12 месяцев назад, 15 марта 2020 года, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ о введении в стране чрезвычайного положения. Несмотря на то что почти спустя два месяца режим ЧП прекратился, карантинные меры до сих пор дают о себе знать. Об этапах и методах борьбы с коронавирусной инфекцией, усилении материально-технического и кадрового обеспечения отечественного здравоохранения, а также о том, что пришлось пережить казахстанцам в нелегкий период, — в материале ИА «NewTimes.kz».
Первые сведения о коронавирусной инфекции, если придерживаться официальной информации, появились еще в 2019 году. Тогда мы, казахстанцы, были сторонними наблюдателями того, как опасная болезнь постепенно проникает в страны мира. Город Ухань китайской провинции Хубэй стал первоисточником распространения КВИ. 31 декабря 2019 года представители Поднебесной известили Всемирную организацию здравоохранения о том, что на территории их государства — вспышка неизвестной пневмонии.
В Казахстане, если вы помните, несколько месяцев держали оборону и, несмотря на массовое выявление болезни в соседних странах, все было чисто. И лишь 13 марта 2020 года власти сообщили о первых случаях COVID-19. К слову, за несколько дней до этого бывший главный санитарный врач РК Жандарбек Бекшин сделал прогноз: «Где-то с 11-16-го у нас должен быть, все же наконец-то появится коронавирус в стране». Как по сюжету плохого кино, предсказание казахстанского Ванги (так в Сети прозвали господина Бекшина — NT) сбылось. Первыми заболевшими оказались два жителя Алматы, прилетевшие из Германии. Дальше — больше. На сегодняшний день в Казахстане выявлено более 225 685 человек с подтвержденным диагнозом «коронавирусная инфекция».
В «бой» с КВИ
Справедливости ради скажем, что еще задолго до выявления первых случаев в Казахстане запустили предварительные меры по недопущению распространения коварной болезни. На пунктах пропуска, установленных на государственной границе, усилили санитарно-эпидемиологический контроль. За теми, кто прибывал из Китая, вели медицинский мониторинг, а после отменили для них безвизовый режим. Спустя время отменили все виды сообщения — воздушное, железнодорожное и автомобильное — между РК и КНР. В конце января в нашей стране по поручению Касым-Жомарта Токаева была создана межведомственная комиссия по координации мероприятий по недопущению возникновения и распространения коронавирусной инфекции.
Большая работа легла на плечи сотрудников министерства здравоохранения РК, а также на отечественных врачей. Медики прекрасно понимали, что практически весь процесс борьбы с инфекцией будут вести они, люди в белых халатах. В кратчайшие сроки в стране развернули инфекционные стационары. Кстати, в один из них и поместили первых двоих больных казахстанцев. Более того, в РК разработали протокол диагностики и лечения COVID-19. Для этого казахстанские специалисты изучили опыт тех стран, которые уже столкнулись с опасным заболеванием. Правда, с получением новых сведений и данных документ неоднократно пересматривали. Сначала методика разрабатывалась только для взрослых, потом и для детей.
Это сегодня у врачей есть четкое понимание того, что это за болезнь — коронавирус, а тогда, год назад, медики работали, как говорится, по наитию и вели «бои» с КВИ круглосуточно. Ведь на кону стояла жизнь пациента. Болезнь не обошла стороной и экс-министра здравоохранения РК Елжана Биртанова, что доказывает работу вне комфортного и безопасного министерского кабинета. Он, как помните, регулярно выдвигался на передовую: посещал больницы в регионах, осуществляя «ручной контроль» за системой.
ЧП длиной два месяца
15 марта 2020 года. Глава государства подписал указ о введении ЧП. А на следующий день документ реализовали на практике. Вся суетливая жизнь казахстанцев остановилась: закрыли кинотеатры, ТРЦ, прекратил работу общественный транспорт, дети перешли на удаленный формат учебы. Многих работников предприятий и компаний, за исключением специалистов стратегических объектов, также отправили по домам. Так люди столкнулись с новой реальностью: на границах регионов установили блокпосты, начали возводить модульные инфекционные больницы, маска стала ежедневным атрибутом казахстанцев. Добавим, что за время ЧП в стране функционировало примерно 400 блокпостов. Чтобы попасть из одного региона в другой, требовались результаты ПЦР-теста. Не будем говорить о том, на какие только ухищрения не шли казахстанцы. Факт налицо: ни один населенный пункт не удалось уберечь от проникновения коварной болезни. Видимо, осознав, что ограничительные меры не способны обуздать КВИ, власти Казахстана сняли 11 мая режим ЧП, но карантинные требования никто не отменил. Мнимое ощущение благополучия и безопасности сыграло злую шутку. Летом произошел резкий скачок заболевания. ПЦР-лаборатории работали в усиленном режиме. На фоне массовой вспышки заболевания в стране увеличилось производство шприцов, медицинских масок, одноразовых перчаток, защитных комплектов, лекарств, содержащих антибиотики, гормоны. Мощность изготовления, к примеру, сывороток и иммунных препаратов выросла с 0,9 тыс до 1,2 тыс тонн.
Под врачебной защитой
Как отмечалось выше, больший пласт работы выпал на долю отечественной системы здравоохранения. По информации Минздрава РК, в прошлом году в республике построено 16 быстровозводимых инфекционных больниц и реконструировано еще три медицинских объекта. В них поставлено 3264 аппарата искусственной вентиляции легких, в том числе 1500 — отечественного производства. В рамках реализации послания главы государства от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» пересмотрены подходы к организации первичной медицинской помощи, а также приняты меры по возрождению транспортной медицины для отдаленных сельских пунктов. Вместе с тем в период эпидемиологической ситуации пересмотрен формат оказания медицинской помощи. Так, активно стало развиваться оказание консультативных услуг посредством национальной телемедицинской сети, к которой подключилось 259 организаций здравоохранения. При этом специалисты республиканских клиник проводили консультации пациентов, получающих лечение в стационарах регионов.
«Мы приняли меры по обновлению инфраструктуры здравоохранения, материально-техническому обеспечению медицинских организаций регионов. Данные меры направлены на улучшение качества и доступности медицинских услуг. Принимаются меры по обеспечению постоянного контроля за недопущением дальнейшего ухудшения состояния здоровья населения», — добавляют специалисты Минздрава.
Количество реанимационных коек, по данным на начало января этого года, в инфекционных стационарах составляет 1 738, занятость — 21% (362 койки). Коечная мощность карантинных больниц — 6666 коек, занятость — 6,2% (464 койки). Медорганизации располагают 5222 аппаратами ИВЛ. Ведется дополнительный закуп оборудования.
Для дальнейшего повышения качества медицинского обслуживания населения, особенно на селе, будет принят комплекс мер на 2021-2023 годы. Кроме того, будет разработана нормативная правовая база по биологической безопасности, планируется построить более 200 новых объектов первичной медицинской санитарной помощи (ПМСП — прим. NT). По информации министра здравоохранения, в настоящее время ПМСП оказывает более 7 тыс организаций. Не менее важно и то, что внедрена транспортная медицина. Ежегодно передвижными медицинскими комплексами охватывают порядка 1,2 млн жителей. Несмотря на значимость вышеупомянутого, самое важное на данный момент — реализация кампании по вакцинации населения. Несколько тысяч человек уже получили прививку. К счастью, на сегодняшний день не выявлено ни одного летального исхода из-за применения антидота. В перспективе у казахстанских медиков — спасти как можно больше людей от опасного заболевания.
Вместе с тем были и негативные стороны борьбы с коронавирусом. В частности, наблюдалась дезориентация на местах, намеренное занижение статистики акиматами регионов, о чем, кстати, сказал президент. К примеру, в Акмолинской области зафиксировали факты сокрытия КВИ. Позже глава региона оправдывался: мол, не хватает специалистов, которые бы успевали обрабатывать информацию о новых случаях. Видимо, на местах у людей какие-то проблемы со скоростью работы. Однако неучтенные больные стали не единственным показателем плохой деятельности госорганов. Некоторые фармацевтические компании ради выгоды, в целях извлечения большой финансовой маржи продавали медикаменты за рубеж.
Карантинный год, как мы видим, сначала застал врасплох не только Казахстан, но и другие страны мира. Несмотря на возникшие в связи с новым вирусом трудности, в стране появились реабилитационные центры, больницы, повысилась значимость профессии медика. Главное, что ученые разработали вакцину, а это значит, есть надежда, что этот и последующие годы будут менее травматичными, чем 2020-й.