Внезапная критика, не менее внезапное озарение, нестандартный спич и лучи оптимизма. Эти эмоции обозреватель ИА «NewTimes.kz» Анар Бекбасова наблюдала в сенате в четверг, 26 декабря.
В этот день сенаторы работали в усиленном режиме. В повестку пленарного заседания включили одиннадцать законопроектов, которые требовалось срочно принять в предновогодние дни.
Один из них — законопроект «О статусе педагога». Этот документ с момента первых обсуждений вызывал разные эмоции у педагогов — от восторга и ожидания достойной жизни до сомнений и полного разочарования.
Но, выступая перед сенаторами, министр образования и науки Асхат Аймагамбетов излучал оптимизм и веру в благополучный исход дела.
«Передаю огромную благодарность от учителей школ, колледжей в целом, от педагогов сферы образования президенту, Елбасы, депутатам и всем, кто участвовал в обсуждении и принятии данного закона. Прошу поддержать основной закон и сопутствующий закон «О статусе педагога», — сказал он, завершая свое выступление перед сенаторами.
НАКАЗАНИЕ
Какие именно поправки внесли в законопроект депутаты сената в ходе заседаний рабочей группы и как теперь выглядит его окончательная редакция, узнать было невозможно. Журналистам предоставили лишь справочную информацию.
Еще на стадии обсуждения эксперты в сфере образования и педагоги критиковали законопроект за то, что в нем предусмотрели санкции, которые и так уже есть в действующем законодательстве, но их редко применяют, когда нарушаются права учителя.
Например, за привлечение работника к выполнению не свойственных ему функций нарушитель может понести ответственность, предусмотренную трудовым законодательством. Точно так же, как и за оскорбление личности любому угрожает Административный кодекс.
Фото: © Sputnik / Абзал Калиев
Но авторы законопроекта «О статусе педагога» решили прописать отдельные нормы для учителей. Оскорбление педагога может обойтись нарушителю почти в 80 тыс тенге.
«Также в рамках кодекса (об административных правонарушениях РК — прим. NT) …на физические лица будет наложен штраф в размере 30-кратного МРП за некорректные действия ( … ), в том числе в СМИ и через системы телекоммуникаций, за грубость, нецензурную брань, оскорбление и проявление непристойного поведения по отношению к педагогу при исполнении им должностных обязанностей», — уточнил Асхат Аймагамбетов.
Читайте также: Арест грозит казахстанцам за оскорбление учителя.
ЗАНЯТНОЕ УТОЧНЕНИЕ
В ходе обсуждения депутаты спросили министра, почему в норме об установлении запрета на привлечение педагога к работам, не связанным с его профессиональными обязанностями, есть уточнение «за исключением случаев, предусмотренных законами РК».
«В нашем законодательстве есть случаи, когда наступает чрезвычайная ситуация, когда требуется помощь педагогов и других людей, имеется возможность их привлечения к таким работам, и в законе есть и другие случаи, поэтому мы привели такую формулировку», — ответил Аймагамбетов.
Входит ли привлечение учителей к организации выборных процессов к тем самым случаям, министр не уточнил. Примечательно, что благодаря новым поправкам акиматы получат право финансово поощрять учителей за успешную работу.
Читайте также: Асхат Аймагамбетов рассказал, как в 37 лет стал главой Минобразования и кто за ним стоит.
ДРУГИЕ НОВШЕСТВА
Отвечая на вопросы сенаторов, министр Аймагамбетов охотно рассказывал о новшествах, что, по мнению правительства, способны удержать педагогов в профессии.
Например, для детей педагогов места в детских садах будут предоставляться вне очереди.
Учителям, работающим в сельской местности, выделят земельные участки для строительства жилья.
Каждый педагог получит право на 56-дневный оплачиваемый отпуск.
Педагогам-мужчинам предоставят возможность отсрочки от армии на период работы в организациях образования.
Надбавку за проверку тетрадей и классное руководство правительство обещает повысить в два раза.
Отдельно педагоги смогут получать надбавку за наставничество, педмастерство и степень магистра.
Зарплата учителей повысится в два раза, но случится это через четыре года. В следующем году предусмотрено лишь 25-процентное повышение зарплат.
Читайте также: Сенаторы заявили, что новая система оценок в школах может довести до катастрофы.
ВНЕЗАПНАЯ КРИТИКА
То, что эти нормы не позволят повысить статус педагога в должной мере, депутаты прекрасно понимали. Некоторые даже ни с того ни с сего бросились критиковать школьную обновленку с ее СОЧами и СОРами, сокрушаться о тратах десятков миллиардов на бестолковое обучение учителей английскому языку за счет бюджета, а еще о незаработавшей системе E-lerning, заглохшей идее создания тридцати колледжей мирового уровня. Эта критика постфактум о бесследно ушедших народных миллиардах была безадресной, будто под куполом зала не было людей, причастных к реализации революционных планов правительства тех лет с согласия парламента.
И вот в этой атмосфере полной безнадеги и тоски инсайт неожиданно пришел к единственному сенатору — экс-министру образования и науки Бакытжану Жумагулову, который внес неоценимый вклад в систему науки и просвещения Казахстана за многие годы работы в МОН.
Фото: youtube.com
«Уважаемая Дарига Нурсултановна, мы полагаем, что в будущем мы должны рассмотреть вопросы, которые обеспечивали бы полную поддержку педагогов. Я полагаю, что эти нормы в будущем должны быть обсуждены и приняты.
Первый вопрос: в СМИ очень много открытой критики, иногда даже несправедливой, в адрес учителя и учительской профессии. Мы полагаем, что мы не должны этого допускать. Также у нас сегодня большая нехватка статей, фильмов, которые поистине вызывают интерес к профессии учителя.
Мы должны вести большую пропагандистскую работу, мы должны возвышать работу учителя также через средства массовой информации», — заявил Жумагулов.
Читайте также: Аймагамбетов ответил на критику новых подходов в образовании.
ГЕНЕЗИС УЧИТЕЛЯ
Пропаганда всегда спасает от шатающихся стульев — метод, проверенный десятилетиями независимости. Поэтому в зале никто не возражал.
Прекрасные мысли парламентариев транслировали в интернете, об этом очень вовремя напомнила депутат Сауле Айтпаева. Последующая речь ее была, мягко говоря, нестандартной и где-то даже гипнотической. Айтпаева обратилась к учителям, которые, как она, наверное, думала, в эти минуты прильнули к экранам своих смартфонов.
«Мы с вами вспоминаем самых любимых учителей. Почему? Потому что они наряду с родителями нам давали позитивную энергию.
Человек, с которым тебе тепло, комфортно, заряженно, пассионарно, магнитит. Ученики тянутся к тем, кто их любит и заряжает позитивом. (…) Естество контекста учителя — это стать педагогом, войти в генезис учителя.
Фото: inform.kz
Полагаю, такой код учителя должен быть в педагогической этике, который будет формироваться уполномоченным органом в области образования. Тогда нас ждут колоссальные, грандиозные изменения в совершенстве гражданина и всей нашей страны», — сказала Айтпаева.
В то время, когда законопроект обретал статус закона в зале планерного заседания, журналисты пытались получить текст его последней редакции у сотрудников МОН. Но у них ничего не вышло.
Документ направили на подпись президенту Касым-Жомарту Токаеву.