суббота, 27 апреля 2024 г.
icon
444.22
icon
476.38
icon
4.82
Алматы:
icon
9oC
Астана:
icon
7oC
1xadv
×

Шествие по музеям мира продолжается: «Золотой человек» отправился в Китай

12 июля 2018 года Национальный Музей Республики Казахстан и Исторический музей провинции Шэньси открывают уникальную выставку «Наследие Великой Степи: шедевры ювелирного искусства» в рамках реализации международного выставочного проекта «Шествие Золотого человека по музеям мира», который представит зарубежной аудитории культуру и искусство Евразийских кочевников.

Понятие «Золотой человек» в исторической науке появилось благодаря выдающемуся ученому-археологу, одному из основоположников казахстанской археологии Кемалю Акишеву. Именно им был исследован знаменитый Иссыкский курган на юге Казахстана, в котором был обнаружен первый «Золотой человек» – сакский воин в полном облачении из золота. Бесценная находка была признана открытием века и получила условное имя «Алтын адам»-«Золотой человек».

В общей сложности в кургане было найдено 4800 золотых изделий, декорировавшие одежду воина. После фараона Тутанхамона – это наибольшее количество золотых предметов, когда-либо найденных в гробницах.Топография предметов в захоронении - парадный доспех погребенного воина, остатки железного меча и кинжала позволили ученым-исследователям в результате кропотливой работы воссоздать облик сакского воина. «Саки» в переводе с персидского означают «могучие мужи» - далекие предки казахов. В сочинениях греческих авторов их называют азиатскими скифами, в других древних источниках их образно описывали «турами с быстрыми конями». В числе трех больших групп этих племен упоминались саки-тиграхауда («острошапочники»), жившие на территориях, где и был обнаружен  курган Иссык с захоронением «Золотого человека».

Особое место в экспозиции занимает обнаруженная среди находок кургана Иссык серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом, что также убедительно доказывает достаточно высокий уровень развития общественных устройств, не уступающих уровню развития других народов тех времен.

Важнейшая особенность древнего искусства степи – господство зооморфных образов также обусловлена критериями мифологического мышления. Драматизм его сюжетов трактуется как борьба добра и зла, светлого и темного начал, как возрождение к новой жизни, как символ вечного движения и извечной борьбы противоположностей. Ярким образцом такого противостояния можно отметить представленную на выставке бляху в виде двух зеркально отраженных барсов, выполненную из золота в технике штамповки и рифления в V-IV вв. до н.э.

Также в списке экспонируемой коллекции есть уникальные произведения ювелирного искусства, датируемые началом XV века (городище Сайрам Южного Казахстана), а также находки, обнаруженные в кургане Талды-II  Центрального Казахстана (середина - 2-ая половина VII в. до н.э.).

Будет представлена реконструкция одеяния сарматской знатной женщины (конец VI – середина V в. до н.э.), найденной в результате проведенных исследовательских работ археологическим отрядом Западно-Казахстанского областного центра истории и археологии под руководством доктора исторических наук, профессора М.Сдыкова в комплексе Таксай-1 в апреле 2012 года. В погребении было обнаружено более 500 фрагментов  различных золотых украшений.

Представленные экспонаты,–лишь малая часть золотых предметов из фондов Национального музея Республики Казахстан – творений безымянных мастеров прошлого, отражающих самобытность наследия степной культуры Евразии, еще раз свидетельствует о непрерывности ее художественных традиций.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0

В статье: