Чтобы поднять экономику страны, нужно строить хорошие, крепкие дороги и открыть дополнительно к трем новым областям еще столько же, считает пенсионер Кабылда Исаев, возглавлявший в 2000-е филиал партии «Акжол» в Акмолинской области, а позже состоявший в ОСДП «Азат». Свое письмо он в апреле направил в Акорду, а затем опубликовал на личной странице в Facebook. Но ответа на свое послание пока не получил. Что натолкнуло написать такое письмо и как он обосновывает свои предложения, Кабылда Сеитович рассказал собственному корреспонденту ИА «NewTimes.kz» Камиле Мукашевой.
Кабылда Исаев родился и всю свою сознательную жизнь прожил в Кокшетау, лишь два года назад перебрался в столицу. Земляки его знают как честного, принципиального человека с четкой жизненной позицией и критическим отношением к действительности.
Трудовую деятельность начинал на приборостроительном заводе токарем, бетонщиком, инженером. Более 15 лет трудился в банковской системе. Немало лет отдал работе в областном профсоюзном комитете. Окончил высшую школу профсоюзного движения в Челябинске по специальности «экономист труда».
По словам ветерана, это была очень редкая специальность, да и сейчас таких профессий нет. Будучи инструктором в социально-экономическом отделе, изучал социальный уровень людей, потребительскую корзину, делал расчеты, занимался проверкой очередности жилья из госфонда, условий труда на заводах и отдыха в детских оздоровительных лагерях, что были в системе профсоюзов.
Фото: varandej.livejournal.com
В начале 2000-х Кабылда Сеитович был председателем Боровского территориального округа в Кокшетау. Город тогда был разбит на несколько округов, чтобы оперативнее реагировать на нужды горожан, решать многочисленные коммунальные и жилищно-бытовые проблемы, накопившиеся за период 90-х. И это была реально эффективная мера по обслуживанию города, а председателей округов в народе называли не иначе, как акимами.
После около десяти лет Кабылда Сеитович работал в оппозиционных партиях, занимая активную гражданскую позицию, порой рискуя многим, но веря в то, что когда-нибудь их голоса будут услышаны. На пенсию вышел с должности директора центра занятости Кокшетау.
Сегодня, когда внесены поправки в Конституцию, у него, как и у многих тысяч казахстанцев, появилась надежда. И он одним из первых сходил на избирательный участок, чтобы проголосовать за реформы.
«Да, меня многое еще не устраивает, но в глобальном масштабе хотя бы даже то, что раздел о первом президенте убрали, – уже победа. И отход от суперпрезидентской формы правления, о котором мы говорили еще в 2000-е, – большой шаг к демократии. Конституция – не застывший документ, ее надо шлифовать, она должна отражать чаяния простых людей», – говорит К. Исаев.
Комментируя свое обращение на имя президента, опубликованное в социальных сетях, он отмечает, что аналогичное письмо уже писал в 2009 году, Акорда тогда прислала ответ, что все его предложения будут изучены и рассмотрены. В недавнем обращении он вновь изложил свою точку зрения по многим проблемным вопросам, и не только политическим, но и хозяйственным.
Иллюстративное фото: Kazpravda.kz
По его мнению, создание трех областей (Абайской, Улытауской и Жетысуской – прим.) – это первые шаги к росту экономики и совершенствованию управления ею. В этих областях сейчас необходимо провести оптимальную передачу районов в ведение областных акиматов, удобную для населения, с учетом местных условий и их особенностей, а не просто по старым границам, считает экономист труда.
Для логического завершения начатой работы он предлагает запланировать (в течение 3-5 лет) и создать экономическую базу для восстановления Тургайской области, открытия Балхашской и Шалкарской областей.
«Значимость восстановления Тургайской области, думаю, понятна многим. Открытие Балхашской области необходимо в первую очередь для сохранения столь важного во всех отношениях и экологически хрупкого и уникального озера Балхаш. Здесь нужен научно обоснованный, действенный контроль. Для открытия данной области экономическая возможность есть. Нужно только не позволить ее разворовать», – пишет К. Исаев.
Открытие Шалкарской области (Шалкар – райцентр с 50-тысячным населением в Актюбинской области – прим.), уверен ветеран, создаст возможность поднять низкий социальный уровень местного населения, перспективу для развития и возрождения надежды в будущее молодежи данного региона.
«Шалкарская область должна стать связующим звеном западных областей с центральной частью страны. За все годы степнякам этих краев не уделялось должного внимания государством.
Восстановление и развитие Жезказганской области. Его значение несоизмеримо высоко. Мы перед ней в долгу: с нашего молчаливого согласия и дозволения ее обворовывают уже более 50 лет…» – продолжает К. Исаев.
Ветеран добавляет: добывая столь дорогостоящую медь на протяжении многих десятилетий, Жезказган превратился в жалкий, ветхий и тупиковый город без воды, дорог и необходимой инфраструктуры для полноценного жизнеобеспечения населения.
«В городе с 90-тысячным населением сотни этажных домов официально признаны местными органами власти аварийными, а сколько непризнанных? Объема добываемой меди за все годы, навскидку, с лихвой хватило бы на замену черно-металлических ржавых труб на медные во всем Казахстане...
При разумном распоряжении добытыми ископаемыми, исключая воровство, Жезказган должен быть самым красивым и продвинутым городом если не в Азии, то в Казахстане точно. Находясь в географическом центре страны, этот город должен стать индустриальным центром, ведь не случайно наши предки избрали Улытау местом объединения трех жузов и первой столицей казахского народа», – подчеркивает автор письма.
По его мнению, идя вперед, нужно оглядываться назад, то есть видеть сделанные ранее ошибки, чтобы не повторить их в будущем.
«В конце 90-х годов прошлого столетия правительством было упразднено пять областей. Столь неаргументированные действия резко снизили уровень жизни местного населения и экономику страны. Так, например, территория Карагандинской области составила 428 тыс. кв. км. Отдаленность некоторых населенных пунктов от областного центра достигала 700-800 км. Как при таких расстояниях по нашему бездорожью, при скудном семейном бюджете простой человек мог добраться в тот или иной департамент областного уровня, получить справку, консультацию, лечение, учить детей или решить другие житейские проблемы, которых у наших сограждан, к сожалению, очень и очень много?
А если посмотреть с другого ракурса, как аким области или руководитель областной структуры может управлять своим ведомством, раскинутым на 428 тыс кв. км, воочию не видя его и не «ощущая на своих пяти пальцах», – рассуждает К. Исаев, добавляя, что подобную аналогию можно сделать и по другим областям.
Для развития индустриального центра нужна большая вода. Для этого он считает целесообразным провести модернизацию и продлить водный канал Иртыш – Караганда до Жезказгана, а также построить канал или водопровод Балхаш – Жезказган.
Для равномерного развития экономики любого государства, уверен автор письма, необходимо рациональное и научно обоснованное размещение производительных сил.
«К сожалению, в нашей стране наука не в приоритете. Казахстан – единственная страна в СНГ, упразднившая академию наук. Государство, не дорожащее светлыми умами, обречено на жалкое существование и ведение феодального хозяйства. Для равномерного развития экономики всей страны необходимо наличие качественных путей сообщения как для транспортировки сырья, так и для доставки конечной продукции потребителю. Из-за отсутствия автодорог, отвечающих современным требованиям, цена товара порой в несколько раз превышает его первоначальную стоимость, за что, естественно, расплачивается потребитель.
При существующей в настоящий момент сети автомобильных дорог, если их так можно назвать, железнодорожных путей и полном отсутствии транспортной авиации у нас не может подняться на более современный уровень ни индустриальная промышленность, ни большой, ни малый бизнес», – делает вывод К. Сеитов.
Для исправления сложившейся ситуации он предлагает построить соответствующие мировым стандартам как минимум 10 тыс км автомобильных дорог с шестиполосным движением. И даже расписывает, какие именно автотрассы нужны:
Сайкын – Шалкар – Жезказган – Балхаш – Достык; Бейнеу – Шалкар – Торгай – Аркалык – Костанай; Жезказган – Кызылорда; Жезказган – Улытау – Аркалык – Костанай; Жезказган – Жанатас; Жанатас – Туркестан; Жанатас – Шымкент; Жанатас – Тараз; Кокшетау – Заозерный – Степногорск – Павлодар; Кокшетау – Костанай; Караганда – Семей; Жезказган – Шубарколь – Коргалжын – Астана; Костанай – Хромтау – Актобе.
«Это жизненно важные дороги, открывающие перспективу для оживления экономики и будущего развития малых городов и поселков, состояние которых находится в упадке с запада до востока страны. К этим трассам примкнут дороги как с юга, так и с севера, предоставив возможность нашим согражданам попасть в любую точку страны за сравнительно короткое время. Далее появится возможность параллельной прокладки к этим трассам железнодорожных путей с полной электрификацией. Пора оставить в прошлом отапливать пассажирские вагоны каменным углем», – продолжает Кабылда Сеитович.
Строительство и эксплуатацию, пишет автор, должны производить специалисты, для чего в Жезказгане необходимо открыть технический вуз или филиал Алматинского дорожно-строительного института, а также колледжи в городах, прилегающих к этим дорогам. Содержание и учеба успевающих студентов полностью должны оплачиваться государством.
Подобные дороги с четырьмя полосами движения должны одновременно строиться во всех областях, из средств местного бюджета, не менее 100 км ежегодно, убежден ветеран.
«Объем работы очень большой. Для выполнения предлагаемого мною проекта необходима большая концентрация технических мощностей и научно-организационная работа.
В начале прошлого столетия, в годы великой депрессии, США стали повсеместно строить дороги. Американцы стали тем, кто они есть, благодаря этим дорогам. Мы, наверное, тоже в преддверии подобной депрессии. Очень хотел бы ошибаться.
Неспроста вот уже на протяжении последних 5 лет Китай интенсивно строит дороги высшего качества по высокой технологии. Не стоит ли нам брать пример и у них, учиться столь важному для нас делу?
Стоимость вышеперечисленных дорог с шестиполосным движением составит около 10 миллиардов долларов. Назрел резонный вопрос: «Где взять деньги?» Источники есть», – говорит К. Исаев.
По его мнению, в первую очередь необходимо прекратить бессмысленные траты, которых у нашей страны много. Прекратить проведение пафосных международных форумов и симпозиумов, содержание за кордоном велокоманды Astana, упразднить в районных центрах городские и сельские акиматы, которые дублируют друг друга.
«Необходима национализация стратегических объектов и возврат крупных добывающих компаний в ведение государства. Убрать вымышленные финансовые госструктуры. За расход и сохранность бюджетных денег должен отвечать министр финансов лично, а не все и конкретно никто», – подчеркивает К. Исаев.
Исполнение вышеназванных работ, по его мнению, обеспечит десятки тысяч людей работой, в стране станет больше технически грамотной молодежи, снизится число необходимых социальных выплат. Дороги в Казахстане должны стать национальной гордостью, убежден экономист, ветеран труда Кабылда Исаев.