Во время паводков в Уральске семья из 26 человек потеряла три дома

В Уральске жители дачных поселков «Комарово» и «Стеновик» провели на днях сход, в ходе которого потребовали от акимата оказать им в кратчайшие сроки помощь по приобретению нового жилья взамен затонувших домов. Многие из дачников перебрались из дальних сел и с трудом смогли накопить на дома, как природная напасть лишила их единственного жилья. Среди них семья из 26 человек, которая сейчас живет в трех арендованных квартирах. Подробности — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Айши Куанышбек.

Фото автора

26 человек в семье и три дома на одном дачном участке

Сход жителей дачных поселков проходил на карьерах возле известкового завода у входа на дачи, так как пройти к своим домам дачники не могут — только проехать на лодках в сопровождении сотрудников ДЧС. Сейчас дачи охраняются сотрудниками полиции от мародеров, поскольку дачников эвакуировали в кратчайшие сроки и спасти хотя бы бытовую технику они не смогли.

Айгуль Томпакова — мать семерых детей, трое из которых уже взрослые и имеют свои семьи. Чтобы быть ближе к Уральску, семья купила земельный участок на Комаровских дачах и на одном участке построила три дома для каждого из сыновей. Всего в семье 26 человек: Айгуль, ее супруг-инвалид, семеро детей, снохи и зятья, а также 10 внуков.

«Весь наш дом и имущество сейчас под водой, никакого единовременного пособия мы не увидели, у нас на всю семью 10 маленьких детей, вчера двоим внукам-близнецам исполнилось 40 дней. Сейчас мы бродим без дома, двое сыновей сняли квартиры. До этого мы жили все вместе в съемном жилье, но хозяева нас попросили: мы там не помещались, и, потом, никто не хочет с маленькими детьми на квартиру пускать, чтобы они ничего не сломали, не испортили. Нам говорят: вам ничего не положено. Куда пойдут мои дети? Говорят, у кого есть «Алтын алка», тем будет помощь, но что-то не видно», — плача рассказывает женщина.

По словам Айгуль, семья и раньше особо не рассчитывала на государство и льготы, связанные с тем, что они многодетные: сами взяли заем в банке, сами купили землю и строились тоже за свой счет.

«Если бы у нас были деньги, мы не стали бы в таком опасном месте строиться. Получить гуманитарную помощь тоже не так просто: везде просят предварительную запись, регистрацию. Мы просим у властей дома для троих наших детей, чтобы они не остались бездомными. Просим за молодежь, потому что ей нужно детей поднимать, в школу возить, обучать. А мы как-нибудь выживем. Также мы просим помощи в том, чтобы дали отсрочку по кредитам или вообще простили их», — говорит Айгуль Томпакова.

В эвакопункте с мужем-инвалидом

Гульнара Калипанова переехала в Уральск в 2017 году из села Тайпак. Женщина снимала квартиру, а после приобрела дом в дачном поселке Комарово в кредит. Дом был на печном отоплении, провести газовое у семьи не хватало средств. Гульнара  до сих пор  выплачивает долг за жилье, хотя дома уже фактически нет — он по макушку стоит под водой, и даже после паводка проживать в нем не сможет, так как вода стоит долго и несет за собой сырость.

«Мы с мужем живем в эвакопункте — в одном из общежитий пединститута. Я сейчас не работаю, так как муж имеет инвалидность — после инсульта он потерял память, я ухаживаю за ним. Кредит помогает оплачивать сын, иногда плачу из пенсии мужа. Мы не нуждаемся только в еде, ничего остальногоу нас нет, элементарно надеть нечего — все осталось в доме. Сейчас еще ладно, но настанут холода, у нас нет теплых вещей», — со слезами на глазах говорит Гульнара Калипанова.

По словам женщины, она согласилась приобрести дом в дачном поселке, потому что даже при условии постоянной работы и одобренных банковских займов денег на дом в черте города ей бы не хватило.

«От властей просим только дом, а на обстановку в доме мы накопим сами. Здесь все так: кто-то живет в эвакопункте, кто-то с детьми или больными родственниками вынужден арендовать жилье. Жилье сразу подорожало, как только начался потоп, теперь аренда от 150 тыс тенге начинается, прежних цен уже нет. Мне и мужу, кроме как в эвакопункт, пойти некуда: брат с шестерыми детьми тоже жил на дачах, их затопило, племянницу тоже. Всего нас шесть семей родственников, и все мы затоплены. Мы просим, чтобы власти поставили помпы и откачали всю воду, чтобы комиссия поскорее приехала и провела оценку имущества. Нельзя затягивать оценку и выдачу нового жилья, лето пролетит быстро, начнется осень. Куда мы пойдем?» — говорит Гульнара Калипанова.

Помощь пришла слишком поздно

Александр Романов, председатель дачного поселка Комарово, купил дачу в 2014 году, в течение двух лет мужчина строил капитальный дом и старался облагородить его для семьи — подвел газовое отопление, электричество  водопровод. Сейчас семья из шестерых человек вынуждена снимать жилье в городе, так как родственников у них нет.  С самого начала паводка мужчина вместе с соседями по даче пытался укреплять дамбу, чтобы защитить дома, однако только лишь вручную сделать это было практически невозможно.

«В течение 22 дней и ночей мы бились как могли, старались спасти наше общество. Сначала нам помогал акимат Зачаганска, потом мы сделали геодезию, узнали, что это нереально — укрепить ее вручную мешками, и обратились в ДЧС. Но нам помогли только в последнюю неделю, так как в основном силы были брошены на город. Всего мы перетащили на дамбу 3 тыс мешков с песком. Но этого оказалось недостаточно, и мы остались без домов», — расстроен мужчина.

Всего, по словам председателя дачного поселка Комарово, на двух соседствующих дачах постоянно проживает более 200 семей, остальные приезжают только в летнее время. Проживающие в летнее время дачники — в основном жители микрорайона Кирпичный завод, пенсионеры, которые занимаются садоводством и огородом как дополнительным видом заработка. Сейчас их дополнительный заработок также оказался под угрозой, так как из-за сырости плодовые деревья перегнивают. Всего по области подтоплено 14 839 дачных домов.

Акимат Уральска в ответ на многочисленные обращения дачников сообщил, что материальная помощь будет оказываться только после работы комиссии по оценке ущерба, которая определит, кому полагается новое жилье, а кому помощь в ремонте.

Ранее жители садовых обществ «Речник», «Зенит», «Орбита» и «Вишенка» просили чиновников ускорить процедуру выплат компенсаций.

Фото автора и жителей дачных поселков