Регион дважды упраздняли, он не существует как область уже 25 лет, но выходцы из этих краев не первый год пытаются добиться восстановления территории и экономики Тургая. Они уверены, что у региона есть все шансы стать успешным и привлекательным для инвесторов и туристов. Чем интересна территория юга Костанайской области — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Жанны Калиевой.
Амандыка Амирхамзина в этих краях знают очень хорошо. Путешественник, блогер, выходец из бывшей Тургайской области, он ратует за развитие местного туризма и не первый год поднимает перед властями вопрос о восстановлении границ региона. Чего только не было за это время: и встречи с чиновниками с неудобными от него вопросами, и санкционированные митинги, и публикации в соцсетях на тему открытия Тургайской области.
«Когда объявили о создании в Казахстане новых областей, теплилась надежда, что и про нас вспомнят. Но, к сожалению, власть опять забыла о нас. Ведь вопрос даже не в открытии области, а в исторической справедливости. Это ведь был преуспевающий край. В 1970 году первым секретарем Казахской ССР Кунаевым была создана Тургайская область, в состав которой вошли 5 районов Кустанайской области и 5 районов — Целиноградской. На территории, равной площади Болгарии, закипела жизнь, были созданы десятки-сотни совхозов, где сельские жители занимались животноводством и земледелием. Регион стал житницей Казахстана. Тургайское зерно, со слов бывшего первого председателя национального банка Казахстана, некогда работавшего в Тургайской области, Галыма Байназарова, экспортировалось аж в Италию. А наше мясо поставлялось не только в другие регионы Казахстана, но и в соседние республики Советского Союза!» — с энтузиазмом рассказывает Амандык Амирхамзин.
«Но в конце 90-х годов власть фактически забыла наш регион, область закрывали два раза, люди остались со своими проблемами сами по себе. Были расформированы Амантугайский, Аркалыкский, Жанадалинский, Октябрьский районы. Например, в бывшем Державинском районе (нынешний Жаркаинский район Акмолинской области) из 35 населенных пунктов осталось всего 23. Такая же участь постигла и некоторые населенные пункты в Есильском, Жангельдинском, Амангельдинском, Аркалыкском и других районах бывшей Тургайской области. С 1997 года, кроме первого президента РК Нурсултана Назарбаева, ни один премьер-министр Казахстана не посетил регион. За четверть века только два депутата парламента посетили самые отдаленные районы Костанайской области — это Ирина Аронова и Алия Сапарова. Остальных прежних и нынешних депутатов я не припоминаю», — рассказывает Амирхамзин.
«А у нас с каждым годом идет отток населения, сейчас на территории бывшей Тургайской области проживает около 150-170 тыс человек, и если государство не обратит должного внимания, то территория южных районов Костанайской области — Аркалык с ее прилегающими аулами, Жангельдинский и Амангельдинский районы — окончательно опустеет. Когда-то в Аркалыке проживало 86 тыс человек, сейчас — чуть больше 28 тыс человек, в Амангельдинском районе из 32 тыс человек осталось 16,5 тыс, в Жангельдинском районе — всего чуть более 12 тыс. А это очень тревожное обстоятельство с учетом изменившейся социально-политической ситуации в мире. Может, власти додумаются, что если оставить огромный регион вне внимания, то это приведет к нежелательным последствиям? Мы можем получить протестный регион, который будет критически относиться к преобразованиям в новом Казахстане», — считает он.
Читайте также: От Жезказгана до самых до окраин: Астанчанин предлагает создать в Казахстане еще три области
К слову, об охоте. Амандык Амирхамзин считает, что для туристов можно организовать сафари-туры: в регионе в последние годы резко выросла популяция сайгаков. Они вытаптывают посевы крестьян, но охотиться на них запрещено. По мнению общественного деятеля, можно было бы разрешить охоту в умеренном количестве, приглашать иностранцев и государству зарабатывать деньги.
«Сейчас количество сайгаков составляет около 2 млн особей. И местное население должно получить выгоду от соседства с резерватом «Алтын-Дала», где они проживают. При условии разрешения на умеренный отстрел сайгаков можно организовать производство и глубокую переработку мяса, шкуры, рогов животного. Это приведет к созданию высокодоходной отрасли, появятся тысячи рабочих мест, новые профессии, а также это даст мультипликативный эффект и в других отраслях — общепите, гостиничном, ремесленническом, по услуге гидов, проводников и многих других», — делится своими идеями общественный деятель.
«Теперь представьте проблемы населенных пунктов Жангельдинского района Костанайской области, разбросанных на расстоянии 120-150 километров от районного центра. Например, малая родина Ахмета Байтурсынова, Ахмет ауылы, расположена в 120 километрах от районного центра. Представьте себе, как тяжело добраться жителям отдаленных аулов, например, чтобы получить медицинскую помощь в областном центре или Астане. Человеку, живущему в Ахмет ауылы, нужно преодолеть почти 900 километров до областного центра или 1100 километров до столицы. Отсутствие дорог, интернета, связи, инфраструктуры, водоснабжения, медицинских услуг и газификации еще больше усугубляет проблемы местного населения», — говорит активист.
«Тургайский регион станет продовольственным поясом столицы. Сейчас наши мясо-молочные продукты особо котируются в Астане. К сожалению, есть противники постройки данной дороги, которые апеллируют тем, что «по этой дороге мигрируют сайгаки». Но ответственно заявляю, что здесь нет сайгаков, более того, на территории Костанайской области для сохранения биоразнообразия флоры и фауны региона, в первую очередь для сохранения и защиты сайгаков, создан резерват «Алтын-Дала». В Казахстане есть еще два резервата для защиты и сохранения сайгака: один — в ЗКО, а второй — в Актюбинской области», — продолжает Амирхамзин.
Общественный деятель считает, что на регион из-за его отдаленности от областного центра не обращают внимания и приводит пример с межобластными дорогами.
«Участок дороги между Аркалыком и Державинском является самым проблемным участком, за 30 лет независимости так и не реконструировали эту дорогу, а построить дорогу между двух областей — на границе Ыргызского района Актюбинской области и Жангельдинского района Костанайской области — не приходит в голову чиновникам из комитета автомобильных дорог МИИР РК. Дорога, которая соединяет Аркалык и Жезказган, — это не дорога, а лишь одно название. В регионе нет газа, хотя в находящихся рядом регионах, например, в Ыргызском районе Актюбинской области и Аулиекольком районе Костанайской области, он есть. Проблема обеспечения чистой водой также одна из главных в регионе», — говорит Амандык Амирхамзин.
При этом регион, по мнению исследователей, имеет огромный потенциал в плане полезных ископаемых. Несколько лет назад градообразующее предприятие Аркалыка — бокситовое рудоуправление приостановило добычу руды, но здесь перспективна добыча огнеупорной глины. В 5 километрах от города находится разведываемое Жана-Аркалыкское месторождение, его запасы оцениваются в 6 млн тонн. В этом же районе расположено 37 месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Плюс есть залежи нефритов, мрамора, запасы лечебно-столовых минеральных вод.
«Туризм, животноводство, растениеводство и полезные ископаемые — это то, на чем регион может экономически развиваться. Нужны только инвестиции и внимание властей. Может быть, нужно специальную экономическую зону открыть в Аркалыке? Это дало бы толчок для экономики. А пока мы видим, что идет массовый отток населения. Когда-то на территории бывшей Торгайской области население составляло около 330 тыс человек. Сейчас на этой территории проживает 170 тыс человек. Если Улытауская область с количеством 220 тыс человек имеет право создать область, почему не можем мы?» — заключил общественный деятель.
Ранее журналист Асхат Ниязов задавал вопрос акиму Костанайской области Архимеду Мухамбетову о возможном разделении региона.