На днях президент Касым-Жомарт Токаев подписал указ о создании двух новых агентств и постановление о воссоздании МЧС РК. Эти ведомства существовали и ранее, но несколько раз меняли свои названия, статус, полномочия и руководство. Почему казахстанским спасателям давно нужно было отдельное министерство, и что входит в юрисдикцию новых агентств — в обзоре журналиста ИА «NewTimes.kz».
Спасатели не равны полицейским
О важности работы казахстанских спасателей заговорил сам президент в своем послании к народу:
«Структуру министерства внутренних дел требуется пересмотреть, освободив его от непрофильных функций, что повысит эффективность работы этого важного ведомства».
Токаев отметил, что в эпоху природных и техногенных катастроф, стране необходимо воссоздать министерство по чрезвычайным ситуациям. Напомним, что МЧС РК было упразднено в Казахстане 6 августа 2014 года и переведено под контроль министерства внутренних дел.
Вопрос о том, насколько релевантно приравнивать спасателей к сотрудникам правоохранительных органов, поднимался уже давно. Сторонники отдельного ведомства для «мчсников» отмечали, что те выполняют совсем другие задачи.
Так, в юрисдикцию МЧС РК входит:
В их ведомство также входят войска гражданской обороны, центр медицины катастроф, республиканский кризисный центр. Это не совсем похоже на то, чем занимаются сотрудники правоохранительных органов, не так ли?
Говоря о «мвдшниках», на ум приходит скорее борьба с преступностью, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Тем не менее, с 2014 по 2020 годы спасатели входили в Комитет по чрезвычайным ситуациям министерства внутренних дел.
А до 2014 года ведомство также носило разные названия и статусы. Так, с 1990 по 1997 годы существовала государственная комиссия Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям.
С 1997-2001 годы деятельность казахстанских спасателей курировал государственный комитет по чрезвычайным ситуациям. А с 2001 по 2004 годы работало отдельное агентство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
Целых 10 лет просуществовало министерство по чрезвычайным ситуациям — с 2004 по 2014 годы. После его полномочия и функции перешли к МВД РК, а все главные приказы, связанные с деятельностью подразделения, отдавал министр внутренних дел.
И вот, спустя шесть лет президент Касым-Жомарт Токаев подписал указ о воссоздании министерства и даже успел назначить его главу. Им стал Юрий Ильин, бывший заместитель министра внутренних дел РК.
По его словам, на то, чтобы вновь создать МЧС РК, понадобится около 230 млн тенге:
«Естественно, есть вопрос повышения фонда оплаты труда, введения новых категорий должностей от Комитета министерства. Ряду должностных лиц будет увеличена зарплата, соответственно, необходимые организационные вопросы — по перерегистрации госоргана, выпуску бланочной продукции. В данной сумме у нас по фонду оплаты труда предусматривается увеличение — около 233 миллионов тенге».
А глава МВД РК Ерлан Тургумбаев уже успел отчитаться перед президентом и сообщил, что министерство воссоздадут в течение месяца:
«Создана специальная комиссия, уточняется список из более 25 тысяч человек, которые будут работать в структуре Министерства по чрезвычайным ситуациям, а также выделяется необходимая техника и оборудование. Вся работа будет завершена в течение месяца».
Реформы и честная конкуренция под защитой АП
Об отдельном агентстве по стратегическому планированию и реформам при президенте, ранее говорил бывший советник Токаева Олжас Худайбергенов. По его словам, независимое от Кабмина ведомство могло бы самостоятельно разрабатывать реформы и предлагать новые инициативы для правительства.
О том, что система государственного управления нуждается в изменениях, вскоре заявил и сам Касым-Жомарт Токаев:
«В условиях пандемии и кризиса действующая система госуправления работает на максимальных оборотах, решение оперативных задач отнимает время и ресурсы, но ни в коем случае нельзя упускать из виду дальний горизонт. Поэтому мною принято решение создать агентство по стратегическому планированию и реформам с прямым подчинением президенту.
Разрабатываемые агентством реформы должны быть конкретными, реалистичными и, самое главное, обязательными к исполнению всеми госорганами. Создается Высший совет по реформам, решения которого станут окончательными», — сообщил глава государства.
До этого момента, вышеуказанные функции курировало министерство национальной экономики РК. Теперь же часть полномочий перейдет в новое агентство, деятельность которого будет контролировать администрация президента.
Чем именно займется агентство по стратегическому планированию и реформам:
Эксперты отмечают, что извлечение этих функций из структуры правительства — дело благое. Ведь теперь держать ответ придется лично перед президентом. До этого момента, министерство само планировало, исполняло и оценивало свою работу. А критиковать свою же деятельность — порой бывает сложновато.
Кстати, финансировать деятельность нового агентства планируют за счет перераспределения существующих расходов на выполнение указанных функций.
«Будет составлен разделительный баланс, и он будет учтен при уточнении бюджета текущего года и формировании республиканского бюджета на следующие три года в рамках законопроекта, который сейчас в Мажилисе», — отметил первый заместитель премьер-министра Алихан Смаилов.
В своем послании к народу Казахстана президент также заговорил о необходимости разнообразить конкурентное поле, создать действительно равные возможности для каждого предпринимателя и прекратить монополизацию рынков.
«Необходим жесткий общественный мониторинг. Требуется навести порядок с биржевой торговлей и, в первую очередь, в сфере нефтепродуктов, электроэнергии, угля. Имитация прозрачности со стороны крупных игроков недопустима. Поэтому нужен сильный и независимый орган по защите и развитию конкуренции», — сказал президент
Разбираться с «монопольными» государственными и частными игроками будет воссозданное агентство по защите и развитию конкуренции. Оно также подконтрольно президенту, и займется вопросами ограничения монополистической деятельности на рынках, контролем и регулированием деятельности, отнесенной к сфере государственной монополии.
Перечисленные полномочия также ушли из под курирования министерства национальной экономики. Ранее этим занималось агентство по регулированию естественных монополий, относящеея к МНЭ РК.
А если углубиться в историю, то еще с начала 90-х годов существовали ведомства с похожими функциями. Так, с 1991 по 1992 годы функционировал государственный комитет Казахской ССР по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности.
С 1993-1996 эти вопросы курировал государственного комитета Республики Казахстан по антимонопольной политике. Следующие три года существовал комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции министерства энергетики, индустрии и торговли.
А уже в 1999 появилось агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса. В 2000-х этот орган был непосредственно подчиненным и подотчетным президенту, а затем стал центральным исполнительным органом, не входящим в состав правительства.
Позже агентство «ушло под крыло» министерства нацэкономики и теперь, спустя долгие годы вновь вернулось под контроль президента.