Зимой прошлого года, не дожив до своего 60-летия, незаметно для нашей культурной общественности ушла из жизни Махаббат Кайдарова, о чем автор ИА «NewTimes.kz» Ася Нуриева узнала совсем недавно. Она была музыкантом, окончив школу им. К. Байсеитовой по классу скрипка, фортепиано, музыковедению и музыковедческое отделение консерватории, а после развала Советского Союза реализовала себя как бизнесвумен, параллельно ведя меценатскую деятельность.
Именно она обогрела в лихие 90-е годы под своим широким крылом целую коммуну, состоявшую из художников, музыкантов и кинематографистов, в числе которых были художник Сакен Гумаров, группа «Зеленый Треугольник» в составе 15 человек, рок-группа «Триумвират», джаз-бенд «Джаз-Стандарт», хоровые и театральные коллективы, один из них под руководством концертмейстера Ольги Выходцевой, и многих других. Авантюрный характер, харизматичная натура и огромное горячее сердце жили в теле этой женщины с говорящим именем, характеризовавшим ее главное качество, — любовь.
Поэт и переводчик Игорь Полуяхтов любил сравнивать ее с махами Гойи, художник Ербол Манапов говорил о ее сильном мужском характере и проницательности, умело распределявшей должности и поручения.
Где-то год назад до нас докатилась страшная информация такого содержания: «Известный казахстанский астролог Махаббат Кайдарова стала бомжом».
«Корреспонденты, узнавшие о бедственном положении известного астролога, посетили центр социальной адаптации «Пана» и поговорили с сотрудниками учреждения. В мае полицейские Турксибского района Алматы обнаружили Махаббат Кайдарову на улице в пьяном состоянии и привезли в центр социальной адаптации. С тех пор женщина живет здесь. Махаббат на данный момент находится в больнице. У нее сахарный диабет. У Махаббат есть 39-летняя дочь Меруерт. Когда мы поговорили с ней по телефону, она заявила, что не хочет видеться с матерью», — сообщила тогда соцработник.
Вот такая печальная история произошла с неутомимой оптимисткой по жизни Махаббат Кайдаровой.
Известный музыкант, битмейкер и диджей Дамир Алибакиев вспоминает:
«Когда я познакомился с Махой, мне было лет 20. Это было время моего творческого становления. Маха мне всегда говорила, что я гений, но потом я узнал, что она всем так говорит! — смеясь, добавил Дамир. — Она устраивала концерты групп «Триумвират», «Максус» и «Пульс» в ДК «Строитель». Это были конкретные три группы, которым она помогала, спонсировала, это я точно помню».
Махаббат в интервью Ержану Ашиму для Y-vision вспоминала, как организовывала концерты, находила для этого средства.
«20 декабря 1990 года я познакомилась с группой «Триумвират», 12 января я повезла ее на гастроли в Шымкент, а 25 апреля — на рок-фестиваль в Новосибирск. Я очень быстро действую, я же водолей по гороскоп. А в феврале организовала концерт «Триумвирата» в воинской части на 70-м разъезде. Помню, во время концерта солдаты и курсанты училища снимали ремни и махали ими в такт музыке. И, надо сказать, приличные деньги мы заработали. Я же коммерсант. Я сама стояла у двери и собирала плату за вход. Следующий их концерт я организовала в филармонии. Это было впервые в Казахстане, чтобы наша местная рок-группа выступала в таком зале. Это был нонсенс! Но мне, конечно, пришлось заплатить некопеечные деньги за аренду зала. Я могла это позволить, поскольку тогда занималась еще и коммерческими делами. Конечно, чтобы продвигать культуру, всегда нужны деньги. Мне понятно, почему рок-клуб «Рухани» рухнул: чтобы содержать весь этот рок, нужны финансовые вложения», — делилась неутомимая женщина.
«Триумвират» со «Словарем», по мнению Дамира Алибакиева, были одной из ее любимых групп. Махаббат содействовала их сольным концертам. Вокалисту и музыкантам из группы «Пульс» она тоже очень хорошо помогала, покупала им инструменты.
«Я еще вспомнил такой эпизод: Махаббат проспонсировала книгу, связанную с уйгурской историей. Маха очень заботливо относилась к своей матери и отчиму. Она всегда приезжала к старикам с пакетами всего, помогала и деньгами, и так. Хотя у нее с мамой были очень сложные взаимоотношения. И дядя Сакен, отчим, очень ее уважал, я видел это в его глазах. Но Маха им помогала как могла. Я помню, что Маха старалась и дочери дать хорошее обучение, чтобы Мира ни в чем не нуждалась, но и строгой была, требовала от нее, чтобы как минимум она хорошо училась. Я застал до отъезда в Москву только тот момент, когда она увлеклась астрологией и психологией. Но все-таки, на мой взгляд, профессиональным психологом она не была. Маха была больше психолог, чем даже астролог, и, может быть, свахой она была лучшей, чем то и другое!» — добавил диджей и музыкант.
Махаббат действительно пылала любовью к жизни, творческим людям и деньгам. У нее было большое сердце, она могла выслушать людей, дать совет, и чаще всего они помогали.
«На те деньги, которые я потратила на культуру, в то время можно было скупить столько недвижимости в Алматы! Но я музыковед, я профессиональный музыкант и поэтому понимаю, насколько обществу необходимо, чтобы взрывались такие культурные бомбы. Для развития общества очень нужно, чтобы поддерживалось не только популярное, понятное всем, но и концептуальное искусство. Может быть, на уровне закона государству следует наделять обязанностями бизнес-структуры, чтобы они отслеживали судьбы концептуальных коллективов, людей и всячески их поддерживали — спонсировали их творчество, покупали им квартиры. Чтобы люди искусства не были озабочены тем, как найти возможности для реализации, как найти кусок хлеба», — из интервью Махаббат Кайдаровой для Ержана Ашима.
Ее по-настоящему можно было назвать меценатом. Творческие люди у нее были в приоритете. Она помогала им очень серьезно. В 90-х музыкальные инструменты стоили очень больших денег. И она их заказывала прямо из Европы.
«Когда она музицировала, от нее шел очень мощный поток энергии, ее хотелось слушать», — вспоминает Дамир.
Свободный художник Абликим Акмуллаев рассказал, как женщина помогла с организацией выставки в 90-е годы прошлого века.
«Я предложил раздать всем 15 художникам «З.Т.» холсты метр на метр по три штуки и краски и всем вместе в одно и то же время в течение определенного периода изливать на холсты свое творчество. Получится 45 картин! Для осуществления этой идеи Маха выделила из своей фирмы деньги. Я из всех оказался наиболее дееспособным, чтобы все это организовать. Закуп материалов мы проводили через художественный комбинат «Онер». Я брал с собой студентов АХУ, кто разбирался в красках, — Мару и Сабира. Мы шли на склад и по списку выбирали для всех подрамники, холсты, кисти, краски.
Махаббат сняла нам мастерскую в трехкомнатной квартире на первом этаже в 4-м микрорайоне. В итоге туда приехал целый грузовик с красками и мольбертами. Все это мы разгрузили и всем раздали. И через время, где-то в мае, мы открыли эту нашумевшую выставку», — вспоминает Абликим Акмуллаев.
Художник добавил, что они ходили на концерты в ДК «Строитель», где какое-то время находился ее офис. Она устраивала там джазовые и рок-фестивали.
«В те года все ринулись, кто был ближе к кормушке, захватывать все что мог. А Махаббат искусство поддерживала. Она была вхожа в бизнес-круги, но целенаправленно поддерживала художников и музыкантов. Все мероприятия, которые устраивала Махаббат, были хлебосольными. После нашей выставки она решила повезти в Лондон наши картины, взяла нас с собой на встречу в Питер, где договорилась о встрече с людьми через какие-то свои каналы. В аэровокзале нас все «зеленые» провожали. Тогда была такая движуха: все куда-то ездили, что-то мутили и организовывали. И так мы оказались в номере гостиницы, где познакомились с Лео Фейгиным и Сергеем Курехиным. Мы поговорили, а потом спустились в ресторан, а там присоединился Сева Новогородцев — «город Лондон Би-Би-Си», такой импозантный и седой. И, представьте, вот такой вот, на подрамниках метр на метр, штабель картин мы сдавали в багаж. А в Питере Маха сказала снять картины с подрамников. И мы с Анандой на лужайке возле этой гостиницы «Астория» картины снимали с подрамников. А потом Маха укатила в Лондон. Она прекрасная, Махаббат! Она была и есть! И даже то, что с ней случилось, то, что она оказалась в приюте, она в своем репертуаре, она не унывала», — рассказал он.
Супруга Лео Фейгина, британского продюсера и радиоведущего Би-би-си, известного под псевдонимом Алексей Леонидов, вспоминала, как в 1992 году остановились в гостинице «Астория» и в ресторане Махаббат закатила банкет.
«Круче не бывает. Утром после приезда алматинской делегации у нас в номере была спонтанная сходка. Именно там и были сделаны все фотографии с картинами. В соседнем номере остановился знаменитый культовый британский бродкастер Джон Пил, один из вдохновителей Севы, ходячая легенда. На фото он где-то тоже у меня есть, там же с художниками и Махой и какими-то казахскими куклами. И вот эта картина, когда за длиннющим столом в «Астории» сидят художники-голодранцы, тихие, со светлыми лицами, разбитная Маха — то ли бандерша, то ли меценатка, сидит между Севой и Лео и заливает о своих грандиозных планах. А рядом легенда русского рока и авангарда Сергей Курехин, музыканты Гайворонский с Волковым, какой-то отставной козы британский барабанщик, похожий на мавра, музыкант Оля Выходцева, я, моя скромная мама и еще какие-то не сочетаемые друг с другом люди. Это вообще было яркое впечатление, какая-то невообразимая эклектика и фасмагория, необычный винегрет типажей. А стол ломится деликатесами, и Маха царит надо всем и гоняет официантов за коньяком. Она запомнилась мне как яркая женщина, как интересный персонаж, широкий и громкий во всех смыслах. Без таких людей жизнь бы не вертелась. Даже тот обед в «Астории» был пыль в глаза. Денег у нее не так много было, а она закатила пир горой, чтобы поразить, произвести впечатление», — отметила женщина.
Махаббат предлагала им заняться продажей цветных металлов из Казахстана, но после этой идеи их пути разошлись.
«Мы принесли калькулятор, и Маха стала считать тонны меди, никеля, цинка, помноженные на «фунты стерлядей», какую долю нам, какую ей, и все время выпадали какие-то «муллиены», от которых у нас у всех глаза лезли на лоб, а у Махи аж искры из глаз летели! Лео честно сходил в «Сити» к своему хорошему знакомому дилеру, рассказал ситуацию, что бизнес-леди из Казахстана ищет покупателей на цветные металлы по хорошей цене. И тот знакомый, произведя исследование, очень удивился и сказал, что такого не может быть в принципе, так как все казахские металлы давно распределены, имеют устойчивые каналы купли-продажи, весь рынок под контролем и ни один килограмм не может просочиться в обход главных распределений. Был ли это очередной блеф Махи или же действительно через коррупционные дыры утекали ручейки нелегального сбыта ресурсов, осталось неясным», — смеется Лора, вспоминая те события.
Художник, поэт, журналист Зитта Султанбаева знала неутомимую женщину с выставки 1993 года.
«Помню встречу, которую она назначила возле ресторана «Жулдыз» в панфиловском парке. Она смотрела на меня своими кругленькими, спрятанными в щелках век глазками, внимательно сканировала, предлагала какие-то должности в ее царстве. Потом я оказалась в ее офисе, где она рассказала мне фантастику и тут же успела выпулить, что страдает диабетом, а потом делилась своими грандиозными планами покорить весь мир. Ее любимыми словами были «бизнес», «бабки», «искусство», «любовь», «духовность», «эра Водолея» и «кайф». И она умудрялась сочетать эти, казалось, несочетаемые понятия, которые она легко (как лев Бонифаций перекидывает гири) переплавляла из одного в другое. На следующий день после нашего знакомства она прислала машину, из багажника которой ее водитель вытащил и принес мне коробку, наполненную провиантом: сгущенка, рыбные консервы, баночка икры, пряники и конфеты.
Это был один из ее щедрых жестов, которые на тот момент она совершала направо и налево, одаривая творческую братию. Я тогда сотрудничала с журналом «Арай» и договорилась с фотографом переснять работы выставки «Обратная сторона картин» для истории. Это было уместно, так как в дальнейшем, когда Маха решила покорить Лондон, вывезя туда работы, они там как-то пропали. Договорилась сфотать участников группы «Зеленый Треугольник», собрав их в день своего рождения в парке Горького. Маха была похожа на шарик — яркий и веселый смайлик, Винни-Пуха и редкую помесь от абсурдных персонажей фильмов Киры Муратовой до клоунских образов Федерико Феллини. Она была фантастической женщиной, и ее надо было тоже беречь. Время ее взлета пришлось именно на середину 90-х. Это было время авантюр и формирования частного бизнеса. На этом поезде по крутым рельсам «американских горок» успела проехаться и наша Маха, похожая на атаманшу, в окружении своей разномастной артистической свиты с ветерком, джазовыми и рок-напевами!» — так отзывается о Махаббат журналист.
Режиссер Гульжан Баймухаметова училась на два класса младше героини.
«Она приходила каждый вечер в ресторан, где развлекала публику и делала широкие заказы... Махаббат привыкла жить на широкую ногу — питаться в ресторанах и получать кайф от жизни, общения и своих фантастических планов. Вот и все. По ее энергетике она должна была еще жить и жить и даже из этой ситуации могла выйти в плюс. Недаром за ней известны лихие бизнес-проекты с Лондоном. Чего-то она туда возила и привозила сюда. Сколько она там находилась? Где была ее дочь? Мне кажется, что дочь не могла поверить, что ее мама действительно осталась бы на улице. Где была сестра?
Та Маха, которая имела столько знакомств, всю Алма-Ату! Улица не могла «кормить по часам человека с таким заболеванием», улица разрушила его бесконечным стрессом. Я переспала с мыслями о Махаббат и поняла, что это человек, рожденный с энергией повелителя. Вот она и собирала, по крайней мере, свой аул. А норма ее — страна, если не больше. И это не астропсихология говорит, а действия. Как повелителю не делать широкие жесты и шаги между странами, как не украшать страну художниками и певцами, как не покровительствовать и не брать под крыло, как не устраивать пиры! По факту же она создала из квартиры офис, а из родных — коллектив единомышленников. Но это слишком мало для повелителя и слишком много для родных. От несостоявшегося предназначения возникают аутоиммунные болезни — неистраченная энергия пожирает самого человека, он выплескивает ее наружу, порой не разбирая, направо или налево. Но окружающие «астропсихологи» не в силах в простой Махе распознать настоящую суть, удаляясь на безопасное расстояние, закрываясь от нее. В итоге она умирает от несоответствия дара и данности, от самоограничения внутреннего повелителя придворными музыковедом и астрономом», — высказалась Гульжан Баймухаметова.
Эстрадный певец и шоумен Рафаэль познакомился с Махаббат в 1996 году на концерте в филармонии.
«Она сидела с моей приятельницей, и я сел рядом за компанию. Маха, конечно, заметно выделялась среди всех — такая кругленькая, светящаяся, яркая хохотушка. Надо было слушать серьезную музыку, в итоге нам постоянно приходилось подавлять смех, чтобы не мешать другим зрителям. Позже я узнал, что такой она была всегда — любую ситуацию превращала в комичную. На тот момент она уже сворачивала свою меценатскую деятельность, поэтому о ней мне нечего сказать. А новое занятие — психология, астрология, брачное агентство — отклика во мне не нашли. На том и порешили: общаться будем, но общение общением, дело делом. Она ведь была диабетиком, поэтому всегда с собой были запасной шприц и ампула инсулина. Уколы надо было колоть по часам, и из этого Маха тоже умудрялась устроить шоу. Чаще всего она находилась в компании, одну ее я никогда не встречал. И вдруг так легко, между делом она достает шприц, наполняет его, задирает одежду и... некоторые даже бросались врассыпную! Шок уж точно испытывали! А сама она, как всегда, начинала хохотать своим фирменным громким хохотом», — поделился Рафаэль.
Всех тонкостей последних лет ее жизни певец не знает, но, похоже, она нашла какую-то компанию тех, кто, как и она, оказался без жилья, на улице. Алкоголь там был нормой.
«Возможно, они втянули и ее в это дело, а здоровье не позволяло Махе ни грамма спиртного. О состоянии ее здоровья мы теперь не узнаем, ведь пишут, что она бомжевала, а кто будет заниматься здоровьем таких людей? Хотя поначалу, когда она только очутилась в этом центре, здоровье ее даже улучшилось. Она никогда не была дисциплинирована в вопросах еды, а ей, как диабетику, это было необходимо. Но она, как пылесос, сдувала все, что нельзя, причем еда ее была, по сути, однообразной и, мягко говоря, не самой полезной (брала она ее в кулинарках). Если сегодня манты, завтра бешбармак. Сегодня бешбармак, завтра беляши. А в этом центре, как говорят, ешь что дают. И кормили их скромно — пресной гречкой, жидкими овощными супами. Но ведь это и есть более здоровая еда, поэтому и состояние Махи улучшилось. А потом все резко изменилось, и ушла она все же от осложнений, связанных именно с диабетом. Ушла очень тихо, мы все не сразу об этом узнали, а до кого-то информация дошла и вовсе через год», — рассказал шоумен.
По его словам, Махаббат подкосила кончина мужа. После этого все началось: разлад в делах, финансовые сложности, в итоге которых она и оказалась в приюте.
«Совсем не такого заката можно было ожидать от всегда оптимистичной, веселой Махи. Она как будто просто растворилась в вечности. Вокруг себя она всегда собирала много людей, и это были посиделки, вечеринки со слезами на глазах — слезами хохота. Скучно с ней никогда не было. Душа ее была широкая и добрая. Жаль, что в итоге она сделала что-то не так и жизнь пошла под откос... Маха, покоя твоей душе. Там, где ты сейчас, нет суеты», — заключил он.
Здесь собраны воспоминания далеко не всех друзей Махаббат и перечислен далеко не весь ее вклад в искусство Казахстана. Не раскрыта и причина ее печального конца. Пусть это останется Махиной тайной.
Фото из архива ZitAbl