основала проект «Теория малых дел», девизом которого служит слоган: «Делай столько, насколько хватает сил».

Началось все на базах отдыха в Новой Бухтарме, где Люся (так она просит себя называть) живет каждое лето с семьей. По пути в магазин «Кочевник», куда она привыкла ходить пешком каждый день за продуктами, перфекционистку по натуре удручал вид мусора, раскиданного по обочинам дороги. Он мешал ей мечтать и думать о своем, ведь взгляд то и дело цеплялся за бутылки и бумажки. Однажды, вернувшись с очередной прогулки до торговой точки, девушка сказала подруге Татьяне: «Тань, бери пакеты, давай мусор соберем, чтобы по дороге в магазин глаз радовался». Подруга поддержала.

«В первый раз мы собрали примерно сотню мешков мусора, — рассказывает Людмила Евженкова. — Брали, сколько могли унести, доносили до контейнеров на базах отдыха и там выбрасывали. За лето мы почти идеально вычистили участок дороги до магазина. И тогда я решила, что раз уж мы эту дорогу прибрали, то и другую в порядок приведем, ведь там мы тоже иногда ходим».

Однако и на этом Люся не остановилась и организовала целое движение с аккаунтом в соцсетях под названием «Чистая Бухтарма», периодически организовывая субботники и привлекая неравнодушных людей. Они убирали берега, обочины дорог, ведущих к базам отдыха.

«Мне было мало уборки мусора, я еще хотела чем-то помогать и стала организовывать сбор вещей для малоимущих, потому аккаунт переименовала в «Теорию малых дел», — говорит Люся. — Это значило для меня делать сколько можешь, насколько хватает сил. Если каждый будет делать что-то хорошее в радиусе своих возможностей, этот мир станет лучше, чище, добрее».

За несколько лет своего волонтерства Люся неоднократно поднимала вопрос установки обслуживаемых контейнеров в рекреационной зоне, однако действий от властей не увидела и летом 2021 года пошла на отчаянный шаг, встав посреди дороги, облаченная в пакеты, на куче мусора. Эпатаж помог. Резонанс был создан. Местные власти обещали помочь в решении вопроса.

Люся подружилась и с сотрудниками акиматов (поселка Новая Бухтарма в районе Алтай и Усть-Каменогорска, где она периодически проводит субботники, и наладила связь с местными коммунальщиками. Она показывает своей аудитории в Instagram работу по сортировке мусора наглядно. Сама сходила на экскурсию, записала видео и выложила в Stories, а затем и в ленту аккаунта «Теория малых дел». Все для того, чтобы люди знали, куда забирают их мусор и как его следует сортировать, куда выбрасывать.

Не так давно на улицах областного центра появились новые разноцветные контейнеры. Но горожане по-прежнему продолжают валить бумагу и картон, пластик и стекло мало того что в одну кучу с органикой, так еще и в контейнеры, предназначенные для раздельно сортированных твердо-бытовых отходов!

Порой и у Люси опускаются руки. Ведь люди пишут ей, что где-то во дворе крупный хлам, а где-то не на месте стоят контейнеры. Люся сердится. Она ведь, в конце концов, не уборщица на зарплате, а простой волонтер, который отдает себя на благое дело, цитируя Сову из известного мультфильма: «Безвозмездно — значит даром». А потом, успокоившись, берет с собой парочку таких же неравнодушных подруг и едет в свой обеденный перерыв… двигать контейнеры на место. Хотя жители этого двора без особого труда могли бы это сделать самостоятельно, но им ведь «все должны» — от КСК до акимата. Этот менталитет, складывавшийся годами, переломить очень сложно. Но Люся верит, что можно.

«Пусть не мы, но наши дети будут сортировать мусор и бережнее относиться к природе, — делится эковолонтер. — В городе устанавливаются спецконтейнеры — желтые (для бумаги, картона, металла) и синие (для стекла). У нас сейчас этап сортировки, переработки мусора начинает функционировать, и я надеюсь, скоро мы всем обществом придем к рациональному потреблению, к сортировке мусора, и все это будет работать. Скоро откроется сортировочная линия. Сейчас сортировка делается пока вручную — мусор делится на бумагу, пластик и стекло, металл. В Алматы увозят стекло, в Павлодар — бумагу, там есть предприятия по переработке. Этот мусор сортируется, но при условии, что мы с вами выбрасываем его уже отсортированным. Но если в желтых и синих контейнерах будет более 50% органики, то это все увозят на свалку, такие ТБО не подлежат сортировке».

          Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Можно просто Люся😁 (@teoriya_malykh_del)

 

Также не сортируют тетрапакеты — они содержат несколько компонентов, поэтому пакеты из-под соков и молочных продуктов не следует складировать в желтые контейнеры. Туда же не стоит выбрасывать чеки и якобы бумажные стаканчики из-под кофе (внутри они обработаны тонким слоем пластика) и бывшие в употреблении медицинские маски из спандбонда.

«Они только выглядят как ткань или целлюлоза, а на деле пластик, — отмечает девушка. — В связи с пандемией коронавируса можно себе представить масштабы покупки, потребления и выбрасывания этих средств индивидуальной защиты и, соответственно, урона, который они нанесли окружающей среде. Та же история с влажными салфетками. Мы бездумно их используем. Мы не представляем, сколько лет это все будет засорять почву и гнить. А ведь их можно заменить. Маска может быть из ткани, вместо салфетки — платочек. Помойте руки водой, если есть такая возможность. Прокладки и подгузники — это катастрофа для Земли. Они не подлежат переработке. От одного младенца остается порядка 5 тонн использованных подгузников. Но сейчас появились биоразлагаемые прокладки, существуют многоразовые менструальные чаши, многоразовые подгузники и пеленки. Выбор есть всегда. Да, это может чуть усложнить нашу жизнь, но если смотреть масштабно, это сделает мир лучше».

Люся учит молодежь рационально использовать тару. Покупая воду или напитки, выбирать ее в таре из стекла или жести. Стекло можно вторично использовать и сдать для переработки, как и жестяную баночку. Пластик же выделяет вредные вещества при вторичном использовании. К слову о стекле, тут все неоднозначно.

«Стекло — это кварцевый песок и доломит — его производство весьма затратное и длительное, — продолжает она. — Идет выработка большого количества углекислого газа. Вторичная переработка стеклотары не уменьшает нагрузку на экологию. Многие ученые говорят, что большая часть вины в глобальном потеплении лежит как раз на производстве стекла».

Вторично использовать Людмила рекомендует и целлофановые пакетики, но лучше отдавать предпочтение их биоразлагаемым собратьям, созданным из кукурузного крахмала. Отличить их легко: они не шуршат, а, скорее, слегка шелестят и на вид непрозрачны и не глянцевые. Да, они чуть дороже стоят, но природа от них не так страдает. Еще лучше — купить экошопер. Но носить его придется 20 лет, только по истечении этого срока он окупит вред, нанесенный природе от производства.

Секонд-хэнды и стоки Люся считает благом. Ведь мало того что вещь там обретает вторую жизнь, так она еще и стоит дешевле, чем в обычном магазине. «Зеленые» привычки помогут со временем хорошо сэкономить семейный бюджет. Например, сегодня вы купите бахилы за 2 тыс тенге, но они будут многоразовые, их можно стирать и снова носить. А те, что из целлофана и по цене обойдутся от 20 до 50 тенге, порвутся после первого же применения да еще и будут разлагаться в земле сотни лет. Так что тканевые бахилы окупятся уже после примерно трех месяцев использования и послужат еще долгое время.

Вторую жизнь может получить и пластиковая тара из-под «мыломойки». В Усть-Каменогорске стали появляться точки продажи мыломоющих средств на розлив. Это очень здорово, так как без тары стоимость того же шампуня меньше. Они без отдушек, экологичны. Сама Люся уже давно покупает, впрочем, как и некоторые из коллег. Пока никто не жаловался, напротив, отмечают, что шампунь без парабенов — штука хорошая.

А еще устькаменогорцы благодаря Людмиле узнают, куда сдавать отработанные батарейки, чтобы их утилизовали. Оказывается, в местном маркете Metro есть контейнер для их приема. Там же есть отдельный контейнер для сбора так называемых «крышечек доброты». Дело в том, что средства, вырученные с переработки пластиковых крышечек, идут на лечение онкобольных детей. Эта акция действует по всей стране. Экопривычки могут быть не просто добрыми, они способны помогать спасать жизни.

Пока у Людмилы одна цель — научить новое поколение «зеленым» привычкам, «вписать» в их чистые головы новые поведенческие мотивы в отношении сортировки и переработки ТБО, вдохновить сохранять природу и окружающую среду хотя бы в радиусе своих возможностей. И начать следует с себя. Пока у нее все получается. Число единомышленников растет. Люсю зовут читать лекции для школьников. Опять же бесплатно.

«Грош мне цена, если я буду за это брать деньги, — говорит она. — У меня есть другие возможности заработать».

Если хотя бы часть подростков, которая ее услышит, станет как Люся и начнет нести экодвиж в массы, не все еще потеряно для нашей планеты и все не зря.

Фото из личного архива Людмилы Евженковой и ИА «NewTimes.kz»