Представители крупных производителей одежды и обуви говорят: кризис настолько ударил по их отрасли, что выбраться из него они никак не могут, передает КТК.
«В целом за январь-декабрь 2020 года производство одежды сократилось: трикотажной – на 48,6%, мужской, мальчиковой – на 32%, женской, девочковой – на 21%, носочных изделий – почти на 30%, продукция «трикотажные свитеры» – почти на 40%», – отметила президент ассоциации предприятий легкой промышленности Любовь Худова.
На фоне падения объемов собственного производства в Казахстане дорожает импортная одежда.
И причины тому — постоянно дешевеющая нацвалюта и дорожающее сырье. Ситуацию можно исправить, если государство начнет вкладывать деньги в товары made in Kazakhstan, но мы настолько мало вещей производим, что покрыть спрос населения нереально.
А конкурировать с китайскими, турецкими и даже узбекскими брендами очень сложно. Профильная ассоциация предлагает создать новое министерство, может, тогда чиновники займутся проблемами отечественных производителей.
«Очень многие масс-маркет бренды уже повысили цены на 10-15%. Закуп товара производится в иностранной валюте – евро. Большинство сопутствующих расходов тоже идет в евро. Это подорожание производства, рабочей силы, с помощью которой мы получаем готовые изделия и, конечно же, частично сырья. А сырье – хлопок – подорожало уже на треть, говорят специалисты. Прошлый год выдался неурожайным», – добавила Дарья Железникова.
Летние коллекции, говорят эксперты, будут стоить уже на 20% дороже. Это, несомненно, отразится на кошельке каждого казахстанца.
Из-за пандемии приходится сокращать людей, а еще снизить объемы производства.
Школьная форма, на которой неплохо зарабатывали, сейчас и вовсе лежит на складах за ненадобностью. Но цены на рубашки, пиджаки и брюки не поднимают. Они и без того стоят как турецкие.
Сейчас наш рынок заполнен импортом.
«Уровень производства отечественной продукции ниже черты экономической безопасности – ниже 10%. Легкая промышленность в Казахстане практически на грани исчезновения. Государство не выполняет государственные функции по развитию легкой промышленности. Бизнес не получает должной комплексной поддержки», – также сообщила Любовь Худова.
Все будет, говорят в профильном ведомстве. Власти готовы возмещать затраты на аренду помещений, предоставлять налоговые льготы и обеспечивать предприятия качественным сырьем.
В светлое будущее стилист Руслан Еримов уже не верит.
«Приходишь в банк, и тебе отказывают, естественно. Потому что ты – начинающий бизнесмен, твой бизнес и производство не имеют никакого залогового имущества. Например, фонд «Даму» предлагает 22%. Представляете, 22% годовых?! Ну это кабала, реально. Например, такой же среднеамериканский фонд дает кредиты для малого бизнеса под 2,2%», – поделился стилист Руслан Еримов.
Конкурировать с дешевой продукцией его мини-ателье не смогло. Производство одежды пришлось остановить, а часть оборудования продать.
Руслан решил сменить направление и заняться пошивом обуви. Только делать это в Казахстане уже не хочет.
Говорит, все материалы все равно придется закупать за границей, а с учетом доставки и фабрику проще открыть за рубежом.
Чтобы удовлетворить хотя бы 30% спроса на одежду, казахстанским производителям нужно как минимум 10 лет, говорят эксперты.
И это при условии, что государство будет вкладывать деньги в легкую промышленность и начнет действительно помогать тем, кто делает бренды made in Kazakhstan.
В противном случае цены на рынке будут и дальше зависеть от зарубежных поставщиков и курса валют.