Акимат Туркестанской области заверяет, что контролирует цены на социально значимые продукты, в то время как пороговые величины для области до сих пор не установлены. В парадоксах отечественной бюрократии пытался разобраться собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин.
Акиматы всей страны и всех уровней с переменным успехом борются за звание коллектива капиталистического труда в ограничении розничных цен.
Талгат Жумаков, ветеран из Сузакского района, в одиночку борется с акиматом Туркестанской области за то, чтобы узнать и другим рассказать, а какие же они у нас, пороговые цены.
Третий месяц интенсивного личного общения и переписки с властями внятных результатов не дали, но навели аксакала с большим опытом административной работы в прошлом на размышления о себе и государстве.
«Концепция «слышащего государства» у каждого чиновника своя — говорит Т. Жумаков. — Ведь нельзя сказать, что меня в акиматах района и области не слышат. Даже отвечают. Но от таких ответов мысли всякие приходят. То ли я «того», то ли у тех, кто от имени государства со мной, гражданином, общается, слух особенный».
19 января в местных СМИ разместили официальное сообщение:
«В соответствии с поручением главы государства по регулированию цен, на СЗПТ через акимат Туркестанской области в рамках оборотной схемы товаропроизводителям было выделено 640 млн тенге. В связи с этим в магазинах Magnum Cash&Carry и нескольких торговых точках товары продаются по ценам на 10-15% ниже рыночных. В целях предупреждения необоснованного роста цен на социально значимые продовольственные товары в области заключено 1098 меморандумов с крупными торговыми точками, магазинами и универсальными рынками».
Здесь стоит напомнить, что приказом министра национальной экономики РК №282 от 30 марта 2015 года утвержден следующий перечень социально значимых товаров:
Результат оказался, мягко говоря, неожиданным. В управлении предпринимательства и торговли Туркестанской области на его запрос сообщили, что сведения эти засекречены. Аксакал получил за подписью руководителя управления Н. Иманкулова следующее сообщение:
«Управление предпринимательства и торговли Туркестанской области касательно вашего обращения от 27 февраля 2022 года сообщает следующее. Для согласования пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары акиматом Туркестанской области направлено письмо в министерство торговли и интеграции Республики Казахстан. В случае положительного ответа будет принято постановление акимата области. В целях государственного контроля, мониторинга цен на социально значимые продовольственные товары, сдерживания инфляции в допустимых пределах и обеспечения макроэкономической стабильности данное постановление принимается с пометкой «Для служебного пользования» (информация ограниченного распространения)…»
«Не хочу обижать уважаемого руководителя управления, – говорит Т. Жумаков, – но в мои времена такие ответы назывались просто – отписка. Хотелось бы понять, почему гриф «ДСП» присвоен документу, рассчитанному на то, что его содержание будет известно всем жителям области. Ведь список предельных цен на эти товары граждане должны знать. Иначе как наши власти собираются их контролировать? И что может быть секретного в цене кило картошки?! Они, вообще, понимают, о чем говорят?»
Зная, как работает госаппарат, аксакал начал с истоков, с районного уровня. Надолго завис на областном. На сегодня дошел до республиканского, и конца переписке не видно. Искренний интерес и желание помочь в решении важного социального вопроса взаимности у чиновников не встретили.
Как следует из ответа выше, для согласования пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары акиматом Туркестанской области направлено письмо в МТИ РК. Но мужчине не предоставили копию и не указали дату, номер исходящего письма.
«Поэтому изложенные факты в письме считаю недостоверными. Не рассмотрено мое обращение согласно требованиям административного процедурно-процессуального кодекса РК. В статье 73 данного кодекса четко указано: «Административный орган, должностное лицо обязаны предоставить возможность участнику административной процедуры выразить свою позицию к предварительному решению по административному делу, о котором участник административной процедуры уведомляется заранее, но не позднее чем за три рабочих дня до принятия административного акта». То есть административный акт принят без моего участия, не проводились заслушивания сторон, дан неполный ответ, что является грубым нарушением моих прав», – отметил Т. Жумаков.
В статье 40-й в пункте 5: «Совершение государственным служащим какого-либо дисциплинарного проступка, указанного в подпунктах 7), 11), пункта 1 статьи 50 настоящего закона, если он не содержит признаков уголовно наказуемого деяния либо административного правонарушения, влечет понижение в государственной должности, а в случае отсутствия вакантной нижестоящей государственной должности – наложение в установленном законом порядке дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии».
«Учитывая вышеуказанное, прошу оказать содействие в привлечении данного государственного должностного лица к дисциплинарной ответственности за игнорирование требования законов и сообщить о принятых мерах», – добавил аксакал.
Собственно, это уже не столько обращение, сколько разъяснение должностным лицам их служебных обязанностей и ответственности за их неисполнение. Насчет последней, правда, не очень верится. Как показывает опыт, подобная переписка может длиться годами.
Читайте также: Жанаозен – город с высоким потенциалом и низким уровнем развития
Между тем с начала года рост цен на социально значимые продовольственные товары составил 11,4%. За первую неделю апреля – на 1,3%, в том числе:
Акимы Жамбылской и Мангистауской областей, в которых зафиксирован максимальный рост цен, получили строгие министерские внушения. Шымкент отметили отдельно.
«В Шымкенте обеспеченность по социально значимым товарам 212%, – сказал Б. Султанов, – по всей овощной продукции более 100% (картофель – 229,4%, морковь – 159,7%, лук – 164%, капуста – 154%). Но при этом у вас допущен максимальный рост на картофель – на 16,8% и на лук – на 74,7%. В целом рост отмечен на все овощи, входящие в перечень социально значимых товаров, подорожали морковь на 13% и капуста на 16,4%. Мероприятиями по контролю торговой надбавки в вашем регионе охвачено 78,9% всех магазинов у дома, в которых выявлено всего 10 нарушений. Учитывая отмеченный рост, очевидна неэффективность проводимой работы».
Акимам напомнили, что предельная торговая надбавка у нас на сегодня 15%, и поручили усилить контроль за соблюдением розничными и оптовыми торговцами установленных пороговых цен на СЗПТ.
«Туркестанская область среди аутсайдеров отмечена не была. Если пороговые цены у нас секретные, то и нарушить ничего невозможно. Может быть, в этом смысл такой таинственности?» – заключил туркестанец.