Институт ротации и курсы менеджмента: О новых требованиях к директорам школ в Казахстане

Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов разъяснил новый порядок назначения директоров школ, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: pexels

В своем обращении он отметил, что на самом деле − это результат кропотливой работы, которую МОН РК больше года проводило совместно с директорами школ, завучами, педагогами и экспертами.

Во-первых, теперь исполнять обязанности директора школы будет возможно только на срок не более трех месяцев и не более одного раза. За этот период должен быть проведен конкурс, и назначен новый руководитель.

«Правилами определено, что объявление о конкурсе на вакантную или временно вакантную должность директора школы должно быть размещено на официальном сайте и аккаунте управления образования в течение семи рабочих дней после появления вакансии. Таким образом, мы убрали широко используемую лазейку, когда на вакантную или временно вакантную должность директора не объявляли конкурс, а назначали исполняющего обязанности директора, и это «временное исполнение» длилось годами», − пишет Аймагамбетов в Facebook.

Глава МОН РК добавил, что на сегодняшний день в стране более 700 вакансий на должность руководителя школы, обязанности которых сейчас выполняют и.о.

Во-вторых, правилами будет регламентировано назначение на временно вакантную должность директора (декрет, учеба и т.д.). В этих случаях руководитель организации также будет определяться через конкурс, а не путем прямого назначения.

В-третьих, проводить конкурс на должность директора теперь будут не районные, а областные управления образования. 

«Именно они будут организовывать конкурсные процедуры и определять директора. После чего документы по кандидатуре директора будут направляться в отдел образования для заключения трудового договора. Срок заключения трудового договора тоже четко зафиксирован − 5 лет», − разъяснил министр.

Сам конкурс будет проходить в несколько этапов:

  • подача кандидатами документов на позицию директора;
  • оценка кадровой службой управления образования соответствия кандидата квалтребованиям, допуск к участию в конкурсе;
  • электронное тестирование кандидатов (тесты по управленческим компетенциям, знанию педагогики, психологии, законодательства РК);
  • защита плана развития школы перед попечительским советом учебного заведения (при условии успешной сдачи тестирования);
  • собеседование в управлении образования (допускаются кандидаты, успешно защитившие планы развития школ перед попечительским советом).

Уточняется, что в составы попечительских советов входят родители, ветераны педтруда, общественники, представители НПО.

«С кандидатом, который прошел все этапы, отдел образования заключает соответствующий трудовой договор и издает приказ о его назначении директором», − дополнил глава ведомства.

Асхат Аймагамбетов сообщил, что о согласовании кандидатов с попечительским советом было много споров. МОН РК учло этот момент и теперь попечительский совет должен будет согласовать не менее двух кандидатов на должность директора. Если будет меньше, то конкурс считается несостоявшимся и объявляется заново.

В случае, если попечительский совет два раза выбрал менее двух кандидатов, и получается, что конкурс дважды считается несостоявшимся, то на следующий этап проходят все участвующие кандидаты. Это сделано для того, чтобы работала система сдержек и противовесов.

Сейчас также вносятся изменения в «Положение о деятельности попечительских советов», где большое внимание в правилах уделено квалификационным требованиям к будущим директорам. 
Следом министр перечислил несколько особенностей:

Во-первых, будущие директора в обязательном порядке должны пройти курсы по менеджменту и иметь соответствующий сертификат.

Во-вторых, на должность директора могут назначаться профессиональные педагоги, которые имеют стаж руководящей работы в качестве завуча, а общий педагогический стаж должен составлять не менее 5 лет.

В-третьих, последние два года перед назначением претендент должен работать в сфере образования.

Этот пункт введен из-за того, что ранее имелась практика, когда на должность директора школы назначали людей, которые имеют требуемый опыт работы и педстаж, но последние годы не работали в сфере образования. Зачастую это работники сельских акиматов или иных госорганов, которые лет 20 назад были учителями или даже директорами школ и спустя годы назначаются руководителями при том, что они не знают реалий современного образования и произошедших изменений. 

В-четвертых, одно из новшеств – это создание кадрового резерва. 

Кандидаты, которые успешно прошли первые два этапа (тестирование и согласование с попечительским советом), но не прошли собеседование в управлении образования, теперь могут быть зачислены в резерв на один год. Это дает им право без повторного тестирования и собеседования по согласованию с попечительским советом школы быть назначенными на должность директора в течение года.

В-пятых, с этого года будет внедрен институт ротации директоров. 

«Нами последние несколько месяцев разрабатываются правила, идет обсуждение с экспертами. Все эти изменения процедуры назначения директоров и меры по их материальной поддержке направлены на выбор достойных, наиболее подготовленных кандидатов и повышение конкурентоспособности руководителей организаций образования, что в конечном итоге повлияет на качество образования», − резюмировал министр образования и науки РК.

Ранее Аймагамбетов разъяснил порядок назначения на должность, систему повышения квалификации и оплаты труда, а также процедуру аттестации директоров школ.

Также стало известно, что теперь педагог будет проходить конкурсный отбор, чтобы трудоустроиться на работу в школу.