Уникальные куклы мастерицы из Кокшетау путешествуют по миру

Тот, кто однажды увидел работы Анастасии Елисеевой, точно не останется равнодушным. Эти мини-произведения искусства восхищают своей реалистичностью. Сегодня ее работы «живут» в частных коллекциях, украшают выставки в Казахстане и других странах – Франции, Германии, США, Австралии, Латвии, России, Беларуси. Кстати, сейчас она готовится к одной из важных – весной в центральном государственном музее РК свои шедевры представят и отечественные, и зарубежные кукольники и теддисты. О том, как маленькое увлечение стало большим делом, мастер поделилась с собственным корреспондентом ИА «NewTimes.kz» Аэлитой Таевой.

После школы Анастасия отучилась в колледже на визажиста-стилиста, потом в вузе по специальности «Дизайн интерьера», а когда всерьез увлеклась будуарными и интерьерными куклами, поступила на художественно-графический факультет. Стала членом творческого союза «AsiaDoll».

За 12 лет она создала более 130 авторских работ в своей мастерской на мансардном этаже. Для художника это святая святых, вход сюда посторонним воспрещен за редким исключением.

«Это мой микромир — тут придумываю, воплощаю идеи. К счастью, для меня это и хобби, и ремесло, и профессия – в целом любимое дело, без которого себя представить уже не могу. Дети, супруг, родители поддерживают во всем. Когда сидела в декрете в интернете увидела кукол и сразу поняла — это мое. Мне всегда хотелось чего-то неординарного, более сложного, многогранного, объемного. А в искусстве создания кукол невероятный полет фантазии, огромное пространство для вдохновения. Нужно уметь лепить, рисовать, видеть цвет, знать основы композиции, а, главное, найти гармонию в образе. С каждой куклой учишься чему-то новому. Например, когда я стала работать над куклами в этническом стиле, стала всерьез изучать историю казахского национального костюма и орнамента, чтобы не ошибиться в деталях. Скопировать и смастерить – не для меня, важно понимать, что ты делаешь и для чего. Это колоссальное удовольствие для такого визуала, как я», — рассказывает Анастасия.

Недавно две фигурки Юрия Гагарина купил московский музей космонавтики – о талантливом художнике из Казахстана его представители узнали из ее аккаунта в социальной сети.

Куклы-домбристки Маржан и Аружан – сестры по задумке мастера – сразу завоевали сердца ценителей прекрасного. Аружан заприметили покупатели из Америки и сразу приобрели красавицу, а Маржан путешествует по России как выставочный экспонат.
По признанию Анастасии, над этими прекрасными девушками из глины она работала особенно скрупулезно, детально продумывая облик, костюм, для которого тщательно подбиралась ткань.

Впрочем, мастер все делает так, чтобы «зритель поверил».

«Работаю преимущественно с японской глиной La Doll. Последние два года использую литьевой пластик. Правда, процесс трудоемкий, но мне нравится результат: отливаю его в формы, получается своего рода заготовка. Потом меняю так, как нужно – могу срезать или долепить. Куклы разные по размерам, самая большая – около 70 см, маленькая — 15. Большую часть времени занимает подбор материалов для костюма. «Охочусь» за тканью, стараюсь использовать натуральную – хлопок, шелк. Кстати, частенько смотрю вещи в секонд-хэнде, особенно кожаные. Тонкую, перчаточную сложно отыскать. Другая совершенно не подходит для создания кукол. Еще нужно придумать узор нужного масштаба, иногда наношу рисунок, расшиваю платье», — объясняет Анастасия.

Читайте также: Из госслужащей – в кукольного мастера: Как жительница Кокшетау нашла свое призвание

Каждая кукла неповторима и уникальна. Взяв в руки, хочется рассматривать и рассматривать: лицо, волосы, сапожки, сумочки, шляпки, сережки… По словам мастера, все начинается с идеи, которая непременно фиксируется в рабочей папке в виде эскиза-схемы. Техническая основа и подготовка важны — только так результат будет наилучшим.

«Я должна точно знать, какого размера будет часть тела. Если кукла будет подвижной, использую текстиль – обычно эти детали сваляны из шерсти или синтепона, «сажаются» на каркас из специальной проволоки. Если статичная, то в ход идет полимерная глина. Еще один ответственный этап — роспись лица, особенно, если кукла портретная. Для того чтобы лицо получилось живым, естественным, нужно очень постараться», — уточняет мастер.

Конечно, качественные материалы в создании куклы играют далеко не последнюю роль. Глина, пластик, и профессиональные краски, кисти и другие инструменты стоят весьма недешево. К тому же отыскать их весьма непросто – почти все необходимое Анастасия «выписывает» онлайн из других городов. Здесь тоже есть свои тонкости. Например, акриловые краски — пигменты на водной основе — нежелательно заказывать зимой – есть риск промерзания по пути. Коллеги поймут. Кстати, для кокшетауских мастеров, занимающихся искусством создания куклы, Анастасия – наставник. Практически все они прошли обучение на ее мастер-классах и курсах.

«Это занятия для взрослых, которые желают выразить себя, но не знают как именно или вдруг появилось время для хобби. Жажда творчества живет в каждом из нас, просто в повседневной жизни мало времени об этом задуматься. Я так радуюсь, когда во время занятий вижу, как у них горят глаза», — делится она.

Сейчас мастер работает над новой девушкой – Алтынай.

«До этого мои куклы носили серебряные украшения, у Алтынай будут золотые. Цвет волос тоже будет необычным. Каким, пока думаю, но точно знаю, что выйдет что-то необычное. Иногда бывает так: придумаешь Снегурочку, а получается Мальвина», — улыбается Анастасия.

Фото автора и из архива Анастасии Елисеевой