Сенсация археологов: Древнюю суфийскую обитель обнаружили на городище в Туркестане

В ходе археологических раскопок 2020 года на территории самой древней части города Туркестан городище Культобе ученые обнаружили уникальное сооружение — древнюю суфийскую обитель, называемую ханака, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на пресс-службу Казахского научно-исследовательского института культуры.

Фото: пресс-служба Казахского научно-исследовательского института культуры

Сенсационную находку сделали ученые Казахского научно-исследовательского института культуры в рамках проекта «Реставрация исторических объектов городища Культобе», реализуемого при финансовой поддержке Eurasian Resources Group (ERG).

По мнению специалистов, культобинская ханака является уникальным памятником культовой и погребальной архитектуры, функционировавшей на протяжении нескольких столетий — с XV до XIX вв.

Ведь здесь «читаются» не только фрагменты всех помещений и ритуальных залов комплекса, но обнаружен склеп с захоронениями служителей дервишского ордена.

Такие памятники практически неизвестны отечественной науке и относятся к категории малоисследованных вопросов, исключение составляют лишь две казахстанские ханаки из южноказахстанских городищ Отрар и Каялык.

К слову, последние по своим размерам и масштабам значительно уступают культобинскому аналогу.  

«Ханака, обнаруженная на Культобе действительно одно из интереснейших сооружений древности, относящееся напрямую к ордену Ясави. О чем говорят, неоспоримые факты: расположение в непосредственной близости от мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави (буквально в 300 метрах) и ориентация захороненных в склепе головой на север, т.е. в сторону мавзолея.

Всем известно, что главным отличием суфизма от ортодоксального ислама является культ святых могил, о котором отмечено в трудах известных ученых И. Гольдциер, В. Басилов, И. Стасевич и многих другие.

Именно, культ святых могил предопределил существование многочисленных среднеазиатских и восточных ханакав целом, в местах, где похоронен либо основатель общины или просто особо почитаемый член суфийского ордена.

И, таких примеров по Средней Азии достаточно много. При этом, в культе святых четко прослеживается остатки доисламских верований древних насельников Казахстана, восходящие к античному культу старейшины или основателя рода», — отметил научный руководитель проекта доктор философии, ассоциированный профессор, заслуженный деятель Казахстана Андрей Хазбулатов.  

Строительство таких заведений, наряду с мечетями и медресе считалось богоугодным делом, которые строились часто по повелению верховных правителей или их наместников.

Как правило, они строились в городах и вдоль дорог во всех мусульманских странах.

«Ханака на городище Культобе представляет собой комплекс из 10 помещений с отопительными печами и небольшими тандырами.

В юго-восточной части строения расположен мавзолей прямоугольной формы с подпольным склепом, в котором обнаружено 7 захоронений.

Мавзолей прямоугольной формы (8х11 м). Все погребенные уложены вдоль с ориентацией в сторону мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави, что доказывает гипотезу о принадлежности ханаки к ясавийскому ордену.

С южной, северной и восточной стороны от мавзолея ханаки расчищены обходные галереи прямоугольной формы, часть стен изготовлена из сырцового кирпича, а часть из жженого кирпича и крупной речной гальки.

К западу от мавзолея вдоль длинной меридиональной стены расположены 8 келий худжр (келья, маленькая комната) вытянутых в одну линию с юга на север со входом с западной стороны.

В северно-западной части объекта наземные конструкции не фиксируются, видимо, здесь располагалась крытая терраса — айван, используемая для хозяйственных нужд и коллективных ритуалов», — поясняет Ерлан Казизов.

По мнению ведущего научного сотрудника проекта Айсулу Ержигитовой, подобная категория зданий связана с дервишскими орденами суфиев, получившими в средние века широкое распространение. Их называют ханака (рибаты) и текия (завия).

По мнению специалистов, термины ханака и рибат применялись на всем Востоке, текия или текке — в Малой Азии, а завия — в Магрибе.

«Таким образом, члены общины суфиев жили в специально отведенных зданиях и совершали совместные обряды и мистические радения.

В состав помещений большинства ханака, наряду с худжрами — жилыми комнатами для членов общины, обязательно входил большой зал для коллективных ритуалов», — отмечает археолог и этнограф Айсулу Ержигитова.

Ученые уверены, что найденная ханака обязательно станет, наряду с крестообразным храмом кангюйской эпохи I-II веков «жемчужиной» будущего археологического парка под открытым небом «Городище Культобе» научную концепцию, которого и разрабатывает институт.

«Уникальность этого здания, состоит не только в архитектурной концепции или решении целого суфийского комплекса, но и позволит раскрыть многие аспекты жизни и деятельности представителей ясавийского ордена», — подытожила главный научный сотрудник проекта, культуролог Жанерке Шайгозова. 

Ученые надеются, что дальнейшее исследование найденного нумизматического материала, а также изучение антропологами и генетиками костных останков человеческих индивидов позволит узнать новую информацию и открыть еще одну «белую страницу» в истории Казахстана.

Описание артефактов, найденных в ханака и других детали проекта можно узнать на официальном сайте археологического парка «Городище Культобе».