Нынешний сезон для животноводов оказался достаточно продуктивным: дожди, которые отразились на урожаях фермеров, напитали влагой поля и пастбища для животных. Затяжная осень позволила закрыть все потребности по кормам, передает ИА «NewTimes.kz».
Об этом пишет портал El Dala.
Благоприятная погода повлияла на себестоимость мясной продукции: она снижается. По заготовке грубых кормов летом были вопросы из-за засухи, но в августе–сентябре ситуацию удалось выровнять. А вот из негативных моментов — цены на скот сейчас нет. За коров мясокомбинаты сейчас дают 700-800 тенге за кило живого веса. В пересчете на мясо это 1700-1800 тенге. Бычков берут по 900-1000 тенге за кило живого веса. Это очень низкая цена, не покрывающая себестоимость.
Чтобы выровнять ситуацию, необходимо вернуться к ценам до введения запрета на экспорт живого скота, когда за килограмм живого веса бычков можно было получить 1250 тенге. Так считает генеральный директор Мясного союза Казахстана Максут Бактибаев. Необходимо снять все ограничения, это позволит на рынке начать работать двум покупателям — местным мясокомбинатам и экспортерам.
К слову, сейчас действуют квоты на экспорт живого скота: за полгода одна откормплощадка может экспортировать не более 4 тыс голов бычков старше 12 месяцев, одна ферма — не более 500 голов.
«У нас нет скотных рынков вообще, кроме единственного в Карабулаке. А в Австралии, Канаде, США, во всей Европе есть скотные рынки. Фермер туда приходит и спокойно продает скот. А у нас такой возможности нет, везти скот некуда. Поэтому пока еще фермерам чаще всего приходится сидеть и ждать покупателя, который приезжает и диктует свои условия», — говорит спикер.
Эту ситуацию нужно менять, только тогда животноводы смогут зарабатывать справедливые деньги за свой тяжелый труд.
По внутренним ценам ситуацию усугубляет то, что между фермером и покупателем говядины стоит до пяти посредников, каждый из которых накидывает свою маржу на мясо. В результате цена продукта в магазине или на рынке создает обманчивое впечатление, что животноводы хорошо зарабатывают. Но это совсем не так.
Для того чтобы помочь фермерам начать зарабатывать, необходимо вернуть соседние рынки, тот же Узбекистан, который неплохо закупал мясо до введения ограничений, и наладить экспорт в Китай. Что касается внутренних цен, то эксперт не видит риска существенного роста цен, поскольку покупательская способность населения невысока и нынешние цены и так многим не по карману.
«При этом маржа посредников на каждом килограмме говядины, который покупает казахстанец, достигает 800 тенге. Так что, я думаю, ресурс тут: при росте цены поставки мяса от фермера будет снижаться маржа посредников, а не конечная стоимость мяса для покупателя. Да, какой-то рост будет, но небольшой. Иначе люди начнут переходить на курятину или другие виды мяса», — пояснил спикер.