Камень, оживший в танце

Возбуждающий и динамичный, жесткий и изящный. В новом театре Almaty Theatre в минувшие выходные с аншлагом прошел спектакль известного российского балетмейстера Бориса Эйфмана «Роден, ее вечный идол». Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко побывала на балете, гастроли которого организовала компания Konokbaev Group.

Фото Станислава Белявского

«Мы работаем со звездами мирового балета, которые предъявляют жесткие требования к техническим характеристикам сцены, ее освещению и акустике. И то, что большая труппа художественного руководителя театра балета, народного артиста РФ, офицера французского ордена искусств и литературы, заслуженного деятеля Казахстана Бориса Эйфмана приехала в Алматы, — большая удача. Мы четыре года ждали этого события в нашей культурной жизни. И вот алматинский зритель смог увидеть два балета — «Анна Каренина» и «Роден, ее вечный идол» на сцене Almaty Theatre», — говорит основатель Konokbaev Group, первый заместитель председателя союза хореографов Казахстана Нурлан Конокбаев.

Доставить в наш мегаполис труппу из 60 артистов оказалось достаточно проблематично. Но вот от своих декораций театр Эйфмана все же отказываться не стал, хотя и мог бы частично позаимствовать их и в ГАТОБ им. Абая, где, к слову, идет «Анна Каренина», ранее поставленная Борисом Яковлевичем. Так что алматинский зритель увидел спектакли, как говорится, в оригинале.

Артисты театра Эйфмана признались, что выступать на столь прекрасной сцене, которую предоставили во время гастролей в Almaty Theatre, им приходится нечасто. Для того чтобы сделать выступления артистов балета более комфортными, сцену оснастили специальным профессиональным покрытием «Арлекин», повышенная амортизация которого минимизирует нагрузку на суставы. Кроме того, покрытие не скользит и способствует хорошему вращению.

 К слову, Almaty Theatre — не просто театр, а многофункциональная площадка, рассчитанная на оперные постановки, балет и симфонические концерты. Сегодня, когда меняется мир, формы и виды искусства переплетаются в единое действо. Основная сцена мобильна и оборудована 4 подъемниками, еще один скрыт в оркестровой яме. Это позволяет использовать ее под любую постановку. На первом этаже здания разместился зал на 700 посадочных мест. В фойе первого этажа — лекторий с удобными креслами и шикарным фортепьяно, звуки которого звучали перед началом спектаклей. В галерее, размещенной на втором этаже, зрители могли познакомиться с произведениями современного искусства, а во время антракта перекусить в буфете.

«У нашего театра нет своего помещения, — говорит ведущая актриса театра Эйфмана Любовь Андреева. — Поэтому вся наша творческая жизнь проходит на гастролях. Театр много колесил по миру. Мы по 5-6 недель бывали в Америке, Азии, Англии... Но из-за пандемии, а потом введения антироссийских санкций поездки пришлось ограничить. Гастролировали по разным городам России. Сейчас мы приехали к вам, в Алматы. Это для нас как глоток свежего воздуха: новый театр, новые зрители, новые эмоции — все то, что запоминается на всю жизнь. В Алматы нам понравилось больше, чем в Эмиратах».

 Наш город покорил их своим теплом, уютом и зеленью, запахом цветущих растений и весны, которая всем дарит прекрасные эмоции. После гастролей в Алматы труппа отправится в Ташкент.

История любви и предательства

Этот спектакль ждали и хотели увидеть. Поставленный на музыку Мориса Равеля, Камиля Сен-Санса и Жюля Массне балет «Роден, ее вечный идол» назван критиками «пиршеством для глаз». История, с одной стороны, страсти и успеха, а с другой — предательства и забвения покорила поклонников танца на разных континентах. Постановка стала ярким событием мирового балета и вполне заслуженно считается одним из лучших 21 века.

Критики называют этот балет страстным, скоростным, летящим и живым, сравнимым со знаменитыми скульптурами его героя. Зрителей покорили и роскошные хореографические дуэты, и яркие массовые сцены.

 Так о чем же постановка Эйфмана? Эта невероятно красивая и романтичная история посвящена судьбе и творчеству великого скульптора Огюста Родена и его ученицы — возлюбленной и музе Камилле Клодель. Вдохновительниц и муз у Родена было много, но в памяти людей почему-то осталась именно Камилла. Судьба одарила эту женщину талантом, умом, красотой и нежной душой. В 19 лет она стала ученицей, натурщицей, любовницей, служанкой. Она всегда была рядом со своим мастером, когда он создавал такие работы, как «Мыслитель», «Поцелуй», «Врата ада», «Адам», «Ева», «Вечный идол». 15 лет Роден и Клодель составляли одно творческое целое.

«Духовный и энергетический обмен, происходивший между скульпторами, уникален, — рассказывает Борис Эйфман. — Находясь рядом с Роденом, Клодель не только дарила ему вдохновение, помогала создавать шедевры, но и переживала стремительное взросление собственного таланта, превращаясь в великого мастера. Красота, молодость, гениальность — все это было принесено ею в жертву возлюбленному. Однако Роден предпочел остаться с преданной, но нелюбимой Розой Бере. Камилла пытается найти спасение в творчестве, но критика не принимает ее. В порыве отчаяния Клодель уничтожает свои работы и погружается в мрак безумия. Полузабытая, оградившаяся от мира, прозябающая в нищете, она сошла с ума и 30 лет провела в клинике для умалишенных. Там в 1943 году муза Родена и умерла, забытая и покинутая всеми».

 В балете «Роден, ее вечный идол» отражены тоска мастера по своей музе, душевные метания Клодель. На языке тела в спектакле рассказывается о страсти, внутренней борьбе, отчаянии. Это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров.

Исполнившим партии Огюста и Камиллы ведущим артистам балета, Любови Андреевой и Олегу Габышеву, за два часа удалось прожить три стадии отношений скульптора и его музы — любовь, ненависть и безразличие.

«Нашему театру 45 лет. И за все эти годы не оставили нашего зрителя равнодушным. Зритель практически всегда уходит со слезами на глазах, — говорит Любовь Андреева. — У нас все спектакли психологические и драматические. Этим мы отличается не только от классических, но и всех балетных трупп. Борис Яковлевич синтезирует классику и современную хореографию. В некоторых своих спектаклях он даже вводил бальные танцы. Классика подразумевает чистоту исполнения, яркие пируэты, прыжки. Там в основном используются шаблоны: когда ты грустишь — нахмуришь брови, если все хорошо — улыбаешься. Психологический балет исполнять сложнее. Ты должен жить здесь и сейчас, чтобы донести до зрителя мысль автора. Борису Эйфману важны внутренние переживания героя, которого изображает артист. На сцене мы рассуждаем, почему это произошло, что привело его к тому или иному поступку, помогаем зрителю понять истоки ее чувств к гению».

 По словам Андреевой, в спектаклях Эйфмана зрители любого возраста найдут что-то свое, ведь они о вневременных человеческих чувствах и ценностях. Сама балерина работает в театре 11-й сезон, и за все это время здесь не было одинаковых спектаклей, и каждый раз это новые эмоции. Вместе со зрителем артисты вновь и вновь проживают одну и ту же историю по-разному. Если сегодня спектакль был нервным и напряженным, то завтра может быть спокойным и философским.

Читайте также: Санкционные реалии артиста Мариинки на гастролях в Алматы: «Оказался абсолютно без денег»

 Олегу Габышеву прославленный балетмейстер доверил исполнение возрастного персонажа. Во время спектакля артисту предстояло пройти внутреннюю трансформацию героя за 20-летний период жизни. При этом он не должен был физически выглядеть как реальный исторический персонаж. Как известно, Роден был бородатым, грузным мужчиной с солидным брюшком. Скульптор достиг виртуозного мастерства в передаче художественными средствами движений и эмоционального состояния своих героев. И все это нужно артисту изобразить с помощью жестов, походки. В качестве материала для его работ становятся тела артистов балета. Из них он лепит свои известные работы.

«С каждым новым выходом на сцену образ Родена все больше прорастает в меня. Чем я становлюсь старше, тем у меня лучше получается роденовская походка, — признался Габышев. — Исполнять роль Родена очень ответственно, ведь это известная историческая личность для Франции, национальный герой этой страны. Чтобы вжиться в образ, я не только изучал автобиографию великого скульптора, но и его мемуары, книги, которые написаны Роденом про архитектуру, скульптуру. В своих первых постановках мы отталкивались от образа Жерара Депардье, который был невероятно элегантен и притягателен в этой роли. Потом вдохновил фильм про великого мастера, который вышел в 2009 году».

 Спектакль «Роден, ее вечный идол»» стал своеобразным диалогом со зрителем. Конечно, чтобы хореография Эйфмана стала отличной визуальной иллюстрацией к прочитанному, постановку гораздо легче смотреть уже подготовленным, побольше узнав про историю печальной любви. Впрочем, балет настолько эмоционален, что даже зритель, который плохо знаком с роденовскими страстями, легко понял все происходящее на сцене.