Мобильный беспредел: Как наживаются сотовые операторы

На прошлой неделе министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности опубликовало новость о том, что на более 3,2 млрд тенге оштрафовали в 2023 году сотовых операторов в Казахстане за предоставление некачественных услуг связи.

Фото: pexels

«В 2023 году ведомство провело 782 проверки и выписало штрафов на сумму 3 млрд 288 млн тенге. В бюджет уплачено с учетом предусмотренной законодательством скидки 1 млрд 644 млн тенге, из них по операторам: Tele2 — 751,4 млн тенге, Kcell — 563,2 млн тенге, Beeline — 329,4 млн тенге», — отметили в ведомстве.

Проведение проверок и повышение штрафов, как отмечают в министерстве, позволило увеличить ответственность операторов за качество предоставляемых услуг.

Так, в период до повышения штрафов, с 2019 по 2022 год, операторами исполнялось лишь 33% предписаний. После проведения работ по повышению штрафов в 2023 году операторы отреагировали на 65% предписаний.

Несмотря на столь значительную стоимость штрафов, абоненты задаются закономерным вопросом: почему им не возвращают потраченные деньги за незаконно повышенную стоимость абонентских услуг со стороны оператора? В конце концов, оператор оплатил, возьмем условно, 500 млн тенге штрафа разово, а получил в течение года прибыль за счет повышения стоимости услуг на 2 млрд тенге. Итого чистая прибыль составляет 1,5 млрд тенге.

Говорит ли подобный кейс о том, что у государства нет действенных механизмов воздействия на сотовых операторов, чтобы они предоставляли качественные услуги абонентам без кратного повышения стоимости услуг?!

Сейчас самое время государству продемонстрировать, что оно полностью контролирует ситуацию. Возможно, лишение лицензии более эффективно, чем наложение штрафов. Ведь если сегодня власть не укротит строптивых мобильных операторов, эта ситуация станет примером для других монополистов из разных секторов экономики, что в конечно итоге может привести к социальным протестам.

Арлан Каскырбек