Угрозой национальной безопасности называет иностранных консультантов коллегия аудиторов РК. В Казахстане по сей день наблюдается зависимость от мнения различных иностранных экспертов и компаний. Такую позицию выразил заместитель председателя коллегии Данияр Нурсеитов. С доводами аудиторов ознакомилась собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко.
Зачастую мнения иностранных экспертов безоговорочно принимаются казахстанскими госорганами без учета реалий и экономической ситуации в стране, глубокого анализа и мнения общества в отношении тех или иных преобразований и инфраструктурных реформ, считает Данияр Нурсеитов.
По его словам, сегодня Казахстан использует консультации не только Всемирного банка, МВФ, но и организации экономического сотрудничества и развития (ОЭС), ряда других организаций. Зависимость от такого внешнего мнения создает огромные проблемы для нашей страны. По сути, в результате деятельности таких консультантов и безоговорочного следования их рекомендациям в Казахстане создаются условия для деградации госслужбы в целом.
Зачастую госорганы, объясняя введение тех или иных поправок, ссылаются на мировой опыт. При этом реальность, в которой живет наша страна, состояние ее экономики не учитываются.
«Закон о госзакупе оказался для нашей страны тяжелым и серьезным, — отметил Нурсеитов. — И, чтобы они помогли составить такой документ, были приглашены международные эксперты. Подобное произошло и с законом о противодействии коррупции. На разных уровнях — от госсекретаря до руководителей агентства — были сделаны ссылки на мнения международных экспертов, которые участвовали в разработке данного законопроекта. Из последних примеров можно вспомнить бюджетный кодекс, который был также написан по рекомендации таких организаций, как МВФ и Всемирный банк. Министр экономики с гордостью заявлял, что этот документ получил у МВФ оценку «продвинутый уровень». То есть речь идет не об эффективности применения бюджетного кодекса, а об оценке, которую нам дадут какие-то иностранные консультанты. При этом в 2017 году правительство выделило организации экономического сотрудничества и развития 350 тыс евро на проведение обзора бюджетной системы РК».
По сути, бюджетный кодекс писался с учетом мнения ОЭС и Всемирного банка. Мнение иностранных экспертов учитывались и при разработке системы здравоохранения. Другой рекомендацией Всемирного банка, которую также пытаются внедрить в РК, является налог на роскошь, богатство. Ряд таких стран, как США, Дания, Австрия, Германия, которые ранее имели такой налог, отказались от него, так как после введения такой меры дорогостоящие активы мигрировали в другие государства. Учитывая то, что в Казахстане политика направлена на возврат активов, введение такого налога будет, наоборот, противоречить политике РК.
Эксперты организации экономического сотрудничества и развития рекомендуют повысить в нашей стране НДС. Как довод, наш Миннацэкономики приводит примеры стран, где такие ставки НДС высоки. А почему бы не привести в пример Сингапур, на который мы часто ссылаемся, где НДС составляет 8 процентов, или Южную Корею, где ставка НДС — 10 процентов, Швейцарию — 8 процентов, Канаду и Эмираты — 5 процентов. Катар и Гонконг вообще не имеют НДС.
«Вместо того чтобы провести какие-то расчеты, оценить реальное положение экономики нашей страны, готовность к внедрению такой высокой ставки, мы просто берем и внедряем ставки, которые действуют за рубежом, — сетуют аудиторы. — Большая четверка дает рекомендации казахстанским компаниям пищевого сектора по выходу на рынок Китая. Pricewaterhouse консультирует по вопросам машиностроения наши госорганы, другая иностранная компания дает рекомендации по управлению банками. Помимо самих рекомендаций, есть случаи, когда нормативные акты полностью разрабатываются иностранными консультантами. Пример — концепция инвестиционной политики РК до 2025 года, которую утвердило наше правительство».
Тем временем зависимость от иностранных консультантов прослеживается не только в госорганах, но и в парламенте. Спикер сената Маулен Ашимбаев открыто говорил о том, что слуги народа одобряют рекомендации зарубежных консультантов, организаций и экспертов и учитывают их в значительной степени в принимаемых законах. При этом мнение общества и интересы нашей страны на решение депутатов влияют в меньшей степени.
По словам аудиторов, не может не тревожить допуск иностранных консультантов к нашим стратегическим объектам. И вопрос здесь касается не только аудита. В этом году крупная иностранная компания по приглашению министра энергетики Алмасадама Саткалиева посетила все энергостанции нашей страны для проведения аудита.
Его результат преподносится как некий успех, а на самом деле ситуация демонстрирует пренебрежение к национальной безопасности страны. Если какой-то рядовой гражданин передаст информацию о работе стратегических объектов спецслужбам других стран, то понятно, какие будут последствия. Но, видимо, на министров это не распространяется.
Не так давно министерство нацэкономики подписало соглашение с ОЭС по обзору систем госуправления. Соответственно, наша страна будет выделять деньги этой международной организации на его проведение. Уточним, что проведение обзора госуправления является функцией министерства экономики, и, мало того что оно не выполняет ее, так и заказывает эту услугу у иностранцев.
Эксперты также отметили, что деятельность министерства финансов создает комфортные условия для иностранных консультантов.
Национальный банк РК выбрал в качестве денежной политики методику инфляционного таргетирования, приверженность которой тоже высоко ценит МВФ. И неважно, что применение этой методики нашему государству не соответствует. Дело в том, что для инфляционного таргетирования важно, чтобы не было монополизации на рынке в бизнесе, а также зависимости от валют и других стран. Но в Казахстане экономика монополизирована, и мы остаемся в сильной зависимости от валют других стран.
Принятие международных стандартов финансовой отчетности также было сделано по рекомендации Всемирного банка.
«В итоге вместо инвестиционной привлекательности мы получили приписки и искажения в консолидированной финотчетности нашей страны, — констатируют аудиторы. — Пример тому — манипуляции с финансовой отчетностью группы АО «Самрук Казына». 30 процентов компаний, входящих в состав АО, теоретически имеют высокий риск манипуляций с финотчетностью».
«Итогом работы с иностранными консультантами стало создание коррупционного органа, благодаря которому министерство получило возможность на законных основаниях утверждать прайс-лист услуг профсовета, — считает председатель правления коллегии аудиторов Владимир Мурашов. — В результате плата за услуги идет не в профессиональные организации или государству, а в карман участников профсовета. Уже сейчас в результате снижения конкуренции на аудиторском рынке Центральный банк и правительство РФ рассматривают вопрос о допуске российских аудиторов, в том числе на рынок Казахстана».
Аналогичная ситуация наблюдается в сфере бухгалтерского учета, также находящейся под контролем министерства финансов РК. У аудиторов вызывает сомнение эффективность рекомендаций Всемирного банка.
«В 2006 году независимая исследовательская организации Independent Evaluation Group пришла к выводу, что работа Всемирного банка неэффективна, поскольку он ориентируется на показатели экономического роста, которые зачастую, наоборот, приводят к ухудшению ситуации занятостью в экономике, — говорит Нурсеитов. — Международный консорциум расследователей-журналистов проводил исследования и установил, что с 2003 по 2013 годы в результате работы по реализации проектов Всемирного банка более 3 млн человек были вынуждены переехать или сменить основное место работы. Это повод задуматься нашему правительству, администрации президента о необходимости иностранных консультантов».
Вместе с тем аудиторы напомнили о череде мировых кризисов, которые возникли или были делом рук Всемирного банка: Аргентина (2001 год), Колумбия (2008 год), Мексика, Словакия, Россия, Турция, Чили, Таиланд и т. д. Все эти страны стали жертвами таких консультаций. Всемирный банк своими действиями тормозит экономическое развитие государств. Пример тому Индия, правительству которой он выделил 1,5 млрд долларов на поддержку перехода к низкоуглеродной энергетике. Тем самым Всемирный банк вынудил правительство этой страны отказаться от строительства угольных электростанций мощностью 14 ГВТ, чем ограничил экономический рост Индии.
Зачастую действия наших госорганов принимают абсурдный характер. Например, в прошлом году бывший министр труда Тамара Дуйсенова обратилась за рекомендацией во Всемирный банк. Поводом для беспокойства министра стал выход на рынок граждан, рожденных после 2000 года. Министра волновало то, что у нового поколения высокие требования, но уровень навыков по сравнению со старшим поколением очень низкий. И поэтому она… обратилась ко Всемирному банку с вопросом, что ей делать в этой ситуации. Напомним, именно Всемирный банк предложил Казахстану в середине 2000 годов перестроить систему образования страны по принципу коммерциализации знаний. Реформы в образовании, присоединение к Болонскому процессу, также были осуществлены по рекомендации международных экспертов. Сегодня очевидно, к чему приводит слепое следование подобным рекомендациям.
Иностранные эксперты сегодня уже дают не рекомендации, а директивы правительству. Например, посол США назвал условие для привлечения иностранных инвестиций в РК, которые в результате стали рекомендациями для нашего правительства.
«Президент нашей страны также задавался вопросом о пользе таких иностранных консультантов. Но, как мы видим, его слова оказались не услышанными, а чиновники по-прежнему продолжают руководствоваться директивами и консультациями иностранных специалистов», — заключил Нурсеитов.