«Учат не грамоте, а заучиванию»: Какие знания демонстрируют казахстанские школьники

Выпускники казахстанских школ продолжают сдавать единое национальное тестирование, которое оценивает их знания учебной программы. Через ЕНТ ежегодно проходят тысячи казахстанских школьников, показывая относительно неплохие результаты и получая государственные гранты на обучение в университетах. Однако по международным стандартам учащимся в Казахстане давно пора подтягивать уровень функциональной грамотности, а не банального заучивания вопросов и ответов. Журналист ИА «NewTimes.kz» проанализировала успехи казахстанских школьников на международном экзамене PISA.

Фото: pixabay.com

Начнем с того, что PISA — это международное исследование оценки уровня математической, читательской и естественнонаучной грамотности 15-летних учащихся. 

Школьников почти по всему миру тестируют на умение пользоваться своими знаниями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. По-другому это называется функциональной грамотностью. 

Главное отличие  PISA от других экзаменов заключается в участии ведущих международных организаций в области образования. Результаты теста невозможно сфальсифицировать, оттого и повышается его авторитетность.

Читайте также: Яблоко национального раздора. Что казахстанские школьники и учителя думают о ЕНТ

Кроме того, каждые три года меняется приоритетное направление по читательской (2000, 2009, 2018), математической (2003, 2012) и естественнонаучной грамотности. 

Экзамен нужен не только для оценки знаний школьников, но и для анализа различных систем образования, а также разработки национальных стратегий образования. 

Казахстан входит в список стран, которые каждые три года участвуют в международном тестировании. Впервые это произошло в 2009 году. 

Если проанализировать результаты Казахстана в PISA, то становится заметной негативная тенденция: функциональная грамотность казахстанских школьников начала всерьез девальвировать. 

Начиная с того же 2009 года Казахстан набирал меньшие баллы по трем дисциплинам, чем большинство других стран-участниц. Хуже нас были только Катар, Албания, Панама, Кыргызстан или Азербайджан. 

Следующие два экзамена укрепляли позиции страны в международном рейтинге. Знания казахстанских школьников улучшились, но ненамного. В 2012 году Казахстан занял 45-е место из 65 стран. 

А вот три года спустя произошло неожиданное средний балл учеников по трем дисциплинам вырос сразу на несколько десятков. Но все оказалось не так просто. Дело в том, что большинство тестируемых были учениками «Назарбаев Интеллектуальной школы». 

Ни для кого не секрет, что уровень знаний в НИШ значительно отличается от обучения в обычных общеобразовательных школах страны. Это нарушало основной принцип пропорционального подбора, поэтому результаты Казахстана засчитаны не были. 

Эксперт: «Идет деградация не только учебников, но и всей системы образования»

Результаты тестирования 2018 года удручают еще больше. Показатели Казахстана оказались намного ниже стран ОЭСР. Разница между PISA-2015 и PISA-2018 составила по математике 37, по естествознанию 59 и по читательской грамотности 40 баллов.

Стоит отметить, что тогда формат компьютерного тестирования оказался новым для казахстанских школьников. А как показала пандемия коронавируса, система образования в Казахстане пока еще «на вы» с электронными устройствами и интернетом. 

Следующий экзамен PISA ждет 15-летних казахстанцев в 2021 году. По словам главы МОН РК, тогда Казахстан, наконец, сможет увидеть эффективность образовательных реформ. Результаты обучавшихся по новым учебным программам можно наблюдать только через 7-8 лет, обещал министр Аймагамбетов.