Жанаозен. Город нефтяников и своенравных людей. Город, подпадающий под программу развития моногородов. Несмотря на то что население Жанаозена едва достигает 150 тыс человек, а сам город окружен нефтпромыслом, ожидаемого развития не наблюдается. Плюс ко всему население испытывает нехватку социальных объектов, таких как школы, больницы, парки, объекты культуры. Показатели безработицы тоже не радуют. Тут, как говорится, две стороны одной медали. Жители в основном хотят работать в «нефтянке», а «Озенмунайгаз» просто не в состоянии принять всех соискателей. Подогревает обстановку и постоянный рост цен. Ценники меняются на все: услуги, жилье, продукты питания, техника. Если брать во внимание, что ферм как таковых нет и продовольствие завозное, то Жанаозен, как и весь Мангистау, в числе лидеров по дороговизне товаров. В этой связи собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Айлин Омарова сравнила цены на товары первой необходимости за последние пять лет.
Ниже представлена информация от управления статистики по изменению цен в Мангистау, в том числе и Жанаозене, за последние пять лет.
Как видно, кисломолочная продукция особого роста не показала, а вот мясо, мука, масло подсолнечное, крупы и овощи растут в цене, причем в геометрической прогрессии. Если в прошлом году один литр подсолнечного масла стоил около 500 тенге, то сегодня цена приближается к отметке 1000. С 2017 по 2021 годы капуста выросла в цене почти на 50%. Не отстают картофель и морковь. Гречка также подорожала и уже стоит не менее 500 тенге.
В прошлом году существенный рост цен отмечался именно в Мангистауской области — сразу на 13%, и это показатели сентября. Так, социально значимые продовольственные товары, включающие 19 наименований, показали рост на 9,7%. На 48,5% с начала года подорожала морковь (до 205 тенге за килограмм), на 30% — репчатый лук (до 115 тенге за кг), на 29,5% — подсолнечное масло, на 25% — капуста (до 111 тенге за кг), более чем на 22% — картофель (до 200 и выше тенге за кг), почти на 16% — гречневая крупа, на 15,5% — мясо кур, на 12,5% — сахар-песок. А вот яйца и рис подешевели — на 5 и 8% соответственно.
Свежие фрукты выросли в цене на 1,3% за год. В том числе бананы подорожали на 7% — до 579 тенге за кг, лимоны — на 6,3% — до 1 тысячи тенге за кг. Курага продавалась по 2,2 тысячи тенге за кг — на 5,7% дороже, чем годом ранее. Молочные продукты подорожали на 7,6% за год. И сейчас эти показатели уже подросли. Сейчас баранина подорожала до 3,5 тыс тенге за килограмм, конина — до 2,8 тыс тенге за кг, говядина — до 2,6 тыс тенге за кг. Мясо кур практически не изменилось в цене и стоит в среднем 1,4 тыс тенге за кг. Цены на хлеб выросли на 6% за год, мука подорожала на 11,1%, макаронные изделия — на 11,1%, крупы — на 16,6% за тот же период прошлого года.
В целом рост цен в регионе зависит от нескольких факторов. В Мангистау завозится до 80% продуктов питания, крупных складов нет. Производство продукции животноводства, растениеводства, рыбного хозяйства — мизерное и не в состоянии покрыть и половину потребностей. Конечно, группы контроля проводят рейды, заключаются соглашения с крупными торговыми сетями, мелкие точки контролируются, но это не приводит к желаемому результату. При проведении проверок необходимо доказать необоснованное завышение либо ценовой сговор. В противном случае идет нарушение прав предпринимателей.
Читайте также: Форт-Шевченко: Уникальное место, сыгравшее решающую роль в исторических процессах
Корреспондент NT побеседовала с небезызвестным членом мониторинговой группы директором филиала одного из БВУ Аббатом Урисбаевым.
— Вы входите в состав мониторинговой группы в рамках реализации проекта «Народный контроль», при этом сами являетесь руководителем филиала банка. Скажите, какие риски непосредственно для бизнеса могут нести проверки и санкции в случае выявления нарушений, тем более на фоне ограничений из-за пандемии?
— Уже второй год идет пандемия, поэтому сейчас бизнес действительно пострадал, многие компании. Есть официальная статистика, которая, к сожалению, закрыта. Но есть другая часть бизнеса, которая полностью в той или иной мере приспособилась к новым реалиям, перепрофилировала бизнес, провела реорганизацию и реструктуризацию. Этих событий ни одна страна в мире практически не смогла избежать. Последствия для общего положения среднего бизнеса, конечно, есть. Это и сокращение субъектов малого и среднего бизнеса, и падение активности поступлений в бюджет. Также произошло сокращение рабочих мест, и это не есть хорошо. К счастью, в последние месяцы наша область находится в зеленой зоне. Поэтому сейчас такой нагрузки или ограничений не чувствуем.
— Какие товары в основном показывают повышение цен. Есть ли среди них социально значимые? На сколько подорожали? И каково ваше видение решения проблемы?
— Статистика завышения по социально значимым продуктам питания действительно есть, более чем на 15%. Это в основном те товары, которые не производятся в нашем регионе и ближайших областях. Завоз идет из Российской Федерации и других стран. С учетом импорта эти расходы отражаются прямо на цене, есть также влияние курсовой разницы. Сейчас это еще более ощутимо из-за антироссийских санкций. РФ является нашим стратегическим торговым партнером номер один, и определенную часть продуктов питания завозим оттуда.
Поэтому необходимо политику в части продовольственной безопасности срочно ускорить, а именно создать инфраструктуру для наших предпринимателей, чтобы они могли осуществить производство на своем уровне. Это касается в первую очередь овощей. Я выносил предложение о создании агрозон, где предпринимателю государство предоставляет инфраструктуру и земельные участки. На таких условиях можно урегулировать определенную стоимость. Также необходимо действительно субсидировать и мотивировать наших предпринимателей на замещение создания производства на уровне региона, что, соответственно, тоже влияет на стабилизацию цен.
— В какой местности больше всего выявлено нарушений в связи с необоснованным повышением цен на продукты?
— Как показывает практика, в Актау, и это определенные точки, в основном крупные дистрибьютеры. От заводов-производителей идет повышение цен, но есть и недобросовестные предприниматели. К примеру, видят, что митинги, возникли определенные сложности с логистикой. Зная, что есть некоторый дефицит, они завышают цены. Это первое. Второе, пользуясь тем, что идет повышение заработных плат после митингов нашим нефтяникам, они тоже поднимают. Поэтому основная цель этих мониторинговых групп — выявлять необоснованное повышение цен. Совместно с антимонопольным комитетом и другими госорганами стараемся пресекать такие моменты.
— Как долго продолжатся проверки?
— Проверки будут идти до тех пор, пока это будет необходимо. Сейчас действительно социально-экономическое положение населения очень сложное. Мы планируем системно к этому вопросу подойти и контролировать процессы на уровне регулярного контроля с привлечением новых технологий. То есть цифровизации всех поставщиков через базы данных департамента государственных доходов. Тогда, я думаю, все будет открыто и легально. Если будет больше мониторинга, тогда и будет больше ответственности со стороны предпринимателя.
Пока группы проводят проверки, заместитель председателя комитета торговли МТИ РК Айдар Абилдабеков назвал основные причины роста цен на продукты питания в стране. Причиной роста цен является фактор сезонности, что связано с увеличением затрат на хранение и сокращение запасов. Плюс ко всему свежая продукция поставляется из Узбекистана, Пакистана, что тоже является серьезной причиной для роста цен. Удорожание кормов в результате засухи является причиной роста цен на говядину, мясо кур, молочную продукцию и яйца. Возможно, распоряжение президента о строительстве крупяного складского комплекса и рынка для местных фермеров хоть как-то исправит ситуацию. А пока продукты дорожают.
Аким области Нурлан Ногаев также поручил ответственным лицам держать на постоянном контроле работу в данном направлении. Также он отметил необходимость использования всех возможностей для увеличения собственного производства сельскохозяйственной продукции.
Теперь что касается платных услуг. Существенный рост показала сфера образования. Вывоз мусора после колебаний и скачков вернулся к прежнему показателю. Электроэнергия даже подешевела, как и лекарства, не считая некоторых скачков из-за искусственного ажиотажа, связанного с пандемией. Традиционно подорожало такси. А вот цена на газ, как результат январских событий, опустилась.
Стоит также отметить, что, согласно заявлениям Нацбанка, в марте 2022 года потребительские цены выросли на 3,7%, показав самое высокое значение для данного месяца с 1996 года, в годовом выражении отмечалось ускорение роста цен до 12%.
Жилье традиционно дорожает, несмотря ни на прогнозы, ни на ситуацию на рынке. Повысилась и арендная плата за эти пять лет. Суточная аренда однокомнатной квартиры в Жанаозене обойдется в среднем от 6 до 10 тыс, в месяц — от 70 до 100 тыс тенге. При покупке как таковых конкретных расчетов нет. Все зависит от качества, возраста и расположения жилья. И двухкомнатная, и четырехкомнатная квартиры могут стоить по 11 млн тенге. На рынке жилья — полный хаос и цены каждый выставляет сам.
Итак, Жанаозен — город с огромным потенциалом и не соответствующим этому уровнем развития. Цены на продовольствие высокие и растут, как и по всему региону, дорожают услуги и жилье, транспорт и техника. На фоне всего этого зарплаты не растут, уровень безработицы также вызывает если не опасения, то как минимум нарекания касательно работы ответственных лиц. И пока Мангистау сам не станет производить, жизнь и в первую очередь цены на продукты питания будут дорогими.