Алматы одним из первых в стране приступил к реализации проектов цифровизации. В южной столице ведётся активная работа над формированием инновационного города ―Smart Almaty, передает ИА «NewTimes.kz».
По словам технического директора проектного офиса акимата Алматы ― АО «Центр развития города Алматы» Руслана Мамунова, на сегодняшний день для системного решения важнейших вопросов города определены 7 ключевых проектных направлений Smart Almaty: Комфортный город, Open Almaty, Доступный сервис для жильцов, Открытый бюджет, Открытые данные, Интеллектуальная транспортная система и Безопасный город.
«Начнем с проекта «Комфортный город». Этот проект направлен на улучшение качества жизни в Алматы ― заботе о каждом человеке. Модернизируя внешний облик мегаполиса, при этом мы сохраняем историческое наследие. Это важно», ― пояснил Руслан Мамунов.
Так, акиматом города, при участии Центра развития Алматы и «Gehl Architects» проводятся работы по созданию в городе сети пешеходных улиц. Также при участии жителей города были проведены обследования 129 парковых территорий и отобраны 26 эскизов для реконструкции парков и скверов. На сегодняшний день активно благоустраиваются 8 парков, строится велокоридор, 8 пешеходных улиц и 16 прогулочных аллей во всех районах города.
Как отметил техдиректор АО «Центр развития города Алматы», этим летом были начаты работы по проекту создания пешеходных улиц. «И есть уже результаты, это пешеходная улица Панфилова, Арбат по Жибек Жолы, площадь «Астана». В первую очередь мы думаем о людях. В ходе реконструкции прежний дух Алматы сохранен», ― отметил он.
Также с участием горожан была определена концепция реконструкции бывшего трамвайного депо. АО «Центр развития города Алматы» после закрытия трамвайного депо провел открытый конкурс на разработку концепции проекта, также организовано онлайн-голосование за выбор проекта преобразования территории. В голосовании активно участвовало население города. Это был первый случай в Казахстане вовлечения граждан в процесс принятия решений в сфере городской реконструкции. По результатам общегородского голосования был выбран проект DEPOEvolutionPark, который предусматривает молодежный лофт-центр, где планируется организовать зону притяжения для молодежи. Также на территории будут организованы детские зоны развития, павильоны для организации выставок, встреч, точек питания, мастерские и помещения для прикладного творчества.
Следующий проект ― это общественная приемная акимата Алматы «OpenAlmaty». Прием обращений от населения ведется во фронт-офисе, где в одном офисе принимают представители всех районных акиматов, управлений, департаментов, прокуратуры, Национальной палаты предпринимателей, ЦОН, профессиональные медиаторы. По данным Руслана Мамунова, все они работают по принципу «одного окна», то есть человек может в одном месте сразу решить разные вопросы. «Это особенно актуально в условиях большого города, не нужно тратить время на дорогу. Обратиться в приемную можно по телефону 1308, написать онлайн через портал www.open-almaty.kz, либо прийти во фронт-офис по адресу: ул. Байзакова 280», ― подчеркнул спикер.
Рассказывая о проекте «Доступный сервис для жильцов», спикер пояснил, что его целью является обеспечение качественного и доступного сервиса для жильцов.
«На первом этапе мы планируем предоставить удобную площадку для решения жилищных вопросов жителям и КСК, тем самым обеспечив прозрачность расходной и доходной части управляющих организаций», ― рассказал техдиректор компании.
Люди смогут участвовать в жизни дома через онлайн-собрания, быстро получать услуги по заявке, и, если работа имеет нарекания, оценить качество. КСК смогут автоматизировать свою работу, например, сформировать бюджет или автоматически вывести сумму расходов на содержание. Немногие жители города знают свою обслуживающую компанию и ее сотрудников, не говоря уже о бюджетах и затратах.
В Алматы уже действуют портал, где можно увидеть карту КСК, есть обратная связь, размещаются проекты документов для обсуждения. Сейчас идет активная работа по регистрации КСК, формированию их паспортов, домов, доработке функционала. Запуск единой платформы предусмотрен в 2018 году.
По данным представителя центра, проект принесет не только социальный, но и экономический эффект за счет оптимизации затрат времени и труда. Сократится число ручных операций, будут исключены дублирование и случайные ошибки. Также, в сфере ЖКХ ведутся расчеты по реализации проекта мониторинга потерь на тепловых и водных магистралях. Используя специальные датчики IoT, передающие информацию об оборудовании в режиме 24/7 можно контролировать его состояние и оперативно реагировать на возникающие аварии, тем самым избегая существенных затрат на ремонт.
В свою очередь, проекты «Открытый бюджет» и «Открытые данные», как пояснил Р. Мамунов, позволят обеспечить доступ всем заинтересованным лицам к социально-экономическим показателям развития города Алматы.
«Так, в этом году нами запущен портал almatygenplan.kz. На портале открыты данные по схемам красных линий, мощности тепловых и электрических систем, водоснабжения и т.д. Это в 2 раза сократило время на разработку инженерных проектов, исключен необоснованный отказ в выдаче техусловий. Данный проект будет развиваться и дальше, до конца мы планируем завершить разработку 3D карты города», ― рассказал он.
Кроме этого, с прошлого года осуществляется размещение сведений по освоению финансовых средств государственных и бюджетных организаций. Все государственные организации должны публиковать свои бюджетные проекты и отчеты в Open Data,как это уже делается детскими садами, школами, больницами, КСК. Это позволяет обществу владеть достоверной информацией о текущих расходах учреждений. В последующем, на этой основе будет формироваться Big Data.
В рамках развития направления интеллектуальной транспортной системы в Алматы были запущены проекты Онай и А-паркинг, которые вывели «из тени» ранее скрытые доходы и резервы. Это дало возможность видеть реальную картину, делать расчеты для развития общественного транспорта, привлекать инвестиции в эту отрасль. Сейчас парк автобусов города пополняется, в целом город пополнится порядка 500 новыми автобусами, более половины из которых уже вышли на маршрут. Выделены отдельные полосы для автобусов, создаются велоинфраструктура и пешеходные зоны.
«Кроме этого, мы планируем интегрировать имеющуюся городскую транспортную сеть в единую систему, то есть все камеры, светофоры, датчики, мониторы и другое, сформировав интеллектуальную транспортную систему», ― пояснил спикер.
На начало 2018 года запланирован пилотный проект по установке умного освещения, камер видеонаблюдения и мониторинга потока людей на пешеходных улицах города за счет частных инвестиций. Данный проект позволит провести анализ и оптимизировать движение транспортных потоков в городе, улучшить качество предоставляемых услуг автоматизированной парковки, а также собрать данные, используемые для анализа.
Кроме того, в мегаполисе реализуется направление «Безопасный город». Уже созданы выделенные полосы для общественного транспорта, вело-коридоры, парковки и пешеходные зоны. Система «Безопасный город» ― это камеры, а их установлено более 100 тысяч на дорогах города, во дворах, школах, ТРЦ. Все патрульные экипажи обеспечены видеорегистраторами и GPS-системами, полицейские ― видеофиксаторами, которые они не имеют права отключать. Таким образом, обеспечивается прозрачность и подотчетность работы полиции.
В настоящее время прорабатывается вопрос по внедрению безналичных расчетов. Полицейские экипажи планируется оснастить планшетами, позволяющими оперативно работать с базами данных МВД и Министерства юстиции. В результате протоколы на нарушителей ПДД станут оформлять online, а штрафы можно будет уплатить сразу же на месте с помощью POS-терминала, получив фискальный чек.
Повсеместно внедряются безналичные расчеты. Так внедрение транспортных карт в пассажирских перевозках обеспечило рост «прозрачных доходов» на 60%. Автоматизация уличных парковок повысила налоги в 5,5 раз.
В целом в городе общее число правонарушений снизился на 8,6%, на 9% повысилась раскрываемость тяжких преступлений. Также сейчас совместно с ДЧС города и Институтом географии проводим расчеты по внедрению системы цифрового мониторинга моренных озер.