воскресенье, 19 мая 2024 г.
icon
443.44
icon
480.51
icon
4.88
Алматы:
icon
23oC
Астана:
icon
17oC
1xadv
×

Звонки из «банков» и поддельные переводы: какие фейки используют аферисты для обмана казахстанцев

Телефонные мошенники и интернет-аферисты уже давно пополнили армию распространителей фейков. А все потому, что они используют надуманные факты, уловки и манипуляции для наживы – продажу несуществующих товаров, «ошибочные» переводы денег, «предупреждения» о мошенниках. О распространенных преступных схемах тех, кто распространяет фейки и дезинформацию в корыстных целях - в материале ИА «NewTimes.kz».

Sora Shimazaki/pexels.com
Sora Shimazaki/pexels.com

«Подозрительные операции»

Этим приемом часто пользуются псевдосотрудники банковских и микрокредитных организаций. Они звонят незнакомым людям и говорят о «подозрительных операциях», взволнованным голосом пытаются убедить, что мошенники «прямо сейчас» хотят оформить на вас кредит или снять деньги со счета. Помните, что это метод мошенников — навести страх, панику и тревогу, чтобы человек не смог принять взвешенное решение и пошел на поводу у злоумышленников.

Подозрения и вопросы должны возникнуть в нескольких случаях: когда собеседник на том конце провода начинает запрашивать данные вашей банковской карты, удостоверения личности, CVV-код, доступ к банковскому мобильному приложению, пин-код, номера счетов. Зачастую мошенники просят эти данные нужны, чтобы якобы предотвратить действия злоумышленников, посягающих на ваши деньги. Если вы услышите все вышеперечисленные вопросы, решительно заканчивайте разговор, звоните следом в call-центр банка и полицию. В банке вам ответят, что их сотрудники не запрашивают личную информацию, данные о платежной карте, не требуют передачи кодов доступа, приходящих на мобильный телефон и тем более, не используют в общении с клиентами тактику запугивания.

Подозрительные интернет-ссылки

Один из инструментов, используемых интернет-мошенниками — фишинг, от английского fishing — «рыбная ловля». Мошенники проводят массовую рассылку от имени известных компаний, банков, интернет-магазинов, делая все, чтобы доменный адрес был похож на оригинал. Они завлекают пользователей на различные сайты, предлагая участие в розыгрышах, акциях и пытаются выведать важные данные: номер банковской карты, срок ее действия, трехзначный код (CVV/CVC), код из SMS-сообщения об участии в «розыгрыше».

Цель «организаторов акций» понятна — ввести незнакомых людей в заблуждение и овладеть их деньгами. Чем активнее вас призывают к участию таких мероприятий, обещая призы и выигрыш, тем больше вероятность обмана. Также помните, что с помощью фишинговых сайтов мошенники крадут логин — номер телефона и пароль от интернет-банкинга, чтобы получить доступ к интернет-банкингу и снять деньги со счета в мобильном приложении.

Фейковые продажи

Предоплата за несуществующий товар — также одна из частых схем для наживы, используемых мошенниками. Они публикуют объявление о продаже несуществующего товара, и если появляется желающий его купить, просят внести часть оплаты или всю сумму. Иногда, ссылаясь на занятость или проживание в другом городе, «продавец» обещает выслать товар по почте. Если оплата состоялась, он перестает отвечать на звонки и сообщения или выкидывает сим-карту. Стоит отметить, что авторы фейковых объявлений «продают» что угодно, от автомобилей до одежды. Поэтому, выбирая онлайн-покупки на сайтах объявлений, будьте осторожны: не вносите предоплату и тем более, не оплачивайте полную стоимость товара. Для начала убедитесь, что товар существует. Для этого воспользуйтесь видеозвонком и попросите продавца показать вам товар, узнайте адрес склада, поищите в интернете, существует ли он на самом деле, попробуйте найти отзывы других покупателей, разместив в поисковике номер телефона продавца.

Удаленный доступ к интернет-банкингу

В Казахстане периодически появляются новости о том, что мошенники сняли деньги со счета незнакомого человека. В таких случаях они действуют по телефону — обманом выведывают логин и пароль от банковского приложения, просят скачать специальную программу (AnyDesk или TeamViwer) для получения доступа к интернет-банкингу и удаленно снимают деньги с карты или счета. При этом мошенникам удается украсть крупные суммы денег.

Так, в Костанайской области они сняли с депозита 60-летней жительницы села 10 миллионов тенге. Позвонившие ей люди сказали, что мошенники хотят снять деньги с ее депозитного счета, и чтобы помешать им, якобы нужно обновить мобильное приложение. Получив доступ к телефону женщины, они перевели деньги на счет другого банка, а после — на чужие банковские карты. Благодаря вмешательству полицейских мошенники не успели обналичить украденную сумму целиком. В полиции предупреждают: не скачивайте никакие приложения или программы по просьбе неизвестных людей. Это только облегчит преступные действия мошенников.

Фейковый перевод денег

В некоторых случаях мошенники звонят незнакомым людям и говорят: Я ошибочно перевел деньги на ваш счет, верните их, иначе я подам в суд или в полицию за хищение чужих средств«. Они диктуют или присылают номер карты лица, которому якобы с самого начала предназначался перевод. В этих случаях главное — оставаться спокойным и рассуждать логически. Иногда SMS о поступлении средств бывает фейковым, поддельным. Проверить это просто — посмотрите, изменилась ли сумма на вашем счету. Если она осталась прежней и поступления денег не было, значит, это мошенники. По возможности, добавил он, нужно зафиксировать как сам телефонный разговор с мошенниками, так и обращение в кредитную организацию.

«Изучите выписку по своему счету, чтобы понять, от кого и когда поступил деньги. Если вы на 100% убедились, что перевод денег был ошибочным, а отправитель с вами так и не связался, обратитесь в банк. Напишите письменное заявление о согласии на возврат суммы, и финансовый институт проведет обратный платеж согласно процедурам возврата платежей по законодательству Казахстана», — делится советами интернет-ресурс Fingramota.kz.

Уловки и манипуляции: как они работают

В своих преступных действия мошенники используют психологические приемы. Они могут провоцировать на совершение покупки словами вроде «Это слишком дорого для вас, вы не сможете это купить». Таким образом фейковые продавцы пытаются раззадорить человека и «раскрутить» его на покупку несуществующего товара. Или же, представившись бухгалтером, серьезным, опытным сотрудником госорганизации/банка, просят данные банковской карты и CVV/CVC код для совершения платежа, используя для убедительности финансовые термины.

Мошенники всегда пытаются войти в доверие и расположить к себе незнакомого человека, говоря примерно следующее: «Мы поняли, что вы надежный человек», «Можете смело доверять мне» и т.д. Помните: чем дольше вы говорите с незнакомцем, который хочет «спасти вас от мошенников» или обещает «фантастический выигрыш», тем больше вероятность, что его преступная схема в итоге сработает на вас.

Полезные советы

Если данные вашей карты все-таки оказались у мошенника, заблокируйте карту, позвонив в банк или сделав это в мобильном приложении. Поменяйте пароль в мобильном приложении, и обратитесь в отделение для перевыпуска карты. Не передавайте никому пин-код и CVV-код карты, данные удостоверения личности и прочую важную информацию. Если вам предлагают выгодно вложить деньги в инвестиционную компанию, проверьте, не является ли она финансовой пирамидой. Список организаций, имеющих признаки недобросовестной деятельности, можно найти на сайте Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка. При ведомстве также действует call-центр по номеру: +7 727 237 1000.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0