Лишение водительских прав на семь лет вместо трех, административный арест на 15 суток, миллионные штрафы за езду в нетрезвом виде, конфискация имущества за браконьерство, пожизненный срок за педофилию — все эти изменения в казахстанском законодательстве, принятые по поручению президента страны Касым-Жомарта Токаева, положили начало решительной борьбе с правонарушителями. По мнению юриста, председателя правления университета КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева Талгата Нарикбаева, такие кардинальные меры позволяют менять жестокую реальность и совершенствовать правовую систему страны, передает ИА «NewTimes.kz».
2013 год. Центр Алматы. 25-летний водитель автомобиля «Порше» Алибек Кайымсултанов проехал на красный цвет светофора. Машина представителя «золотой» молодежи врезалась в другое авто. В результате погибли три человека. Виновнику ДТП, который, как выяснилось, был в алкогольном опьянении, ничего не было, кроме тюремного срока — чуть больше одного года вместо семи лет — парень получил условно-досрочное освобождение.
2016 год. Весь Казахстан всколыхнула новость об изнасиловании и убийстве восьмилетней Виктории Тойкеновой из города Зыряновска (ныне Алтай) Восточно-Казахстанской области. 25-летний маньяк Олег Яицкий, который уже привлекался за изнасилование родной бабушки и за примирением сторон был отпущен на свободу, издевался над Викой, насиловал ее, а потом убил и сжег. Изверга приговорили к пожизненному сроку.
2019 год. Карагандинская область. Браконьеры убили инспектора «Охотзоопрома» Ерлана Нургалиева. Эта новость взбудоражила весь Казахстан. Возможно, применить оружие против егеря, злоумышленникам позволило чувство безнаказанности. Все, буквально затаив дыхание, ждали какой вердикт вынесет Фемида.
В феврале этого года трем обвиняемым суд назначил пожизненное заключение, четверо соучастников получили по шесть лет лишения свободы.
Эти и другие случаи, словно кровоточащие раны, которые буквально «кричали», что пора что-то менять, нужно остановить череду трагедий. Примерно 1 тыс казахстанцев стали жертвами водителей, севших за руль автомобиля в нетрезвом виде, в прошлом году. Сотнями исчисляется количество детей, пострадавших от действий педофилов, а, если брать статистику по тому, сколько браконьеров нанесли вред государству и окружающей среде, то цифра, явно, перевалит за одну, а то несколько тысяч, а в денежном эквиваленте сумма будет исчисляться миллионами.
«Факты нарушения правил дорожного движения, в том числе езда в нетрезвом виде, браконьерства и педофилии были всегда. В количественном выражении — больше-меньше. Сколько бы казахстанцы наблюдали эту картину дальше, неизвестно. Мы, юристы, общественность, гражданские активисты выступали за ужесточение наказания за эти правонарушения, поскольку понимали, что и имеющихся фактов слишком много, что пора забыть о гуманизации, тем более если речь идет о детях — представителях самой незащищенной категории населения. Не нужно быть сведущим в юридических вопросах, чтобы понимать — практика примирения сторон (жертвы и насильника — NT) не приводит ни к чему хорошему, да и вообще, она не работает, поскольку совершивший однажды преступление, идет на него вновь и вновь, веря в свою безнаказанность. Вспомним недавний случай, когда отбывший срок за педофилию мужчина, не успев насладиться свободой, снова совершил аналогичное чудовищное деяние. Сломана судьба ребенка, нанесен тяжкий вред его физическому и психологическому здоровью. Да, в некоторых западных странах, применяется либеральный подход в отношении педофилов, но мы, казахстанцы, в вопросах сохранения половой неприкосновенности несовершеннолетних, должны придерживаться другой политики — более жесткой, иначе рецидивов преступления не избежать», — считает Талгат Нарикбаев.
По словам спикера, ужесточение наказания в отношении тех, кто садится за руль автомобиля в наркотическом или алкогольном опьянении, наносит вред флоре и фауне Казахстана, совершает противозаконные действия (сексуального характера) в отношении детей — это, действительно, необходимые и важные меры, но при этом, как отмечает юрист, не следует забывать и о профилактических мероприятиях.
«Мы много говорим о необходимости совершенствования правовой системы страны, но при этом забываем о правовой культуре, которую должен придерживаться каждый взрослый казахстанец и прививать эти качества детям. Нам нужно воспитывать в молодом поколении нулевую терпимость ко всем видам правонарушения. Нам нужно сообща проводить работу по модернизации и реформированию имеющейся системы, начав с себя. Здесь также следует сказать о необходимости проведения грамотной идеологической работы. В этом плане большие надежды возлагаются на Администрацию президента, министерства информации и связи, культуры и спорта РК и другие ведомства. Отдельные требования нужно выдвигать и представителям СМИ —общественности необходим абсолютно другой контент, чем мы наблюдаем сейчас. Не все люди психологически восприимчивы к предоставляемой информации, некоторые воспринимают ее как посыл к действию. Проще говоря, нам нужны новости положительного характера», — уверен собеседник.
Известный казахстанский общественный деятель и тревел-блогер Александр Цой, который поднимает в своих постах злободневные темы, в том числе относительно правонарушений в отношении женщин и детей, во многом согласен с юристом Талгатом Нарикбаевым. Особенно в части того, что инициативы Касым-Жомарта Токаева об ужесточении наказаний — правильные и своевременные.
«На протяжении последних пяти-шести лет мы, активисты, много говорили и писали о том, чтобы в казахстанское законодательство внесли поправки и ужесточили наказание за насилие над женщинами и детьми. Так уж сложилось, что на протяжении 19 лет статья 120 Уголовного Кодекса нашей страны относилась к категории средней тяжести. Наконец, благодаря указу главы государства эту статью «утяжелили». С прошлого года ужесточены наказания и в отношении водителей, управляющих транспортным средством подшофе. Ведь такое правонарушение сравнимо с таким же тяжким, как покушение на убийство. Думанию, инициативы президента — это начало большого пути по модернизации законодательной и судебной систем», — говорит Александр Цой.
Сегодня, конечно, еще рано говорить о масштабной эффективности принятых мер. Хочется верить, что спустя некоторые время родители без страха смогут отпускать детей гулять одних, пешеходы перестанут боятся пьяных лихачей, а егеря — выполнять профессиональные обязанности без риска для собственного здоровья и жизни.