На днях президент Касым-Жомарт Токаев подписал указ о создании двух новых агентств и постановление о воссоздании МЧС РК. Эти ведомства существовали и ранее, но несколько раз меняли свои названия, статус, полномочия и руководство. Почему казахстанским спасателям давно нужно было отдельное министерство, и что входит в юрисдикцию новых агентств — в обзоре журналиста ИА «NewTimes.kz».
Спасатели не равны полицейским
О важности работы казахстанских спасателей заговорил сам президент в своем послании к народу:
«Структуру министерства внутренних дел требуется пересмотреть, освободив его от непрофильных функций, что повысит эффективность работы этого важного ведомства».
Токаев отметил, что в эпоху природных и техногенных катастроф, стране необходимо воссоздать министерство по чрезвычайным ситуациям. Напомним, что МЧС РК было упразднено в Казахстане 6 августа 2014 года и переведено под контроль министерства внутренних дел.
Вопрос о том, насколько релевантно приравнивать спасателей к сотрудникам правоохранительных органов, поднимался уже давно. Сторонники отдельного ведомства для «мчсников» отмечали, что те выполняют совсем другие задачи.
Так, в юрисдикцию МЧС РК входит:
предотвращение и устранение техногенных и природных ЧС; отведение и тушение огня; гражданская оборона; межотраслевая координация вопросов пожарной безопасности; создание материального государственного резерва; работа с населением по повышению культуры безопасного поведения.В их ведомство также входят войска гражданской обороны, центр медицины катастроф, республиканский кризисный центр. Это не совсем похоже на то, чем занимаются сотрудники правоохранительных органов, не так ли?
Говоря о «мвдшниках», на ум приходит скорее борьба с преступностью, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Тем не менее, с 2014 по 2020 годы спасатели входили в Комитет по чрезвычайным ситуациям министерства внутренних дел.
А до 2014 года ведомство также носило разные названия и статусы. Так, с 1990 по 1997 годы существовала государственная комиссия Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям.
С 1997-2001 годы деятельность казахстанских спасателей курировал государственный комитет по чрезвычайным ситуациям. А с 2001 по 2004 годы работало отдельное агентство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
Целых 10 лет просуществовало министерство по чрезвычайным ситуациям — с 2004 по 2014 годы. После его полномочия и функции перешли к МВД РК, а все главные приказы, связанные с деятельностью подразделения, отдавал министр внутренних дел.
И вот, спустя шесть лет президент Касым-Жомарт Токаев подписал указ о воссоздании министерства и даже успел назначить его главу. Им стал Юрий Ильин, бывший заместитель министра внутренних дел РК.
По его словам, на то, чтобы вновь создать МЧС РК, понадобится около 230 млн тенге:
«Естественно, есть вопрос повышения фонда оплаты труда, введения новых категорий должностей от Комитета министерства. Ряду должностных лиц будет увеличена зарплата, соответственно, необходимые организационные вопросы — по перерегистрации госоргана, выпуску бланочной продукции. В данной сумме у нас по фонду оплаты труда предусматривается увеличение — около 233 миллионов тенге».
А глава МВД РК Ерлан Тургумбаев уже успел отчитаться перед президентом и сообщил, что министерство воссоздадут в течение месяца:
«Создана специальная комиссия, уточняется список из более 25 тысяч человек, которые будут работать в структуре Министерства по чрезвычайным ситуациям, а также выделяется необходимая техника и оборудование. Вся работа будет завершена в течение месяца».
Реформы и честная конкуренция под защитой АП
Об отдельном агентстве по стратегическому планированию и реформам при президенте, ранее говорил бывший советник Токаева Олжас Худайбергенов. По его словам, независимое от Кабмина ведомство могло бы самостоятельно разрабатывать реформы и предлагать новые инициативы для правительства.
О том, что система государственного управления нуждается в изменениях, вскоре заявил и сам Касым-Жомарт Токаев:
«В условиях пандемии и кризиса действующая система госуправления работает на максимальных оборотах, решение оперативных задач отнимает время и ресурсы, но ни в коем случае нельзя упускать из виду дальний горизонт. Поэтому мною принято решение создать агентство по стратегическому планированию и реформам с прямым подчинением президенту.
Разрабатываемые агентством реформы должны быть конкретными, реалистичными и, самое главное, обязательными к исполнению всеми госорганами. Создается Высший совет по реформам, решения которого станут окончательными», — сообщил глава государства.
До этого момента, вышеуказанные функции курировало министерство национальной экономики РК. Теперь же часть полномочий перейдет в новое агентство, деятельность которого будет контролировать администрация президента.
Чем именно займется агентство по стратегическому планированию и реформам:
разработкой подходов к осуществлению реформ, проектов нормативных правовых актов, необходимых для осуществления реформ, а также по мониторингу и оценке хода их реализации; координацией деятельности государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора при подготовке документов системы государственного планирования, а также по согласованию, мониторингу и оценке хода их реализации; согласованием предложений государственных органов, направленных на совершенствование системы государственного управления; стратегическим прогнозированием и проведением анализа развития страны и международной ситуации; координацией работы в сфере ведомственной статистики; координацией работ по проведению ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;Эксперты отмечают, что извлечение этих функций из структуры правительства — дело благое. Ведь теперь держать ответ придется лично перед президентом. До этого момента, министерство само планировало, исполняло и оценивало свою работу. А критиковать свою же деятельность — порой бывает сложновато.
Кстати, финансировать деятельность нового агентства планируют за счет перераспределения существующих расходов на выполнение указанных функций.
«Будет составлен разделительный баланс, и он будет учтен при уточнении бюджета текущего года и формировании республиканского бюджета на следующие три года в рамках законопроекта, который сейчас в Мажилисе», — отметил первый заместитель премьер-министра Алихан Смаилов.
В своем послании к народу Казахстана президент также заговорил о необходимости разнообразить конкурентное поле, создать действительно равные возможности для каждого предпринимателя и прекратить монополизацию рынков.
«Необходим жесткий общественный мониторинг. Требуется навести порядок с биржевой торговлей и, в первую очередь, в сфере нефтепродуктов, электроэнергии, угля. Имитация прозрачности со стороны крупных игроков недопустима. Поэтому нужен сильный и независимый орган по защите и развитию конкуренции», — сказал президент
Разбираться с «монопольными» государственными и частными игроками будет воссозданное агентство по защите и развитию конкуренции. Оно также подконтрольно президенту, и займется вопросами ограничения монополистической деятельности на рынках, контролем и регулированием деятельности, отнесенной к сфере государственной монополии.
Перечисленные полномочия также ушли из под курирования министерства национальной экономики. Ранее этим занималось агентство по регулированию естественных монополий, относящеея к МНЭ РК.
А если углубиться в историю, то еще с начала 90-х годов существовали ведомства с похожими функциями. Так, с 1991 по 1992 годы функционировал государственный комитет Казахской ССР по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности.
С 1993-1996 эти вопросы курировал государственного комитета Республики Казахстан по антимонопольной политике. Следующие три года существовал комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции министерства энергетики, индустрии и торговли.
А уже в 1999 появилось агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса. В 2000-х этот орган был непосредственно подчиненным и подотчетным президенту, а затем стал центральным исполнительным органом, не входящим в состав правительства.
Позже агентство «ушло под крыло» министерства нацэкономики и теперь, спустя долгие годы вновь вернулось под контроль президента.