Политическая картина в Казахстане претерпела серьезные изменения, считает депутат мажилиса Ирина Унжакова. Об этом, по ее словам, говорит и инициированная президентом конституционная реформа – поправки, внесенные в Конституцию, в частности, касающиеся перераспределения полномочий между разными ветвями власти, выборности акимов и те, что облегчают процедуру регистрации политических партий. Все это уже законодательно урегулировано, а значит, политическая картина уже меняется, считает она, передает ИА «NewTimes.kz».
Она отмечает: у политических сил, в том числе и с оппозиционными настроениями, появилась возможность зарегистрировать свою политическую партию и участвовать в предстоящих выборах в мажилис и в маслихаты.
«Соответственно, политическая картина Казахстана станет более легитимной. На мой взгляд, когда больше партий входит в выборные органы власти, тогда у них есть возможность выражать и отстаивать свои взгляды будь-то через законодательные инициативы или нормативно-правовые акты местных представительных органов власти, а также отстаивать свои позиции в формальном поле, а не условно, выкрикивая идеи из-за угла», — говорит Ирина Унжакова.
Она поделилась мнением о том, каких изменений ждут казахстанцы в контексте объявленной президентом концепции «справедливый Казахстан».
«Практика встреч с жителями во время предвыборной кампании показывает, что Касым—Жомарт Токаев, который везде воспринимался, как человек, который одержит победу на выборах и тому были причины, уже имел опыт руководства страной, люди видели, какие шаги он предпринимает и потому у него был очень высокий кредит доверия. Основные ожидания казахстанцев все-таки связаны с обновлением системы государственного управления. Жители ждут появления новых людей в системе госуправления, которые не связаны с какими-то кланами, элитными группировками. Я заметила, что когда мы приезжаем в села, люди говорят про руководителей на местах: «Он наш, вырос здесь, мы его все знаем, и сельские акимы дорожат этим мнением. Поэтому думаю, что будут приходить к власти люди, имеющие народные корни и это сделает вертикаль власти, к примеру, местной более прозрачной, в целом она обновится, будет меньше кумовства, личных связей. Необходимо, чтобы было больше руководителей из народа, знающих о проблемах. Когда больше людей от народа, система управления становится понятной, доступной и вызывающей доверие», — считает депутат мажилиса.
Она также прокомментировала электоральную активность казахстанцев на выборах президента. Депутат считает, что это свидетельство высокого доверия к основному кандидату.
«На него, собственного говоря, ориентировались люди, когда шли на избирательные участки в день выборов. Я могу это утверждать, потому что во время поездок в регионы люди говорили честно и откровенно, что пойдут голосовать за Токаева. Они объясняли это тем, что во время пандемии, которая обрела катастрофические масштабы, у нас происходили хорошие изменения. Он ясно дал понять, что для него интересы людей, соблюдение законности, справедливости выше личных симпатий, дружеских и родственных отношений. Поэтому эта высокая явка избирателей – желание проголосовать за Токаева. Если бы его не было в этой президентской гонке, явка не была бы столь высокой», - считает Ирина Унжакова.
По ее мнению, сегодня жители хотят доверять власти, установить с руководителями доступный контакт, рассказывать открыто о проблемах и рассчитывать на их решение и внимание.
«Никто не хочет жить в состоянии риска социальной напряженности, непонимания или обмана. Все хотят понимать, что происходит, все хотят диалога. Приход к управлению людей — выходцев из народа как раз-таки будет способствовать установлению этого понятного всем разговора, когда люди понимают друга. Полагаю, что именно этого люди ждут после внеочередных президентских выборов», — отмечает Ирина Унжакова.
Ожидание доверия обретает особую важность в контексте заявленной Токаевым инициативы по созданию «справедливого Казахстана». Депутат согласна с тем, что запрос на справедливость в казахстанском обществе очень высок.
«Вместе тем, для того, чтобы этот запрос реализовался, предстоит некая фаза, когда мы достигнем единого понимания, что такое справедливость. С законностью все ясно — честные, справедливые и работающие законы, а справедливость — это больше понятие морально-нравственного плана. Думаю, наиболее остро этот вопрос стоит в социальной сфере, потому что суммы тех пособий, пенсий, стипендий, выплаты на детей или по потере кормильца не удовлетворяют людей. Высказывается очень много критики в адрес органов социальной защиты и в целом, к государству, которое выплачивает эту помощь. У этого вопроса есть несколько сторон, например, люди спрашивают: «Как на эти деньги кормить ребенка?», но есть и другая, о которой не любят говорить. Да, государство взяло на себя часть ответственности и выплачивает какую-то сумму, но это же не значит, что вы не способны дополнительно зарабатывать. Сейчас очень сильно меняется рынок занятости, и помощь от государства не снимает с вас родительской ответственности. Это не значит, что вы должны сесть дома и только на эти деньги растить ребенка. Такая модель социального сосуществования практически не исполнима, потому что кроме тех, семей, что родили ребенка, есть дети, у которых вообще нет родителей, и государство их полностью обеспечивает. Также есть дети, которые больны и они живут тоже в интернатах, те от которых родители отказались, и их тоже обеспечивает государство, есть люди пенсионного возраста, есть люди с инвалидностью», — убеждена Ирина Унжакова.
Социальная справедливость — это не то, когда мне дали столько всего и тогда, когда я хотел, сколько хотел, и сколько мне нужно, считает она.
«Расчеты экономистов, экспертов говорят о том, что экономика страны становится самодостаточной только тогда, когда в стране живет не менее 50 миллионов человек. То есть наше население нужно увеличить вдвое. А как мы его увеличиваем? Понятное дело, что частично за счет рождения новых поколений, но у нас культура многодетности, причем такой ответственной многодетности, когда я понимаю, что это мой выбор, я могу много детей родить, хочу иметь много детей и я беру за это ответственность и отвечаю за это. Государство всегда исходит из имеющихся возможностей. Например, бывает, что в семье встает такой выбор — купить iPhone последней модели или компьютер для работы. И члены семьи выбирают, куда направить деньги. То же самое и в государстве. Конечно, в целом запрос социальной справедливости высокий, но само понимание, что это означает, еще требует хорошей проработки, общественного дискурса и изменения нашей потребительской культуры. А именно, осознания, что кроме меня, моей семьи и моих потребностей есть люди, находящиеся в более сложном положении, поэтому я готов помогать или готов большую часть забот о семье брать на себя. Вот такой контекст сплоченности, социальной ответственности — это то, что нам предстоит осмыслить на ментальном уровне, принять и жить в этих рамках», — поделилась спикер.